г. Москва |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А40-112771/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Спецстроймеханизация"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2018 по делу N А40-112771/18, принятое судьей Е.А. Вагановой
по заявлению ООО "СПЕЦСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ"
к МИФНС N 46 по г.Москве
третье лицо: 1.ГУ-ГУ ПФ РФ N 2 по г.Москве и Московской области; 2.ГУ-ГУ ПФ РФ N 2 по г.Москве и Московской области Клиентская служба "Очаково-Раменки" Управление N 7
о признании незаконным и отмене решения от 02.04.2018 N 160347А, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
при участии:
от заявителя: |
Назаров Ю.С. по доверенности от 19.03.18; |
от заинтересованного лица: |
Винокуров В.В. по доверенности от 22.02.18; |
от третьего лица: |
1.не явился, извещен; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СПЕЦСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г.Москве о признании незаконным решения от 02.04.2018 N160347А об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией и возложении обязанности произвести государственную регистрацию Общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ" (ОГРН 1157746221808, ИНН 7729453266, дата регистрации: 13.03.2015, место нахождения: 119285, город Москва, улица Мосфильмовская, дом 4, помещение 4, ком. 8) в связи с ликвидацией, внести соответствующею запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности заявителя.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 20.07.2018 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением ООО "СПЕЦСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ" обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требованиях. Указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм и процессуального материального права.
Информация о принятии апелляционных жалоб вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заинтересованного лица поддержал решение от 20.07.2018.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дате, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дел и установлено судом первой инстанции, в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 28(642) от 19.07.2017/1319 опубликовано сообщение о принятии решения о ликвидации ООО "СПЕЦСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ", а также об адресе для предъявления требований кредиторов.
11.12.2017 Решением N 3 единственного Участника ООО "СПЕЦСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ" с учетом отсутствия заявленных в установленный срок требований кредиторов Общества, был утвержден промежуточный ликвидационный баланс ООО "СПЕЦСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ".
20.12.2017 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса за ГРН 7177749383926.
Решением единственного Участника от 22.03.2018 г. N 4 ООО "СПЕЦСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ" принято решение об утверждении ликвидационного баланса, и уведомлении регистрирующего органа об утверждении ликвидационного баланса.
26.03.2018 г. в МИФНС N 46 по г. Москве Обществом были представлены документы для государственной регистрации ООО "СПЕЦСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ" в связи с ликвидацией, предусмотренные ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
02.04.2018 МИФНС N 46 по г. Москве вынесено Решение об отказе в государственной регистрации N 160347А, на основании пп. з п. 1 ст. 23 ФЗ от 08.08.2001 г. N 129- ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Не согласившись с вынесенным решением регистрирующего органа, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования заявителя, апелляционный суд руководствуется следующим.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулировались Законом N 129-ФЗ, а также Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам утв. Приказом Минфина России от 18.02.2015 г. N 25н (далее - Порядок)
Положениями ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона N 129-ФЗ документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Обязанность предоставления сведений установлена ФЗ от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" так в соответствии с п. 2 ст. 11 указанного закона, страхователь не позднее 20 дней со дня окончания квартала представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Указанные сведения также могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Вышеуказанные сведения своевременно предоставлены заявителем, а именно 09.02.2018 г.
Обществом, в связи с обязанностью предусмотренной п. 2 ст. 11 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" были предоставлены сведения о каждом работавшем в Обществе застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ и форме ОДВ-1, что подтверждается протоколом входного контроля.
Данная отчетность была принята ПФР 22.01.2018 г., что подтверждается квитанцией о получении сведений ПФР и положительным протоколом входного контроля.
До составления промежуточного ликвидационного баланса, 11.10.2017 г. Обществом в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве была получена справка, согласно которой требования согласно п.п. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 ФЗ от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", ст. 9 ФЗ от 30.04.2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" исполнены Обществом.
Обществом получена справка от 05.04.2018 г., в которой подтверждаются исполнение требований, предусмотренных п.п. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 ФЗ от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", ст. 9 ФЗ от 30.04.2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Вместе с тем, сведений о наличии задолженности указанные документы не отражали.
В соответствии с п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно пунктам 3, 4 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Согласно пунктам 5, 6 ст. 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно, в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Кроме того, в силу статей 9, 13, 14, 17 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ликвидационный баланс не является документом, обособленным от первичных документов, оформленных по каждому факту хозяйственной жизни организации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Российской Федерации от 13.10.2011 г. N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать верную информацию.
В связи с чем представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Вместе с тем доказательств, свидетельствующих о недействительности сведений ликвидационного баланса, в том числе в отношении ПФР, ответчиком, третьим лицом не представлены. Требования в порядке ст.61-63 ГК РФ в адрес ликвидатора не направлялись, как и не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии задолженности в ПФР. Таким образом, в данном случае отсутствовали законные основания для вынесения обжалуемого решения.
На основании вышеизложенного, решение налогового органа от 02.04.2018 N 160347А подлежит отмене.
Лицо, полагающее нарушенным свое право, вправе самостоятельно выбрать способ его защиты из тех, что предусмотрены законом. При доказанности нарушенного права арбитражный суд должен предоставить этому лицу судебную защиту (статья 2 АПК РФ). Наличие у лица, обратившегося в суд, альтернативных способов защиты нарушенного права не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении его требований.
В связи с существенным нарушением норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Расходы по иску и по апелляционной жалобе в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.07.2018 по делу N А40-112771/18 отменить.
Признать незаконным решение МИФНС N 46 по г.Москве от 02.04.18 N 160347А.
Обязать МИФНС N 46 по г.Москве восстановить нарушенные права заявителя в установленном законом порядке.
Взыскать с МИФНС N 46 по г.Москве в пользу ООО "СПЕЦСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ" государственную пошлину 3 000 рублей по заявлению, по апелляционной жалобе 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.