г. Чита |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А19-1844/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уховский" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 июля 2018 года по делу N А19-1844/2018 (суд первой инстанции - Мусихина Т.Ю.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Уховский" (ОГРН 1133850027134; ИНН 381101001, далее - ООО "Уховский", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации муниципального образования "Куйтунский район" Иркутский области (ОГРН 1033802627044, ИНН 3832001650, далее - Администрация МО "Куйтунский район", ответчик) о признании действий администрации по обращению 04.05.2017 в Тулунский отдел Управления Росреестра по Иркутской области с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 38:10:090514:1535 площадью 33580 кв.м. необоснованными и незаконными, повлекшими снятие с кадастрового учета земельного участка; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в лице Тулунского отдела Управлении Росреестра восстановить в данных кадастрового учета сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:10:090514:1535 площадью 33580 кв.м., расположенном по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, в 1,5 км. южнее с. Барлук, продлив срок временного кадастрового учета земельного участка в течение 2 лет с момента вынесения решения.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760; ИНН 3808114653), Барлукское сельское поселение Куйтунского района Иркутской области (ОГРН 1053814025430, ИНН 3814010162).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 июля 2018 года по делу N А19-1844/2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме как незаконное и необоснованное по мотивам, изложенным в жалобе.
Третье лицо в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 23.08.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 24 августа 2015 года Администрация Барлукского сельского поселения в лице главы Постановлением N 41 предварительно согласовало ООО "Уховский" предоставление земельного участка (далее участок) с условным номером ЗУ1, расположенного по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, в 1,5 км. южнее с.Барлук.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 41 общество выполнило кадастровые работы, необходимые для уточнения границ земельного участка.
Согласно межевому плану и кадастровому паспорту 03.09.2015 года участок площадью 33580 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 38:10:090514:1535.
Сведения об объекте недвижимости имеют статус - временные с истечением временного характера сведений - 04.09.2020 года.
Постановлением N 54 от 12 октября 2015 года Администрация Барлукского сельского поселения в лице главы предоставила обществу без проведения торгов в аренду земельный участок из сельскохозяйственных земель с кадастровым номером: 38:10:090514:1535, расположенный по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, в 1,5 км. южнее с. Барлук, с разрешенным использованием: недропользование, общей площадью 33580 кв.м., на срок 12 лет.
14 октября 2015 года между заявителем и Барлукским муниципальным образованием заключен договор аренды N 04-15А, согласно которому обществу предоставляется земельный участок в аренду сроком на 12 лет.
Согласно пункту 1.3 договора сведений об ограничениях в пользовании и обремененности правами других лиц по участку отсутствуют.
Актом приема-передачи вышеуказанный земельный участок передан обществу в надлежащем состоянии, пригодном для использования в договорных целях.
15 декабря 2015 года Тулунским отделом Управления Росреестра по Иркутской области обществу отказано в государственной регистрации прав на земельный участок, поскольку не представлены документы, подтверждающие перевод земли из сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: недропользование в другую категорию.
Из протокола об административном правонарушении от 22 декабря 2017 года и ответа Управления Федерального службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 28.02.2018 года заявителю стало известно, что арендуемый обществом земельный участок с кадастровым номером 38:10:090514:1535 снят с кадастрового учета 11 мая 2017 года по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа местного самоуправления - Администрации муниципального образования Куйтунского района Иркутской области.
Не согласившись с действиями Администрации муниципального образования Куйтунского района Иркутской области по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 38:10:090514:1535, полагая их несоответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании пункта 3 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствие с пунктом 20 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Согласно пункту 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 7 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действующего с 01.01.2017, временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается.
В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости.
В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Согласно статье 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные более чем один год, подлежат государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, 24 августа 2015 года Администрация Барлукского сельского поселения в лице главы Филиппова Е.В. Постановлением N 41 предварительно согласовало ООО "Уховский" предоставление земельного участка с условным номером ЗУ1, расположенного по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, в 1,5 км. южнее с.Барлук.
В соответствие с пунктом 3 постановления N 41 общество выполнило кадастровые работы, необходимые для уточнения границ земельного участка.
Согласно межевому плану и кадастровому паспорту 03.09.2015 года участок площадью 33580 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 38:10:090514:1535.
Сведения об объекте недвижимости имеют статус: временные с истечением временного характера сведений - 04.09.2020 года.
Постановлением N 54 от 12 октября 2015 года Администрация Барлукского сельского поселения в лице главы Филиппова Е.В. предоставила обществу без проведения торгов, в аренду, земельный участок из сельскохозяйственных земель с кадастровым номером: 38:10:090514:1535, расположенный по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, в 1,5 км. южнее с.Барлук, с разрешенным использованием: недропользование, общей площадью 33580 кв.м., на срок 12 лет.
14 октября 2015 года между заявителем и Барлукским муниципальным образованием заключен договор аренды N 04-15А, согласно которому обществу предоставляется земельный участок в аренду сроком на 12 лет.
Согласно пункту 1.3 договора сведений об ограничениях в пользовании и обремененности правами других лиц по участку отсутствуют.
Актом приема-передачи вышеуказанный земельный участок передан обществу в надлежащем состоянии, пригодном для использования в договорных целях.
15 декабря 2015 года Тулунским отделом Управления Росреестра по Иркутской области обществу отказано в государственной регистрации прав на земельный участок, поскольку не представлены документы, подтверждающие перевод земли из сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: недропользование в другую категорию.
Таким образом, в нарушение требований статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:10:090514:1535, расположенного по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, в 1,5 км. южнее с.Барлук, не зарегистрирован в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10,2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в том числе органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно статье 3 Закона Иркутской области от 16.12.2004 N 92-оз "О статусе и границах муниципальных образований Куйтунского района Иркутской области" муниципальное образование "Куйтунский район" наделено статусом муниципального района, в состав которого также входит Барлукское муниципальное образование (сельское поселение), на территории которого расположен спорный земельный участок.
Таким образом, уполномоченным органом на распоряжение земельными участками, расположенными на территории Барлукского муниципального образования, является муниципальное образование "Куйтунский район".
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 38:10:090514:1535, расположенный по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, в 1,5 км. южнее с.Барлук, отсутствуют.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ " О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Прекращение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав регламентирует статья 31 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которая предусматривает, что до осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав рассмотрение представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и (или) документов может быть прекращено на основании совместного заявления лиц, представивших заявление и (или) документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
04.05.2017 с заявлением N 38-0-1-197/3001 /2017-352 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 38:10:090514:1535, имеющего временный характер, в Управление обратился представитель Администрации муниципального образования "Куйтунский район" Иркутской области, являющейся уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, расположенными на территории муниципального образования "Куйтунский район".
11.05.2017 земельный участок с кадастровым номером 38:10:090514:1535 снят с государственного кадастрового учета.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 38:10:090514:1535 снят с государственного кадастрового учета в течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа местного самоуправления, суд первой инстанции правильно исходил из законности действий Администрации муниципального образования "Куйтунский район" Иркутской области по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 38:10:090514:1535.
Доводы апеллянта о злоупотреблении ответчиком правом (статья 10 ГК РФ) судом апелляционной инстанции отклоняются как ничем не обоснованные.
Кроме того, согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Согласно статье 25.1 Закона Российской Федерации "О недрах" земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Таким образом, вопреки утверждению истца, с учетом приведенных взаимосвязанных положений земельного законодательства и законодательства о недрах, наличие лицензии на пользование недрами не дает ее обладателю права пользования соответствующим земельным участком без оформления на него прав в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Требование заявителя об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области восстановить в данных кадастрового учета сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:10:090514:1535, расположенном по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, в 1,5 км. Южнее с. Барлук, продлив срок временного кадастрового учета земельного участка в течение 2 лет с момента вынесения решения, судом также правильно признано необоснованным.
Согласно статье 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ " О государственной регистрации недвижимости" участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него с одной стороны и орган регистрации прав - с другой.
Компетенция Управления, как территориального органа Росреестра, определена Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, утвержденным приказом Росреестра от 30.05.2016 N П/0263 (в ред. приказа от 31.01.2017 N П/0027), в соответствии с которым Управление, в порядке, установленном Законом о регистрации, осуществляет постановку объектов недвижимости на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на учтенные в ЕГРН объекты недвижимости.
В соответствии со статьями 1, 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ " О государственной регистрации недвижимости" в судебном порядке могут быть оспорены зарегистрированное право, приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав.
В силу статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ " О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, в том числе снятие с государственного кадастрового учета объектов недвижимости, осуществляется па основании заявления и поступивших в орган регистрации прав документов.
Таким образом, осуществление действий по государственному кадастровому учету объектов недвижимого имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства относится к компетенции Управления. Указанные действия осуществляются Управлением в силу прямого указания закона на основании соответствующих документов (ст. 14 Закона о регистрации) при условии предоставления необходимых документов, предусмотренных Законом о недвижимости, без судебного акта, обязывающего Управление совершить вышеуказанные действия.
Снятие с государственного кадастрового учета спорного земельного участка осуществлено Управлением в порядке части 7 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ " О государственной регистрации недвижимости".
Между тем, обязывать лицо произвести определенные действия возможно лишь в случае, если имело место действие (бездействие) данного лица, препятствующее осуществлению прав заявителя или нарушающее их, тогда как таких оснований из материалов дела не усматривается.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 июля 2018 года по делу N А19-1844/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.