г. Санкт-Петербург |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А42-9843/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Савиной Е.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Марченко Е.С.
при участии:
представители лиц, участвующих в деле, не явились, уведомлены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20222/2018) ПАО "Мурманская ТЭЦ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.06.2018 по делу N А42-9843/2017 (судья Панфилова Т.В.), принятое
по иску ПАО "Мурманская ТЭЦ"
к МРФ СИПиВПО "Защита"
3-е лицо: Комитет имущественных отношений города Мурманска
о взыскании
установил:
Публичное акционерное общество "Мурманская ТЭЦ" (ул.Шмидта, д.14, г. Мурманск, ИНН 5190141373, ОГРН 1055100064524, далее - Мурманская ТЭЦ) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Мурманскому региональному фонду содействия инвалидам, пенсионерам и ветеранам правоохранительных органов "Защита" (ОГРН 1035100152460; 183038 г.Мурманск, ул.Полярной Дивизии, 9, далее - Фонд) о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию в сумме, с учетом принятых судом первой инстанции уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 368 353 руб. 77 коп. за период ноябрь 2015 - декабрь 2017 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет имущественных отношений города Мурманска (ОГРН 1025100861004; 183038 г.Мурманск, ул. Комсомольская, 10, далее - Комитет).
Решением от 14.06.2018 арбитражный суд первой инстанции отказал удовлетворении исковых требований.
Решение обжаловано Мурманской ТЭЦ в апелляционном порядке.
По мнению подателя жалобы, отсутствуют основания полагать, что нежилые помещения площадью 170,5 кв.м лишены теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции МКД, оборудованного системой центрального отопления, посредством которой отапливаются не только жилые, нежилые, но и общее имущество многоквартирного дома. Заявитель полагает, что в отсутствие приборов отопления - батарей, отопление помещения может осуществляться путём передачи излучения от нагреваемых поверхностей строительных конструкций соседних помещений и не заизолированных трубопроводов. ПАО "Мурманская ТЭЦ" полагает, что самовольный демонтаж приборов отопления ответчиком является неправомерным; поскольку помещение ответчика находится в составе многоквартирного дома, запрет на переход отопления нежилых помещений на иной способ отопления (без согласования и внесения изменений в систему теплоснабжения всего дома) распространяется равным образом, как на жилые, так и на нежилые помещения; демонтаж обогревающих приборов в нарушение указанных норм и правил не может освобождать собственника помещения от обязанности по оплате за потребляемую тепловую энергию. По мнению заявителя, демонтаж радиаторов (отключение) центрального отопления не означает, что теплоснабжение нежилого помещения прекратилось. Изначально помещения спроектированы как отапливаемые. Заявитель полагает, что вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-138/2014 не может носить преюдициальный характер для рассматриваемого спора, поскольку затрагивает иной период, существенных препятствий, определяющих невозможность для ответчика использовать существующую систему коммуникация для отопления в иные периоды - не имеется, предметом спора не являлось установление неотапливаемости помещений, спор рассматривался по заявлению иного лица.
От Фонда поступил отзыв на жалобу с возражениями против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Решение проверено в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы.
Согласно материалам дела, из выписке из реестра муниципального имущества города Мурманска в составе имущества муниципального образования город Мурманск учтены нежилые помещения общей площадью 400,70 кв.м, в том числе подвал 189,40 кв.м в доме N 9 по улице Полярной Дивизии в городе Мурманске (далее - нежилые помещения).
05.08.2003 Мурманским региональным Фондом содействия инвалидам, пенсионерам и ветеранам правоохранительных органов "Защита" заключен договор аренды N 13812, по условиям которого Фонду в аренду переданы помещения IV/1-22, подвал - пом. III/1 площадью 301,8 кв.м.
Дополнительным соглашением N 1 от 13.03.2007 стороны пришли к соглашению на основании проведенной инвентаризации помещения и нового технического паспорта считать номера помещений, сдаваемых в аренду в следующей редакции: пом.I/1-7, III/1, IV/1-24, арендуемая площадь 400,7 кв.м, в том числе подвал 170,5 кв.м.
Указанные площади отражены в дополнительном соглашении N 2 от 30.07.2008.
В соответствии с дополнительным соглашением N 4 от 29.03.2016 (далее - ДС N4) к договору аренды в договор аренды внесены изменения.
Согласно пункту 5.1 ДС N 4 указанный раздел в соответствии со статьей 430 ГК РФ заключен в пользу ПАО "Мурманская ТЭЦ" со всеми правовыми последствиями для сторон.
Согласно пункту 5.4 договора, арендатор производит оплату тепловой энергии по тарифам, установленным уполномоченным органом, ежемесячно на основании выставленных ПАО "Мурманска ТЭЦ" счетов, счетов-фактур, путем перечисления денежных средств непосредственно на расчетный счет ЭСО в срок до 20-го числа месяца, следующего за расчетным.
Соглашение распространяется на правоотношения сторон в части раздела 5 с 01.07.2015.
В период июль 2015 года по август 2017 года Мурманская ТЭЦ оказала услуги по отоплению помещения и ГВС, и выставила Фонду 31.07.2017 счета-фактуры за указанный период.
В отсутствие оплаты счета, претензией от 29.09.2017 Мурманская ТЭЦ потребовала погасить образовавшуюся задолженность.
Отсутствие со стороны Фонда удовлетворения претензии послужило основанием для обращения Мурманской ТЭЦ в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела, ответчик произвел погашение задолженности, в связи с чем, истцом была уменьшена сумма исковых требований.
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о недоказанности истцом требования о взыскании стоимости отопления подвальных помещений площадью 170,5 кв.м. Судом установлено, что согласно представленному истцом справочному расчету, стоимость услуг за потребленную тепловую энергию, исходя из площади помещений 211,3 кв.м и показаний водосчетчиков, составила 468 515,48 руб. за период июль 2015 - декабрь 2017. Указанную сумму суд признал обоснованно предъявленной к оплате. На момент рассмотрения дела и вынесения судом решения, ответчиком за указанный период была произведена оплата в размере 468 656,28 руб., что подтверждается представленными документами и следует из расчета истца, приложенного к уточнению иска от 06.06.2018.
Исходя из возражений Мурманской ТЭЦ, в споре осталось требование истца о взыскании с Фонда задолженности по отоплению подвальных помещений площадью 170,5 кв.м.
Мурманская ТЭЦ полагает, что отапливаемыми являются все помещения площадью 381,8 кв.м, в подтверждение чего представила технический паспорт на дом.
Отказывая в удовлетворении иска в указанной части, суд первой инстанции принял во внимание обстоятельства, установленные арбитражным судом в деле N А42-138/2014, а также результаты обследования спорного помещения, проведенного сторонами на основании определения суда.
Из материалов дела следует, что по результатам обследования составлен акт от 15.03.2018, в котором отражено, что в помещениях площадью 106,2 кв.м N I (1-7) имеются транзитный и общедомовой трубопровод системы отопления в теплоизоляции, в помещениях N I (1, 2, 3, 4) имеется трубопровод с отводами на отопительные приборы (регистры из гладких труб) - отключены. В помещении N I (5) имеется трубопровод системы отопления в рабочем состоянии без изоляции (участок 2 метра). В помещении N I (6,7) элементы системы отопления не выявлены. Температура воздуха в помещениях составляет от 11,9 по 14 градусов по Цельсию. В помещениях N III (1) площадью 64,3 кв.м имеются общедомовые инженерные коммуникации, в том числе трубопровод системы отопления в теплоизоляции. Также имеется трубопровод с отводами на отопительные приборы (регистры из гладких труб) - отключены. Температура воздуха составляет 11 градусов по Цельсию. Трубопровод, обеспечивающий передачу теплоносителя к регистрам, на момент обследования не функционирует.
Представители Фонда внесли в акт изменения, оформили и подписали свой акт, согласно которому техническая возможность подачи теплоносителя отсутствует.
Аналогичное обследование проводилось при рассмотрении дела N А42- 138/2014.
В решении суда по указанному делу указано следующее. 20.05.2014 проведено обследование нежилого помещения. По результатам обследования 6 помещений установлено, что в подвальных помещениях N 3 площадью 7 кв.м, N 4 площадью 5,1 кв.м., N 5 площадью 12,7 кв.м, N 6 площадью 3,1 кв.м, N 7 площадью 2,9 - регистры отопления отсутствуют. В цокольных помещениях N 1 (тамбур) площадью 2,1 кв.м, N 3 (коридор) площадью 7,7 кв.м, N 5 (коридор) площадью 9,4 кв.м, N 9 (коридор) площадью 3,5кв.м, N 10 (умывальная) площадью 1,4 кв.м, N 11 (туалет) площадью 1,5 кв.м, N 12 (коридор) площадью 1,4 кв.м, N 15 (коридор) площадью 3,8 кв.м, N 17 (тамбур) площадью 0,3 кв.м, N 19 (коридор) площадью 6,2 кв.м, N 20 (тамбур) площадью 2,6 кв.м - радиаторы отопления отсутствуют. 27.11.2014 комиссией в составе представителей истца, ММБУ ЦКИМИ г. Мурманска, арендатора, ОАО "Мурманская ТЭЦ" проведено очередное обследование помещений, по результатам которого установлено, что в подвальном помещении N I площадью 106,2 кв.м. помещение N 1 - имеются регистры отопления, температура на регистре -40С, помещение N 2 - имеются регистры отопления, температура на регистре- 45С, помещения N 2 - имеются регистры отопления, отключены вентилем; подвальное помещение N III - имеются регистры отопления, температура на регистрах -30С. Комиссией отражено, что система отопления гаражей имеет отдельный розлив отопления, присоединенный к тепловому узлу жилого дома после прибора учета тепловой энергии, и имеет отдельную отсечную арматуру. Согласно выводам комиссии подвальные помещения общей площадью 170,5 кв.м. считаются отапливаемыми. Арендатор с данными выводами не согласился. Также в данном решении суда отражено, что представителем ОАО "Мурманская ТЭЦ" в материалы дела представлен акт от 11.02.2013, составленный контролером ОАО "Мурманская ТЭЦ", в котором указано, что подвалы жилого дома 9 по ул. Полярной Дивизии не отапливаются. С учетом всех представленных документов, суд при рассмотрении дела N А42-138/2014 пришел к выводу о том, что указанные спорные помещения нельзя признать отапливаемыми.
Правоотношения сторон по определению объема коммунальных услуг, подлежащего оплате в жилых домах с 01.01.2015 регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно требованиям подпункта "е" пункта 4 Правил N 354 под услугой отопления понимается подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с требованиями пп. а) п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам (подпункт "д" пункта 3 Правил N 354).
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции также признал, что спорное помещение не является отапливаемым и в отношении указанного помещения надлежащим образом не оказана услуга - отопление.
Апелляционный суд отклоняет ссылку подателя жалобы на то, что демонтаж обогревающих приборов.
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
На основании пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулами 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Плата за коммунальный ресурс отопления является производной от размера площади помещения, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и тарифа, установленного в соответствии с законом.
В соответствии с пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещен переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В пункте 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 (далее - Правила подключения) установлен перечень запрещенных к использованию индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
В подпункте "в" пункта 35 Правил N 354 установлен запрет потребителю самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170), согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Согласно пункту 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомитета России по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Любое вмешательство в центральные инженерные сети, в том числе демонтаж радиаторов, монтаж дополнительного оборудования, требует согласованного проекта и внесения изменений в техническую документацию, в соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации такие действия определяются как переустройство.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации Российской Федерации переустройство жилого помещения производится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обязано представить в орган, осуществляющий согласование, предусмотренный законом пакет документов. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность (часть 2 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при отсутствии в помещениях радиаторов отопления, размещение которых предусмотрено технической документацией, потребитель может быть освобожден от оплаты услуг по теплоснабжению только при условии предоставления доказательств осуществления демонтажа таких радиаторов с соблюдением всех предусмотренных действующим законодательством процедур согласования и разрешения, что будет свидетельствовать о том, что коммунальная услуга по теплоснабжению в помещения не предоставлялась.
В данном случае материалами дела установлен факт отсутствия в нежилом помещении ответчика теплопотребляющих установок (радиаторов отопления).
В обоснование возражений о наличии центрального отопления в спорном помещении истец ссылается на то, что изначально спорные помещения были спроектированы как отапливаемые, о чем истцом в материалы дела представлены копии листов технического паспорта на дом от 30.09.1993.
Между тем, из материалов дела усматривается, что 13.03.2007 сторонами было заключено дополнительное соглашение N 1. Заключение указанного соглашения являлось следствием проведения инвентаризации помещения и изготовления нового технического паспорта на МКД.
Кроме того, об отсутствии отопительных приборов в спорном помещении истцу было известно еще в 2013 году, что подтверждается судебным актом по делу N А42-138/2014. В ходе рассмотрения указанного дела представителем ОАО "Мурманская ТЭЦ" в материалы дела представлен акт от 11.02.2013, составленный контроллером ОАО "Мурманская ТЭЦ", в котором указано, что подвалы жилого дома 9 по ул. Полярной Дивизии не отапливаются. Из актов обследования, составленных в рамках указанного дела, следует, что система отопления не изменялась. Представители арендатора, возражая против удовлетворения заявленных требований, поясняли, что управляющей организацией, ранее оказывающей услуги по управлению домом, плата за отопление не взималась, в связи с тем, что существующей системой отопления не возможно обеспечить в помещениях температуру, соответствующую установленным нормам.
Истцом не представлены доказательства того, что приборы отопления отражены в новом техническом паспорте. Апелляционный суд также отмечает, что Фонд является арендатором спорного помещения. Истцом не представлены доказательства того, что подвальное помещение было переоборудовано арендатором, что также препятствует возложению на Фонд обязанности по возмещению истцу спорной задолженности.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе подлежат оставлению на заявителе.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.06.2018 по делу N А42-9843/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.