г. Санкт-Петербург |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А56-110093/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Пряхиной Ю.В.
судей Желтянникова В.И., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ю. В. Самарчук,
при участии:
от заявителя: Н. Е. Мельников, доверенность от 28.12.2017, О. С. Кислова, доверенность от 28.12.2017;
от заинтересованного лица: В. А. Любутина, доверенность от 25.12.2017;
от 3-их лиц: 1) не явился, извещен; 2) Т. С. Петровская, доверенность от 26.12.2017; 3) В. А. Тоток, доверенность от 29.12.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20064/2018) АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2018 по делу N А56-110093/2017 (судья Т. М. Ресовская), принятое
по заявлению Акционерного общества "Теплосеть Санкт-Петербурга"
к Комитету по энергетике и инженерному обеспечению
3-и лица: 1) Администрация Московского района Санкт-Петербурга; 2) Жилищный комитет; 3) Комитет по тарифам
о признании распоряжения недействительным
установил:
Акционерное общество "Теплосеть Санкт-Петербурга" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет, заинтересованное лицо) от 18.10.2017 N 165 (далее - распоряжение) "О передаче в эксплуатацию акционерному обществу "Теплосеть Санкт-Петербурга" бесхозяйных тепловых сетей, расположенных в Московском районе Санкт-Петербурга".
Решением суда от 04.07.2018 в удовлетворении требований отказано.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы в обоснование правовой позиции ссылается на то, что тепловые сети теплосетевой организации должны быть непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями; объект по адресу Московский пр., д. 216а, не имеет непосредственного присоединения к сетям заявителя, не является бесхозяйным, распоряжением передан несуществующий объект; объект по адресу ул. Орджоникидзе, д. 59, к. 2 - не являлся бесхозяйным; в случае признания распоряжения законным, заявитель вынужден будет нести расходы сразу, не дожидаясь включения в тарифы соответствующих затрат, тогда как собственных средств у заявителя на такие расходы не имеется.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением от 18.10.2017 N 165 АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" определено эксплуатирующей организацией, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в соответствии с перечнем согласно приложению до признания права собственности на указанное бесхозяйное имущество, находящихся по следующим адресам: Московский пр., 216а (от Московского пр., д.218 до Московского пр., д.216а); ул. Орджоникидзе, д.59, корп.2 (от ул.Орджоникидзе, д.59 корп.2 (в границах работ 0,7 м до УВВ-1 в сторону АК-1 до входных и выходных фланцев задвижек в 2-х индивидуальных тепловых пунктах д.59 корп.2 по ул.Орджоникидзе).
Комитет в распоряжении ссылается на часть 6 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении", пункт 3.29-12 Положения о Комитете по энергетике и инженерному обеспечению, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.05.2004 N 757, распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 13.09.2017 N 136 "О порядке принятия решений о передаче в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, и бесхозяйных тепловых сетей" и на заявление администрации Московского района Санкт-Петербурга от 20.09.2017.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Положение о порядке принятия решений о передаче в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и(или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, и бесхозяйных тепловых сетей (далее - Положение) утверждено распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (далее - КЭиИО) от 13.09.2017 N 136.
На основании пункта 2 Положения заявление о передаче в эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей и сведения о технических характеристиках и состоянии указанного имущества представляются в целях издания соответствующего распоряжения в КЭиИО Администрациями районов Санкт-Петербурга, выявившими бесхозяйные тепловые сети.
Из материалов дела следует, что оспариваемое распоряжение издано Комитетом на основании заявления, поступившего из Администрации Московского района Санкт-Петербурга от 20.09.2017 по сетям, которые Администрация указала бесхозяйными.
Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В данном случае, если тепловые сети не являются бесхозяйными на момент издания оспариваемого распоряжения (законность вынесения которого проверяется судом на дату вынесения распоряжения), то такое распоряжение является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества, так как возлагает на него без правовых на то оснований обязанность по содержанию тепловых сетей.
Из договора купли-продажи ценных бумаг от 01.04.2011, акта от 01.04.2011, приложения к нему следует, что тепловая сеть по ул. Орджоникидзе, д. 59, была передана Обществу в качестве основного средства, в оплату по договору купли-продажи ценных бумаг.
Из договора купли-продажи имущества от 28.04.2018 N 07КП/2018, акта от 28.04.2018 следует, что ООО "УК Жилой квартал" (продавец) передало Обществу (покупатель) в собственность участок теплового ввода по ул. Орджоникидзе, д. 59, к. 2.
Следовательно, на дату вынесения распоряжения это имущество - тепловые сети по ул. Орджоникидзе, д.59, корп.2, не являлись бесхозяйными, поскольку ранее принадлежали Обществу, затем - ООО "УК Жилой квартал" (которое впоследствии продало участок теплового ввода Обществу).
Из акта от 18.01.2018 N 2 обследования трубопроводов системы отопления/горячего водоснабжения, с приложением, составленного с участием ООО "ЖКС N 1 Московского района" и ООО "ЖКС N N Московского района", следует, что тепловые сети по адресу Московский пр., д. 216А, созданы (год строительства) в 1973 году. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности от 06.03. - 04.04.2006 данные теплосети находятся в зоне эксплуатационной ответственности ГУЖА Московского района.
В пункте 1 статьи 23 действовавшего до введения в действие части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" было установлено, что в муниципальной собственности района, города и входящих в них административно - территориальных образований находятся в том числе объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, городского электрического транспорта, объекты внешнего благоустройства).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - "Постановление N 3020-1") объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу абзаца 4 пункта 1 приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 объектами, относящимися к муниципальной собственности городов, являются, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).
Доказательства того, что спорные теплосети Московского района входили в состав имущественного комплекса Общества, Комитет, на который возложена обязанность доказывать соответствие распоряжения закону, не представил. Напротив, материалами дела подтверждается, что указанные тепловые сети в состав имущества какого-либо предприятия не входили (находились в зоне эксплуатационной ответственности ГУЖА).
Как следует из пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от того, оформлено право муниципальной собственности на эти объекты в установленном порядке или нет.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ именно Комитет по энергетике и инженерному обеспечению обязан доказать тот факт, что тепловая сеть Московского района, включенная в распоряжение, построена после 1991 года и не относится к собственности города, а также привести основания, по которым бесхозяйная сеть передана в эксплуатацию именно Обществу, а не иной организации.
Комитет таких доказательств не представил.
Следовательно, в данной ситуации тепловая сеть Московского района, указанная в приложении к оспариваемому распоряжению, относится к муниципальной собственности независимо от того, принималось ли спорное имущество в муниципальную собственность, с учетом того, что иной собственник и законный владелец в данном случае отсутствует.
Соответственно, спорное недвижимое имущество (обе тепловые сети) не является бесхозяйным, а в силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в связи с чем возложение обязанности по содержанию данных тепловых сетей на заявителя не соответствует закону, нарушает права и законные интересы Общества.
Согласно пункту 2 Положения о порядке принятия решений о передаче в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и(или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, и бесхозяйных тепловых сетей, утвержденного распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 13.09.2017 N 136 (далее - "Положение") администрации районов Санкт-Петербурга, выявившие бесхозяйную тепловую сеть, направляют в Комитет заявление о передаче в эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей и сведения о технических характеристиках и состоянии бесхозяйного имущества.
В силу пункта 3 Положения сведения о технических характеристиках и состоянии бесхозяйного имущества должны содержать: адрес (информацию о местоположении) объекта; описание границ водопроводной, канализационной, тепловой сети (указываются крайние точки сети; для сети, расположенной за энергопринимающим устройством и обеспечивающей ресурсоснабжение более одного здания (сооружения), указывается адрес здания (сооружения), в котором находится энергопринимающее устройство, и адреса всех зданий (сооружений), ресурсоснабжение которых осуществляется посредством данной сети); год постройки, реконструкции объекта (при наличии); протяженность, материал и диаметр труб; документы технического и кадастрового учета, в случае если объект является недвижимым имуществом (при наличии); схему объекта (при наличии); акты осмотра и обследования объекта (при наличии).
Согласно пункту 6 Положения Управление перспективного развития КЭиИО в двухдневный срок со дня получения от Отдела имущественных отношений КЭиИО Заявления и сведений о технических характеристиках и состоянии бесхозяйного имущества осуществляет: 6.1. Определение организации, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и(или) водоотведение и водопроводные и(или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к бесхозяйным объектам водоснабжения и водоотведения в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга, утвержденной Правительством Санкт-Петербурга; 6.2. Определение теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями (тепловыми сетями, не имеющими эксплуатирующей организации), или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, осуществляющей содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей, в соответствии со схемой теплоснабжения Санкт-Петербурга, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации.
Комитетом не представлено доказательств существования тепловой сети по Московскому пр., д. 216а, с характеристиками, указанными в распоряжении (параметры тепловой сети отличаются от параметров той же сети, приведенных в акте обследования от 18.01.2018).
При таких обстоятельствах, оспариваемое распоряжение не соответствует вышеприведенным положениям закона, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Решение суда первой инстанции надлежит отменить, как вынесенное при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела (однако без нарушения норм процессуального права), апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Расходы по оплате госпошлины распределены судом в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2018 по делу N А56-110093/2017 отменить.
Признать недействительным распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 18.10.2017 N 165.
Взыскать с Комитета по энергетике и инженерному обеспечению в пользу АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" 3000 руб. расходов по госпошлине по первой инстанции и 1500 руб. расходов по апелляционной инстанции.
Возвратить АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Пряхина |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.