г. Хабаровск |
|
17 сентября 2018 г. |
А73-5969/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Михайловой А.А., представителя по доверенности от 11.07.2018 N 8/6016; Шафигуллиной М.Г., представителя по доверенности от 05.09.2018 N 8/8292;
от ООО "Теплоэнергия": не явились;
от Администрации городского поселения "Рабочий поселок Солнечный" и
от Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Солнечный": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергия", Администрации городского поселения "Рабочий поселок Солнечный"
на решение от 13.06.2018 по делу N А73-5969/2018
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Манником С.Д.
по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
к Обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергия"; Администрации городского поселения "Рабочий поселок Солнечный" Солнечного муниципального района Хабаровского края
о признании недействительным договора
третье лицо: Совет депутатов городского поселения "Рабочий поселок Солнечный" Солнечного муниципального района Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Администрации городского поселения "Рабочий поселок Солнечный" Солнечного муниципального района Хабаровского края (далее - администрация), Обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергия" (далее - ООО "Теплоэнергия") о признании недействительным договора аренды муниципального имущества для организации теплоснабжения от 25.07.2017 N 35.
К участию в деле привлечен Совет депутатов городского поселения "Рабочий поселок Солнечный" муниципального района Хабаровского края (далее - Совет депутатов).
Решением суда от 13.06.2018 требование антимонопольного органа удовлетворено, и договор аренды признан недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация и ООО "Теплоэнергия" обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами, в которых просили его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного антимонопольным органом требования, указав на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании представители антимонопольного органа выразили несогласие с доводами апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, указав на законность судебного решения.
Администрация, ООО "Теплоэнергия", Совет депутатов надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалоб и отзыва на них, заслушав пояснения представителей управления, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что согласно пункту 1.1 решения Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Солнечный" от 24.07.2017 N 215 о внесении изменений в решение от 22.12.2016 N 189 "О местном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", а именно, Совет депутатов решил в соответствии подпунктом 1 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском поселении "Рабочий поселок Солнечный", для организации теплоснабжения в 2017 году предоставить ООО "Теплоэнергия" муниципальную преференцию путем предоставления по договору аренды без проведения торгов объектов теплоснабжения на срок с 01.09.2017 по 31.07.2018.
Указанным решением также определен порядок определения размера и предоставления муниципальной преференции - предоставление муниципальной преференции осуществляется путем передачи ООО "Теплоэнергия" во временное пользование и владение на условиях аренды муниципального имущества; размер муниципальной преференции определяется по остаточной стоимости передаваемого муниципального имущества.
Во исполнение решения Совета депутатов 25.07.2017 Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Солнечный" с ООО "Теплоэнергия" заключен договор аренды N 35 муниципального имущества для организации теплоснабжения на срок до 31.07.2018.
Учитывая, что администрация до заключения договора N 35 не обращалась в антимонопольный орган с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции, управление в соответствии с подпунктом "з" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона N135-ФЗ обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для предоставления спорной муниципальной преференции в со ссылкой на решение Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Солнечный" от 24.07.2017 N 215 не имелось, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
Возражения заявителей апелляционных жалоб сводятся к несогласию с данным выводом.
Частью 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Один из таких случаев предусмотрен пунктом 9 части 1 статьи 17.1 Закона и заключается в предоставлении указанных прав на имущество в порядке, установленном главой 5 Закона N 135-ФЗ "Предоставление государственных и муниципальных преференций".
Государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, указанных в части 1 статьи 19 Закона, в частности, в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера муниципальной преференции и ее конкретного получателя.
В соответствии с требованиями статьи 20 Закона о защите конкуренции по общему правилу государственная или муниципальная преференция может быть предоставлена только с письменного согласия антимонопольного органа.
Одно из исключений, установленных статьей 20 Закона, предусмотрено пунктом 1 части 3 статьи 19 и согласно норме, без такого согласия преференция может быть предоставлена на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.
В рассматриваемом случае как следует из материалов дела Совет депутатов городского поселения "Рабочий поселок Солнечный" решил предоставить муниципальную преференцию путем предоставления ООО "Теплоэнергия" во временное пользование и владение на условиях договора аренды без проведения торгов объектов теплоснабжения на срок с 01.09.2017 по 31.07.2018.
Указанное решение закреплено в нормативном акте органа местного самоуправления, а именно в пункте 1.1 решения от 24.07.2017 N 215 о внесении изменений в решение от 22.12.2016 N 189 "О местном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Согласно пункту 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Из части 3 статьи 43 Закона N 131-ФЗ следует, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Статья 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации относит к бюджетному законодательству в том числе, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах.
Согласно пункту 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из вышеизложенного, судами правомерно указано, что бюджетное законодательство и законодательство о местном самоуправлении различают решения органа местного самоуправления о бюджете и акты местной администрации, регулирующие предоставление субсидий.
Решение (акт) органа местного самоуправления о бюджете - это решение представительного органа местного самоуправления о бюджете.
В соответствии со статьей 6 Кодекса бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета; расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Таким образом, предоставление преференции на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете предполагает их предоставление в денежной форме.
В спорном случае в муниципальный правовой акт Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Солнечный" о бюджете включены положения, не регулирующие бюджетные правоотношения: ни поступление в бюджет денежных средств, ни их выплату (субсидии) решением не предусмотрено, в связи с чем указанные положения по своей сути нельзя признать муниципальным правовым актом о бюджете.
Следовательно, оснований для предоставления муниципальной преференции в виде передачи по договору аренды муниципального имущества преференции ООО "Теплоэнергия" со ссылкой на решение Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Солнечный" от 24.07.2017 N 215 не имелось.
При указанных обстоятельствах, управление пришло к правильному выводу о несоблюдении порядка предоставления муниципальной преференции, установленного главой 5 Закона N 135-ФЗ, что влечет невозможность признания наличия случая, при котором муниципальное имущество может быть предоставлено в безвозмездное пользование без проведения торгов.
Ссылка заявителей жалоб на то, что судом необоснованно не приняты во внимание особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения на основании Закона о теплоснабжении, отклоняется апелляционным судом.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ, вступившим в силу 08.05.2013, внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Федеральный закон от 27.10.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", устанавливающие особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 1 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Частью 5 статьи 28.1 этого же Закона закреплено, что договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.
Установленные статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ общие требования к заключению договоров в отношении государственного и муниципального имущества предусматривают возможность их заключения по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных законом случаев.
Законом о теплоснабжении установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования указанными объектами по договору аренды или по концессионному соглашению, заключаемых по результатам торгов. Передача таких прав в ином порядке, в том числе путем представления преференции, законодательством не предусмотрена.
Поскольку дата ввода спорных объектов теплоснабжения превышает пять лет, передача прав пользования на данные объекты возможна только по концессионным соглашениям.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая установленные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы заявителей апелляционных жалоб не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.06.2018 по делу N А73-5696/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергия" излишне уплаченную по платежному поручению от 29.06.2018 госпошлину в сумме 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.