г. Москва |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А40-77902/18 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Д.В. Каменецкий,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2018 по делу N А40-77902/18, принятое в порядке упрощенного производства судьей А.П. Стародуб (116-558),
по исковому заявлению ОАО "РЖД"
к ООО "СК "Согласие"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "СК "Согласие" (ответчик) о взыскании страхового возмещения в размере 454704,73 руб.
Решением от 04.07.2018 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с решением суда, ОАО "РЖД" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик с доводами истца не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ООО "СК "Согласие" заключен договор от 08.12.2014 N 02910 ГОЖД/1012 страхования гражданской ответственности ОАО "РЖД", со сроком действия с 08.12.2014 по 08.12.2016 (Договор страхования).
Согласно п. 1.1 Договора страхования Страховщик обязуется за обусловленную в соответствии с настоящим договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в настоящем Договоре события (страхового случая), возместить третьим лицам (Выгодоприобретателям) ущерб, возникший вследствие причинения вреда их жизни, здоровью, имуществу, а также ущерб, возникший вследствие причинения вреда окружающей природной среде.
В силу п. 2.3. Договора страхования застрахован риск гражданской ответственности Страхователя по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда в течение действия настоящего договора, включая вред имуществу Выгодоприобретателей.
В п. 2.4. Договора страхования сторонами согласовано, что обязанность страховщика по выплате страхового возмещения может возникнуть на основании решения суда, установившего обязанность Страхователя возместить ущерб, причиненный им Выгодоприобретателям.
Согласно п. 8.6 Договора страхования в случае вынесенного судебного решения и вступления его в законную силу о возмещении Страхователем Выгодоприобретателю причиненного им вреда, Страховщику должны быть представлены документы (вступившее в законную силу постановление суда, копия исполнительного листа и т.п.), подтверждающие факт причинения вреда и размер причиненного вреда, которые послужат основанием для составления соответствующего страхового акта.
Решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-249143/16-180-2210 от 31.03.2017 суд взыскал с ОАО "РЖД" в пользу АО "ПГК" 171592,20 руб. понесенных убытков, а также 6148 руб. расходов по госпошлине. Решение суда вступило в законную силу 31.05.2017. Судом установлен факт повреждения ОАО "РЖД" в апреле - июле 2016 года вагонов NN 52693173, 58467499, 53045340, 55395248, 58063942, 52431483, 55062756, принадлежащих АО "ПГК" на праве собственности.
ОАО "РЖД" выплатило АО "ПГК" 177740,20 руб., в т.ч. 171592,20 руб. понесенных убытков по инкассовому поручению N 271 от 09.06.2017.
ОАО "РЖД" обратилось в ООО СК "Согласие" с заявлением о выплате страхового возмещения от 05.07.2017 N 87/ЮУрДИФ в размере 171592,20 руб.
По результатам рассмотрения заявления ООО "СК "Согласие" составлен страховой акт от 18.07.2017 N 412021/16 и произведена выплата страхового возмещения в размере 38162,71 руб. В адрес ОАО "РЖД" направлен ответ от 18.07.2017 исх. 04003-697/17 о частичной выплате страхового возмещения.
В результате при заявленных расходах по ремонту колесных пар в размере 171592,20 руб. возмещено 38162,71 руб., не возмещенный убыток за счет разницы в цене ремонта составил 133429,49 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-144588/16 от 24.11.2016 суд взыскал с ОАО "РЖД" в пользу АО "ПГК" 323831,59 руб. понесенных убытков, а также расходы по государственной пошлине в размере 9472 руб. Решение суда вступило в законную силу 31.01.2017. Арбитражный суд установил факт повреждения ОАО "РЖД" в январе 2016 года вагонов NN 55128383, 50229897, 55134597, 56973027, 52386596, 55417562, 50939255, 52327442, 52308053, 53447629, 52365103, 60680857, 53628970, 55141550, 58468398 принадлежащих АО "ПГК" на праве собственности.
ОАО "РЖД" выплатило АО "ПГК" 333303,59 руб., в т. ч. 323831,59 руб. убытки от повреждения вагонов и 9472 руб. госпошлина по инкассовому поручению N 558 от 25.04.2017.
ОАО "РЖД" обратилось в ООО СК "Согласие" с заявлением о выплате страхового возмещения от 03.05.2017 N 64/ЮУрДИФ в размере 323831,59 руб.
По результатам рассмотрения заявления составлен страховой акт от 12.05.2017 N 410809/16 и произведена выплата страхового возмещения в размере 203240,49 руб. В адрес ОАО "РЖД" направлен ответ от 12.05.2017 исх 04003-429/17 о частичной выплате страхового возмещения.
В результате при заявленных расходах по ремонту колесных пар в размере 323831,59 руб., возмещено 203240,49 руб., не возмещенный убыток за счет разницы в цене ремонта составил 120591,10 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-256620/16-180-2281 от 15.03.2017 суд взыскал с ОАО "РЖД" в пользу АО "ПГК" 248303,86 руб. понесенных убытков, а также расходы по государственной пошлине в размере 7958 руб. Решение суда вступило в законную силу 31.05.2017.
Арбитражный суд установил факт повреждения ОАО "РЖД" в мае - июне 2016 года вагонов N N 53709093, 52462330, 54611314, 52147410, 52166337, 54562780, 52899671, 55474977, 56354145, 60509007, принадлежащих АО "ПГК" на праве собственности.
ОАО "РЖД" выплатило АО "ПГК" 248303,86 руб. понесенных убытков, а также расходы по государственной пошлине в размере 7958 руб. по инкассовому поручению N 668 от 09.06.2017.
ОАО "РЖД" обратилось в ООО "СК "Согласие" с заявлением о выплате страхового возмещения от 19.09.2017 N 133/ЮУрДИФ.
По результатам рассмотрения заявления составлен страховой акт от 25.09.2017 N 412965/16 и произведена выплата страхового возмещения в размере 47619,72 руб.
В адрес ОАО "РЖД" направлен ответ от 25.09.2017 исх 04003-1058/17 о частичной выплате страхового возмещения.
В результате при заявленных расходах по ремонту колесных пар в размере 248303,86 руб. возмещено 47619,72 руб., не возмещенный убыток за счет разницы в цене ремонта составил 200684,14 руб.
Таким образом, не возмещенный убыток составил 454704,73 руб.
Поскольку ответчик претензию истца от 31.10.2017 и дополнения к ней от 21.12.2017 не удовлетворил, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В размер заявленных требований включен ремонт не поврежденных деталей, что подтверждается актами, составленными самим истцом, в размере заявленных требований не учтена произведенная ООО "СК "Согласие" выплата.
В обоснование требований ОАО "РЖД" ссылается на судебные акты по делам N А40-249143/16-180-2210 (Событие N 1), А40-144588/16 (Событие N 2), А40-256620/16 (Событие N 3), которыми с ОАО "РЖД" в пользу АО "ПГК" взысканы убытки, возникшие в процессе эксплуатации вагонов.
Вышеуказанными судебными актами установлено, что событием, влекущим ответственность ОАО "РЖД", является факт повреждения колесных пар. В состав расходов, взысканных судом с ОАО "РЖД" в пользу АО "ПГК" входят расходы на ремонт колесных пар в объеме текущего и среднего ремонтов, стоимость погрузки колесных нар для дислокации в ремонтное предприятие, стоимость ремонта вагона в объеме ТОР, стоимость телеграммы, а так же утрата товарной стоимости колесных пар в результате обточки.
Между тем, материалами дела подтверждается конкретное повреждение, которое привело к отцепке вышеназванных вагонов - "ползуны" на поверхности катания колесной пары, в связи с чем, ООО "СК "Согласие" приняло к возмещению расходы по устранению только заявленных повреждений.
В связи с тем, что Договором страхования установлено, какие именно расходы считаются расходами по приведению имущества в состояние, в котором оно находилось до момента страхового случая, требования страхователя в части стоимости утраты товарной стоимости (УТС) колесных пар, стоимость телеграмм, стоимость обязательных работ, входящих в ТОР, не относящихся к замене колесных пар, не подлежат удовлетворению.
Договор страхования заключен в соответствии с Правилами страхования гражданской ответственности владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта от 12.11.2014 (Правила страхования), являющимися неотъемлемой частью Договора в силу п. 2 ст. 943 ГК РФ.
Согласно п. 11.1 Правил страхования страховая выплата исчисляется в таком размере, в котором это предусмотрено законодательством Российской федерации о возмещении вреда.
В соответствии с п. 1 ст. 929 ГК РФ, по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В силу п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Подпунктом "б" п. 8.1.2. Договора страхования определен конечный перечень возмещаемых расходов: при частичном повреждении имущества страховщик производит страховую выплату в размере расходов по приведению имущества в состояние, в котором оно находилось до момента страхового случая. Под такими расходами понимаются затраты на материалы и запасные части для ремонта, затраты на оплату работ по ремонту, затраты на доставку материалов к месту ремонта и другие расходы, необходимые для восстановления поврежденного имущества.
Согласно п. 2.5 Договора страхования не являются страховыми случаями события, влекущие возникновение Страхователя, которые связаны с косвенными убытками любого рода, в том числе штрафа, пени и других обязательств за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора; возмещение вреда, выразившееся в упущенной выгоде Выгодоприобретателей.
В соответствии с п. 12.4.2. Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм. (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества протоколом от 16-17.10.2012 N 57) (Руководящий документ), текущий ремонт колесных пар (обыкновенное освидетельствование" включает в себя следующие виды работ:
12.4.2.1 - входной и выходной вибродиагностический контроль буксовых узлов на установках, соответствующих требованиям N 741-2011 Г1КБ ЦВ, по технологии в соответствии с требованиями РД 32 ЦВ 109-2011;
12.4.2.2 - восстановление профиля поверхности катания колес без демонтажа буксовых узлов (при необходимости) (п. 19);
12.4.2.3 - техническое диагностирование буксовых узлов (промежуточную ревизию), при котором:
12.4.2.3.1 - отворачивают болты М12 крышки смотровой, крышку снимают. Место прилегания крышки смотровой к крышке крепительной очищают от грязи и протирают насухо. Крышки смотровые визуально осматривают на наличие механических повреждений и деформаций, производят измерение толщины стального листа, из которого изготовлена крышка. Ремонт и измерение толщины крышек производят в соответствии с п. 27.3.3.
12.4.2.3.2 - производят проверку качества смазки в передней части буксы (только для подшипников роликовых цилиндрических) для определения ее обводнения или загрязнения путем растирания небольшой порции смазки на тыльной стороне ладони руки или суконном материале или зеркале. Допускается проведение лабораторного анализа смазки для определения в ней наличия металлических включений, механических или других примесей. Потемнение смазки не является браковочным признаком. При обнаружении в смазке включений или примесей колесной паре производят средний ремонт;
12.4.2.3.3 - производят очистку передней части буксы от смазки (только для подшипников роликовых цилиндрических), перекладывая ее в специальную емкость для утилизации;
12.4.2.3.4 - проверяют визуально состояние видимых частей переднего подшипника. При обнаружении трещин, изломов или разрушения кольца наружного, сепаратора, кольца плоского упорного или других дефектов, требующих демонтажа буксового узла, колесной паре производят средний ремонт;
12.4.2.3.5 - проверяют ослабление торцевого крепления подшипников на оси;
12.4.2.3.7 - производят закладку смазки в переднюю часть буксового узла (только для подшипников роликовых цилиндрических), при этом на внешнюю поверхность гайки торцевой или шайбы тарельчатой по всему периметру и на переднюю видимую часть подшипника укладывают валиком новую смазку ЛЗ-ЦНИИ (у) или Буксол или ЗУМ в количестве, указанном в таблице 11.1. После чего, смазку уплотняют пальцами рук так, чтобы она проникла между сепаратором и бортом наружного кольца переднего подшипника. Дозировка смазки производится мерной емкостью или взвешиванием.
12.4.2.3.8 - буксы закрывают крышкой смотровой при помощи болтов М12, предварительно смазав их и отверстия под них препаратом-модификатором эМПи-1, под которые устанавливают шайбы пружинные. Предварительно между смотровой и крепительной крышками устанавливают новую резиновую прокладку;
12.4.2.4 - неразрушающий контроль элементов колесных пар должен производиться в соответствии с требованиями п. 21;
12.4.2.5 - контроль геометрических параметров и величин износов элементов колесных пар на соответствие нормам, установленным и приведенным в таблице 12.1, производится в соответствии с требованиями РД 32 ЦВ 058-97.
В соответствии с п. 12.5.2 Руководящего документа, средний ремонт колесных пар (полное освидетельствование" включает в себя следующие виды работ:
12.5.2.1 - обмывку колесных пар, корпусов букс и адаптеров, элементов торцевого крепления и демонтированных блоков (наружные кольца с роликами и сепараторами) и внутренних колец подшипников роликовых цилиндрических (п. 18);
2.5.2.2 - демонтаж (п. 22) и монтаж буксовых узлов (п. 26) (полную ревизию);
12.5.2.3 - ремонт подшипников роликовых цилиндрических (п. 27.2);
12.5.2.4 - восстановление профиля поверхности катания колес (при необходимости);
12.5.2.5 - неразрушающий контроль элементов колесных пар и деталей подшипников;
12.5.2.6 - контроль геометрических параметров и величин износов элементов колесных пар на соответствие нормам, установленным и приведенным в таблице 12.1, производится в соответствии с требованиями РД 32 ЦВ 058-97;
12.5.2.7 - выходной вибродиагностический контроль буксовых узлов на установках, соответствующих техническим требованиям N 741-2011 ОКБ ЦВ, по технологии в соответствии с РД 32 ЦВ 109-2011. Результаты контроля заносятся в журнал формы ВУ-90 в графу "Примечание" (приложение Ж);
12.5.3 - при неисправности одного буксового узла колесной пары в обязательном порядке производится демонтаж второго буксового узла;
12.5.4 - при проведении среднего ремонта колесных пар наносятся знаки и клейма;
12.5.5 - при монтаже буксовых узлов на том же предприятии, где производился капитальный ремонт колесной пары дополнительно наносятся знаки и клейма в соответствии с п. 28.6.4;
12.5.6 - при монтаже буксовых узлов па предприятиях, не производивших ремонт колесных пар, знаки и клейма наносятся в соответствии с п. 28.6.5;
12.5.7 - при использовании в буксовых узлах смазок Буксол или ЗУМ устанавливается бирка в соответствии с п. 28.6.6.;
12.5.8 - при использовании в буксовых узлах опытных подшипников или смазок дополнительная маркировка производится по согласованию с железнодорожными администрациями в установленном порядке;
12.5.9 - каждая колесная пара после проведения ей среднего ремонта должна быть принята мастером или бригадиром;
12.5.10 - данные о проведении среднего ремонта колесной пары заносятся в журналы форм ВУ-53 (приложение Г), ВУ-90 (приложение Ж) и Ремонтную карточку колесной пары грузового вагона (приложение Д).
В соответствии с пунктом 19.1 Руководящего документа восстановление профиля поверхности катания колес производится методом механической обработкой обода колеса - обточкой на колесотокарных или шлифованием на колесошлифовальных станках.
В связи с тем, что работы, выполняемые в объеме среднего ремонта (полного освидетельствования) колесной пары не относятся к работам по восстановлению профиля катания, а работы по восстановлению профиля катания - обточка поверхности катания - приняты к страховому возмещению и возмещены в полном объеме в соответствии с представленными актами выполненных работ, ООО "СК "Согласие" при расчете страхового возмещения приняло к возмещению расходы в объеме текущего ремонта колесных пар (обыкновенного освидетельствования), как работ, достаточных для восстановления заявленных повреждений - "ползунов" на профиле катания колесных пар.
С учетом изложенного, при расчете суммы к выплате ответчиком обоснованно исключены работы, не относящиеся к заявленному событию, а именно: к возмещению не принята сумма утраты товарной стоимости и телеграмм.
Ответчиком в материалы дела представлены расчеты по трем рассматриваемым страховым случаям. Указанные расчеты составлены ответчиком на основании предоставленных ОАО "РЖД" документов.
В связи с тем, что Договором страхования установлено, какие именно расходы считаются расходами по приведению имущества в состояние, в котором оно находилось до момента страхового случая, ООО "СК "Согласие" не имеет правовых оснований для принятия к возмещению потерю стоимости колесных пар, так же на основании представленных документов Страховщик произвел перерасчет стоимости ремонта колесных пар. Стоимость среднего ремонта колесных пар и полного освидетельствования колесных пар заменена на стоимость обыкновенного освидетельствования колесных пар с обточкой поверхности катания колесной пары с двумя или одним проходами, что, по мнению Страховщика, является достаточным для устранения полученных дефектов - "выщербины обола колеса" и "неравномерный прокат по кругу катания".
Утрата товарной стоимости, а так же расходы на уведомление телеграфом не могут рассматриваться, как расходы необходимые для восстановления поврежденного имущества.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к утверждению, что затраты на выполнение работ подтверждены решениями арбитражного суда по вышеуказанным судебным делам.
Данные доводы необоснованные и не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку размер ущерба в указанных делах определялся без учета условий Договора страхования и Правил страхования, регулирующих правоотношения сторон по настоящему делу.
Ссылки на иные судебные дела не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, исходя из конкретных обстоятельств настоящего судебного дела.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2018 по делу N А40-77902/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.