г. Москва |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А40-101713/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Вигдорчика Д.Г., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКП "Управление заказчика капитального строительства Минобороны РФ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2018 г. по делу N А40-101713/18, принятое судьей Немовой О.Ю.
по заявлению 120 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны РФ
к ФКП "Управление заказчика капитального строительства Минобороны РФ"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2018, принятым по настоящему делу, удовлетворено заявление 120 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России (далее - заявитель), Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ответчик) привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 52 000 руб.
ФКП "УЗКС" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт согласно просительной части апелляционной жалобы.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства стороны явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечил, что в силу ст.ст. 123, 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела, в период с 01 июня по 09 июня 2017 года на основании приказа начальника 120 отдела государственного архитектурно-строительного надзора от 04.05.2017 N 72 главным инспектором Волковым В.В. проведена проверка деятельности федерального казённого предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее по тексту - Предприятие) при строительстве объекта капитального строительства "Базовый военный городок N 18. г. Новосибирск (Толмачево). 3 этап строительства. Казарма на 400 человек (солдатское общежитие)" (шифр БЗ-18-ТЛМ), расположенного в г. Обь Новосибирской области (правовое основание проведения проверки - п/п "б", п. 3, ч. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).
По результатам проверки был составлен акт проверки от 09.06.2017 N 1736 и выдано предписание об устранении нарушений от 09.06.2017 N 1736/1 со сроком устранения нарушений до 15.12.2017. Указанные документы были направлены в адрес юридического лица, указанный в выписке из ЕГРЮЛ и получены им 16.06.2017 (что подтверждается уведомлением о вручении).
В период с 20 марта по 23 марта 2018 года на основании приказа начальника 120 отдела государственного архитектурно-строительного надзора от 01.03.2018 N 26 главным инспектором Волковым В.В. проведена выездная проверка по истечении срока исполнения выданного предписания об устранении нарушений от 09.06.2017 N 1736/1 со сроком устранения нарушений до 15.12.2017 (правовое основание проведения проверки - п/п "б", п. 3, ч. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).
В результате проверки установлено, что Предприятие не исполнило предписание об устранении нарушений от 09.06.2017 N 1736/1 в полном объёме.
Вышеуказанные обстоятельства послужили поводом для составления протокола об административном правонарушении от 03.05.2018 N 120/05-10/2018 в отношении ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России", поскольку невыполнение в установленный срок предписания является нарушением в соответствии с ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения образует невыполнение предписания после истечения установленного административным органом срока. Данное правонарушение носит формальный состав.
В силу ч. 1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В соответствии п. 69 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082 Минобороны России проводит государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 69.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082 Минобороны России выдаёт разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации.
Из выданного Министерством обороны Российской Федерации ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" разрешения на строительство и других материалов дела следует, что Предприятие является застройщиком рассматриваемого в деле объекта.
Разрешение на строительство является документом, который даёт застройщику (заказчику) право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" распоряжением Правительства РФ от 03.03.2010 N 272-р определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Минобороны России.
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
Проектная документация утверждается застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации (ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, на основании изложенного, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" должно было обеспечить выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, чего в полной мере обеспечено не было.
Из изложенного следует, что в контексте выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении нарушений Предприятие обязано было принять принципиальное решение: о выполнении строительно-монтажных работ в соответствии с ранее утвержденной и прошедшей экспертизу проектной документацией, либо о корректировке проектной документации с последующей оценкой внесенных изменений органом, проводившим экспертизу проектной документации. Однако указанных решений Предприятием не принималось, лицо, непосредственно выполняющее работы о принятом решении не уведомлялось, доказательства обратного представителями Предприятия ни при проведении проверки, ни при составлении протокола об административном правонарушении не представлено.
Обязанность по предоставлению проектной документации в полном объёме и иной документации в орган государственного строительного надзора возложена на Предприятие ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ. Указанные пункты предписания для Предприятия реально исполнимы, поскольку на проектную документацию имеется положительное заключение государственной экспертизы, и она фактически разработана, что подтверждается пунктом 2 разрешения на строительство. Однако Предприятие не исполнило указанной обязанности, что свидетельствует о пренебрежительном отношении Предприятия к исполнению публично-правовых обязанностей.
Таким образом, у заказчика (застройщика) ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" имелись предусмотренные законом права на требование об устранении нарушений, а также самостоятельное устранение выявленных нарушений вплоть до привлечения к работам иных лиц.
В рассматриваемом случае выданное предписание соответствуют требованиям ч. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, в предписании указаны виды нарушений, ссылки на нормативно-правовые акты, технические регламенты, проектную документацию, требования которых нарушены, а также установлен срок устранения выявленных нарушений.
При этом заинтересованное лицо не обращалось за разъяснением требований предписания и какими-либо иными возражениями в рамках ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ.
Доказательств обращения Предприятия в административный орган с заявлением о продлении срока исполнения предписания с обоснованием невозможности исполнить предписание от 09.06.2017 N 1736/1 в установленный срок также не представлено.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, протокол составлен уполномоченным лицом, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 4.1 ст. 206, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.07.2018 г. по делу N А40-101713/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Д.Г. Вигдорчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.