город Омск |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А46-2066/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Семёновой Т.П., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Набиевым М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9185/2018) общества с ограниченной ответственностью "РостОК" на решение Арбитражного суда Омской области от 27.06.2018 по делу N А46-2066/2018 (судья Беседина Т.А.), принятое по иску муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" (ИНН 5501016762, ОГРН 1025500609200) к обществу с ограниченной ответственностью "РостОК" (ИНН 5528210809, ОГРН 1135543019754) о взыскании 459 871 руб. 59 коп.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "РостОК" - Гергель Д.И. (паспорт, по доверенности б/н от 19.07.2018 сроком действия до 31.12.2018),
установил:
муниципальное предприятие города Омска "Тепловая компания" (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью "РостОК" (далее - Общество, ответчик) с иском о взыскании 459 871 руб. 59 коп. задолженности по договору энергоснабжения от 18.11.2013 N 11092 за период с декабря 2016 года по май 2017 года; а также 63 руб. почтовых расходов.
Решением арбитражного суда от 27.06.2018 по делу N А46-2066/2018 с Общества в пользу Предприятия взысканы 459 871 руб. 59 коп. задолженности;
а также 63 почтовых расходов. С Общества взыскано в доход федерального бюджета 12 197 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением суда, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей жалобы ответчик приводит следующие доводы:
- Общество не предоставляло собственникам жилых помещений коммунальный ресурс и не приобретало его у ресурсоснабжающей организации, истец самостоятельно поставлял такой ресурс и получал оплату с учётом выставленных сумм на общедомовые нужды (ОДН);
- Общество получало оплату от собственников жилых помещений только за ремонт и содержание жилья;
- исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
От Предприятия отзыва на жалобу не поступило.
Представитель Предприятия, извещённого о судебном заседании 10.09.2018 надлежащим образом, в него не явился. Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Представитель Общества поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и верно установил суд первой инстанции, 23.01.2017 между Предприятием (энергоснабжающая организация) и Обществом (абонент) заключён договор поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества N 10217 (л.д. 22-24), по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется поставить абоненту коммунальный ресурс горячую воду (ГВС) в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении абонента, а абонент обязуется оплачивать принятый коммунальный ресурс (пункт 1.1 договора).
Порядок учёта и расчётов за тепловую энергию установлен в разделе 4 договора,
согласно пункту 4.1. которого расчётным периодом поставки тепловой энергии является календарный месяц.
Стороны распространили положения настоящего договора на правоотношения, которые возникли между ними с 01.01.2017 (пункт 4.2. договора).
В соответствии с пунктом 4.4. договора до 10-го числа текущего месяца энергоснабжающая организация выставляет в банк плательщика платёжные требования, счета-фактуры и акты выполненных работ на оплату коммунального ресурса в акцептном порядке.
Оплата коммунального ресурса производится абонентом ежемесячно до 14 числа текущего месяца на основании платёжных документов, выставленных в соответствии с пунктом 4.4. (пункт 4.5. договора).
Предприятие уведомило ответчика письмом от 19.04.2017 N ДО-201 о расторжении с 02.05.2017 договора в связи с расторжением договора аренды котельной, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, п. Ростовка, д. 35 (л.д. 28).
Во исполнение обязательств по договору за период с января по май 2017 года ответчику поставлена тепловая энергия на ГВС на общую сумму 413 111 руб. 30 коп., что подтверждается предъявленными для оплаты счетами-фактурами (с учётом корректировок) от 31.01.2017 N 2369, от 28.02.2017 N 6939, от 31.03.2017 N 10259, от 30.04.2017 N 13656, от 31.05.2017 N 17259 (л.д. 30-42).
Кроме того, ответчику выставлен счёт-фактура от 31.01.2017 N 2368 за декабрь
2016 года на сумму 46 760 руб. 29 коп. для оплаты объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над
объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (л.д. 29).
Поскольку ответчик не исполнил свои обязательства по оплате потреблённой тепловой энергии, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, предъявив к оплате 459 871 руб. 59 коп. за период с декабря 2016 года по май 2017 года.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Возражения ответчика против исковых требований истца по сути сводятся к тому, что за потреблённую электроэнергию собственники помещений дома напрямую осуществляют оплату ресурсоснабжающей организации, которая является непосредственным исполнителем коммунальной услуги.
Данные возражения ответчика суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Особенности правового регулирования обеспечения энергетическими ресурсами собственников помещений МКД установлены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), имеющим приоритет над другими законами и нормативными правовыми актами, содержащими применимые к этим отношениям нормы права (статья 5 ЖК РФ).
В силу части 3 статьи 67, пунктов 3, 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ наниматели и собственники жилого помещения обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, включающие в себя, в том числе плату за электроснабжение (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьёй 171 настоящего Кодекса.
В частности, в части 7.1. статьи 155 ЖК РФ установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В рассматриваемом случае МКД в п.Ростовка находится в управлении ответчика (управляющая организация).
В спорный период истец осуществлял подачу тепловой энергии в МКД, которые оборудованы общедомовыми приборами учёта.
В силу части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют, в частности, электроснабжение. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учётом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 13 указанных Правил).
В пункте 13 Правил N 354 также указано, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключённому управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (пункт 14 Правил N 354).
Таким образом, в силу вышеприведённых норм права ответчик как управляющая организация обязан заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
Основанием исковых требований Предприятия как раз выступает заключённый с ответчиком подобный договор от 23.01.2017, действие которого распространено сторонами с 01.01.2017.
Истцом к взысканию предъявлена стоимость поставленной энергии за период с января по май 2017 года, который подпадает под действие договора от 23.01.2017.
Также к взысканию предъявлена стоимость энергии за предшествующий период - декабрь 2016 года.
Однако отсутствие договорных отношений между истцом как ресурсоснабжающей организацией и ответчиком в декабре 2016 года не препятствует признанию последнего исполнителем коммунальных услуг, учитывая то, что факт поставки коммунального ресурса ответчик не отрицает.
Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключённого с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потреблённые коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Поэтому данные отношения рассматриваются как договорные.
Обязанность по оплате задолженности за потреблённый коммунальный ресурс при отсутствии письменного договора указана в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", в соответствии с которым отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Поэтому отсутствие у ответчика с истцом заключённого договора энергоснабжения за период декабрь 2016 года не освобождает ответчика от обязанности оплатить потреблённую МКД электроэнергию на общедомовые нужды за этот период.
В связи с чем суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы ответчика о том, что он не является исполнителем коммунальных услуг, а таковым является только истец.
Ответчик указывает в отзыве на исковое заявление (л.д. 55-56) о том, что истцом выставлены суммы, в которых не были разграничены расчёты по оплате ресурса по МКД, где установлен прибор учёта (тепловой счётчик), и по домам, где должен применяться установленный РЭК по Омской области норматив.
Однако, как указывает истец (л.д. 59-60), расчёт начислений изначально определён на основании разности показаний общедомового прибора учёта ГВС и объёма, потреблённого непосредственно потребителями.
Как следует из пункта 46 Правил N 354, плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчётный период на общедомовые нужды, определяемая в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, потребителям не начисляется, если при расчёте объёма коммунальной услуги, предоставленной за расчётный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объём коммунального ресурса, определённый исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта за этот расчётный период, меньше чем сумма определённых в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объёмов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчётный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определённых в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объёмов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчётный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учёта, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период, не может превышать объёма коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При расчёте платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
Истцом в материалы дела представлены сведения об объёмах ОДН ГВС по каждому дому и расшифровки начислений и перерасчётов объёма ОДН ГВС за спорный период (л.д. 59-60).
Оснований считать, что истец неправильно произвёл расчёт суммы долга, у суда не имеется.
Согласно части 6.2. статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчёты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми ею заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (на общедомовые нужды).
Доказательств принятия общим собранием собственников помещений в МКД, проведённым в установленном порядке, решений по оплате сверхнормативного потребления коммунальной услуги по ГВС для общедомовых нужд между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, ответчиком не представлено.
Следовательно, обязанность по оплате сверхнормативного потребления коммунальной услуги по ГВС для общедомовых нужд за счёт собственных средств возлагается на управляющую организацию МКД как на исполнителя коммунальных услуг.
Поэтому настоящее требование истца правомерно и обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Обратного податель жалобы апелляционному суду не доказал.
Обжалуемым решением суд первой инстанции также взыскал с ответчика почтовые расходы в сумме 63 руб., в отношении которых возражений в жалобе не заявлено.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. при подаче апелляционной жалобы в связи с отказом в её удовлетворении суд апелляционной инстанции по правилам статьи 110 АПК РФ относит на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 27.06.2018 по делу N А46-2066/2018 оставить без изменения. апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Т.П. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.