г. Тула |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А54-6737/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.09.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии в судебном заседании от истца - войсковой части 3651 (ОГРН 1036230000399, ИНН 6223001432) - Афанасьева М.А. (доверенность от 10.09.2018), в отсутствие ответчика - Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Красная новь" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (ОГРН 1026200839609, ИНН 6223000870), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (ОГРН 5167746175977, ИНН 7722377866), Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (ОГРН 1037722029290, ИНН 7722240244), Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1157746819361, ИНН 7710138292), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Красная новь" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Рязанской области от 30.05.2018 по делу N А54-6737/2017 (судья Картошкина Е.А.),
УСТАНОВИЛ:
войсковая часть 3651 (далее - войсковая часть, истец) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению комбинат "Красная новь" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (далее - ФГКУ комбинат "Красная новь" Росрезерва, учреждение, ответчик) о взыскании компенсации за наем жилых помещений в размере 21 750 руб. 96 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Управление Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу, Министерство финансов Российской Федерации.
Решением арбитражного суда от 30.05.2018 исковые требования удовлетворены, с ФГКУ комбинат "Красная новь" Росрезерва в пользу войсковой части взыскана сумма компенсации в размере 21 750 руб. 96 коп.
Не согласившись с решением суда, учреждение обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить его и принять по делу новый судебный акт. Указывает на то, что сводной бюджетной росписью на 2017-2019 годы Росрезерву денежные средства на выплату денежной компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений не предусмотрены. Полагает, что выплата данной компенсации является расходным обязательством Росгвардии.
Войсковая часть возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Управление Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу, Министерство финансов Российской Федерации отзывы на апелляционную жалобу не представили, представителей в суд не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, войсковая часть 3651 входит в состав войск национальной гвардии Российской Федерации и осуществляет охрану ФГКУ комбинат "Красная новь" Росрезерва.
Фонда служебных помещений для проживания военнослужащих войсковая часть не имеет.
В период с 27.07.2016 по 31.12.2016 войсковой частью понесены расходы на выплату компенсации за наем жилых помещений в размере 21 750 руб. 96 коп., что подтверждается представленными в материалы дела договорами найма жилых помещений, реестрами денежных средств с результатами зачислений, платежными поручениями, приходным кассовым ордером, платежной ведомостью.
В претензии от 28.08.2017 войсковая часть просила ФГКУ комбинат "Красная новь" Росрезерва в срок до 15.09.2017 возместить указанные расходы.
Претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения с исковым заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (абзац второй пункта 3 статьи 15 Закона N 76-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ) на войска национальной гвардии возлагается выполнение задач по охране важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2), по охране особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам (пункт 8).
Согласно части 1 статьи 27 Закона N 226-ФЗ организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны: обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций (пункт 1); размещать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда обязаны предоставлять военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, не обеспеченным жилыми помещениями в порядке, установленном частью 1 названной статьи, а также проживающим совместно с ними членам их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности.
На основании части 3 указанной нормы военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 названной статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели.
В случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 названной статьи, воинские части арендуют жилые помещении для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 27 Закона N 226-ФЗ).
Таким образом, обязанность по компенсации понесенных войсковой частью 3651, выполнявшей в спорный период задачи по охране ФГКУ комбинат "Красная новь" Росрезерва, расходов, связанных с предоставлением военнослужащим жилых помещений, возлагается на ответчика.
В рассматриваемом случае размер денежной компенсации определен истцом на основании пункта 2 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, ответчиком не оспорен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования и взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию за наем жилых помещений в размере 21 750 руб. 96 коп.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на отсутствие бюджетных средств для возмещения расходов за наем жилых помещений военнослужащим несостоятельна, поскольку данное обстоятельство не является основанием для освобождения ответчика от возмещения понесенных войсковой частью расходов.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 30.05.2018 по делу N А54-6737/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.