г. Хабаровск |
|
18 сентября 2018 г. |
А73-5997/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.,
судей Волковой М.О., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кейбал М.С.,
при участии в заседании:
от краевого государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района" (ОГРН 1162724086282): Солодянкин Г.Н., представитель по доверенности от 12.02.2018 N 102,
от общества с ограниченной ответственностью "Шик" (ОГРН 1132703001716): Кашин К.В., представитель по доверенности от 22.06.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шик"
на решение от 28.06.2018
по делу N А73-5997/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Медведевой О.П.,
по иску краевого государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района"
к обществу с ограниченной ответственностью "Шик"
о взыскании 72 700 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района" (далее - КГКУ "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района", истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к обществу с ограниченной ответственностью "Шик" (далее - ООО "Шик", ответчик, общество) с иском о взыскании в пользу Комитета по труду и занятости населения правительства Хабаровского края перечисленной субсидии в сумме 72 700 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.06.2018 с общества в пользу Комитета по труду и занятости населения правительства Хабаровского края взыскана субсидия в сумме 72 700 руб.
ООО "Шик" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 28.06.2018 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы, оспаривая выводы суда первой инстанции, указывает, что на момент предоставления субсидии истец знал о характере деятельности ответчика, не имел возражений относительно трудоустройства инвалида на автомойку на должность мойщика автомобилей.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ответчика настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представитель истца просил оставить решение без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации Программы дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, включающих в себя содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в Хабаровском крае в 2015 году, утвержденной постановлением правительства Хабаровского края от 18.05.2015 N 43-пр, между КГКУ "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре", действующим от имени Комитета по труду и занятости населения правительства Хабаровского края на основании доверенности (центр) и ООО "Шик" (работодатель) заключен договор о содействии в трудоустройстве незанятых инвалидов от 10.11.2015 N 9ТИ.
Согласно разделу 1 договора от 10.11.2015 N 9ТИ предметом настоящего оговора является совместная деятельность центра и работодателя по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов, зарегистрированных в качестве безработных граждан и граждан, ищущих работу, и предоставление финансовых средств из бюджета на возмещение работодателю затрат на оборудование (оснащение) в соответствии с Санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30, рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе на дому, если надомный труд используется этим работодателем как форма хозяйствования, а оформление надомного труда осуществляется в соответствии со статьями 310-312 главы 49 Трудового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2.1.1 договора от 10.11.2015 N 9ТИ согласовано, что работодатель-участник программы обязался оборудовать (оснастить) 1 рабочее место для трудоустройства незанятых инвалидов по профессии - мойщик автомобилей и согласовать кандидатуру работника из категории "инвалиды".
В соответствии с пунктом 2.1.2 договора от 10.11.2015 N 9ТИ мероприятия по оборудованию (оснащению) рабочих мест работодатель обязался произвести в срок не более 30 дней со дня заключения договора.
Согласно пункту 2.1.7 договора от 10.11.2015 N 9ТИ работодатель обязался сохранять оборудованные (оснащенные) рабочие места и обеспечить занятость инвалидов на этих местах в течение не менее 12-ти месяцев (в суммарном исчислении) со дня принятия на оборудованное (оснащенное) рабочее место первого принятого работника (инвалида).
В пункте 2.1.10 договора от 10.11.2015 N 9ТИ согласовано, что работодатель обязался использовать предоставленные центром денежные средства только на проведение мероприятий, необходимых для оснащения рабочих мест согласно пункта 2.1.2 настоящего договора.
На основании пункта 2.1.2 договора от 10.11.2015 N 9ТИ оборудование (оснащение) рабочих мест для инвалидов осуществляется с учетом профессии (специальности) инвалида, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, механизации и автоматизации производственного процесса. Вопросы трудоустройства незанятых инвалидов решаются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Согласно пунктам 2.3.2, 2.3.3 договора от 10.11.2015 N 9ТИ центр обязался направлять работодателю незанятых граждан, относящихся к категории "инвалиды", для трудоустройства и возместить затраты работодателю на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере не более 72 700 руб. за одно рабочее место.
В случае обнаружения нарушений, указанных в пунктах 4.3.2, 4.3.3, 4.3.4 договора от 10.11.2015 N 9ТИ, работодатель обязан вернуть денежные средства в полном объеме в течение 20 рабочих дней с даты получения требования с уплатой процентов в порядке, предусмотренном статьей 395 ГК РФ (п.6.2, п.6.3 договора от 10.11.2015 N 9ТИ).
Во исполнение условий договора от 10.11.2015 N 9ТИ учреждение платежным поручением от 20.11.2015 N 425687 перечислило ООО "Шик" субсидию в сумме 72 700 руб.
Как следует из акта выполненных работ по оборудованию (оснащению) рабочего места для трудоустройства инвалида от 19.11.2015, подписанного сторонами, ООО "Шик" фактически понесены затраты по оборудованию рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида на сумму 85 830 руб., включающие приобретение аппарата высокого давления АСG моноблок профессиональный 14.19 380 В в сумме 61 895 руб., пеногенератор АСG 50 л. стоимостью 23 935 руб.
Между ООО "Шик" (работодатель) и Зайцевым М.А. (работник, инвалид 3 группы) заключен трудовой договор от 19.11.2015 на должность мойщик автомобилей.
Впоследствии Зайцев М.А. на основании приказа от 01.10.2016 уволен в связи с прогулами.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР) указано, что гражданину Зайцеву М.А. рекомендовано содействие в трудоустройстве в качестве оператора ЭВМ со знанием программы 1 С, вахтера, диспетчера на телефоне. При этом противопоказано: значительное физическое напряжение, длительная ходьба и стояние, вынужденное положение тела, работа на высоте. Доступно: в обычных условиях труда может выполнять легкие ручные и умственные виды труда. Незначительное физическое напряжение. Рабочая поза удобная, преимущественно сидя, все виды умственного труда в соответствии с 1,2, 3.1 классами условий труда по напряженности.
В феврале 2018 года Комитетом по труду и занятости населения правительства Хабаровского края проведена плановая камеральная проверка соблюдения ООО "Шик" условий, целей и порядка предоставления субсидий в рамках Программы дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, включающих в себя содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в Хабаровском крае от 18.03.2015 N 43-пр.
В соответствии с актом проверки от 26.02.2018 N 05 выявлены факты нарушения ООО Шик" условий, целей и порядка предоставления в рамках Программы N 43-пр субсидии в сумме 72 700 руб., выразившиеся в трудоустройстве Зайцева М.А. на работу, которая была ему противопоказана с учетом характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности. Кроме этого, выявлено, что в период с 02.10.2016 по 16.12.2016 меры по обеспечению занятости инвалидов на оборудованном рабочем месте работодателем не предпринимались.
Пунктом 1.3 приказа от 19.03.2018 N 35 Комитет по труду и занятости населения правительства Хабаровского края поручил КГКУ "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района" истребовать у ООО "Шик" полученную субсидию 72 700 руб. в связи с неисполнением условий расходования средств. В связи с чем комитетом учреждению выдана доверенность от 02.12.2016 N 14-18-7973 на представление интересов комитета по реализации Программы N 43-пр, в том числе с полномочиями по выставлению работодателю-получателю субсидии требования о возврате субсидии в краевой бюджет, взысканию указанной субсидии в судебном порядке.
Во исполнение приказа от 19.03.2018 N 35 КГКУ "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района" направило в адрес ООО "Шик" требование от 30.03.2018 N 01-11/483 о возврате субсидии.
В письме от 03.04.2018, направленном в адрес учреждения, ООО "Шик" сообщило о несогласии с актом плановой камеральной поверки, возражения по которому направлены в комитет.
Поскольку ООО "Шик" не исполнило требование учреждения, истец обратился в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
В силу пункта 3.2 раздела 3 Положения о содействии в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в случае нарушений условий предоставления субсидии и (или) необоснованного получения субсидии в результате представления недостоверных сведений, указанных в заявке, и (или) выявления фактов нецелевого использования субсидии, указанная субсидия подлежит возврату в краевой бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Работодатель - получатель субсидии в течение 20 рабочих дней с даты получения требования о возврате предоставленной субсидии перечисляет субсидию в краевой бюджет. В случае неперечисления работодателем - получателем субсидии в краевой бюджет субсидии в срок, установленный в требовании о возврате предоставленной субсидии, указанные средства взыскиваются комитетом в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции от 11.07.2011) Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные, в частности, на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
На основании статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 18.03.2015 N 43- пр утверждена Программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, включающих в себя содействие в трудоустройстве (Программа N 43-пр), приложением N 1 к которой является Положение о содействии в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места (Положение о содействии).
Пунктом 1.9 Положения о содействии предусмотрено, что оборудование (оснащение) рабочих мест для инвалидов осуществляется с учетом профессии (специальности) инвалида, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, механизации и автоматизации производственного процесса.
В пункте 1.10 Положения о содействии установлено, что работодатель - участник Программы должен сохранять оборудованные рабочие места и обеспечить занятость инвалидов на этих местах в течение не менее 12 месяцев (в суммарном исчислении) со дня принятия на оборудованное рабочее место первого инвалида.
В соответствии с пунктом 3.6 Положения о содействии работодатель ежемесячно направляет в соответствующее КГКУ ЦЗН отчет об исполнении условий заключенного договора.
В пункте 3.2 Положения о содействии предусмотрено, что в случае нарушения условий предоставления субсидии, установленных настоящим Положением и (или) необоснованного получения субсидии в результате представления недостоверных сведений, указанных в заявке, и (или) выявления фактов нецелевого использования субсидии, указанная субсидия подлежит возврату в краевой бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе условия договора от 10.11.2015 N 9ТИ, платежное поручение от 20.11.2015 N 425687, суд первой инстанции установил, что КГКУ "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района" во исполнение условий названного договора перечислило ООО "Шик" субсидию в сумме 72 700 руб., что не оспаривается.
При этом, исходя из анализа представленных в материалы дела доказательств: трудового договора от 19.11.2015, индивидуальной программы реабилитации инвалида, акта проверки от 26.02.2018 N 05, суд первой инстанции установил, что обществом трудоустроен гражданин Зайцева М.А. на работу, которая была ему противопоказана с учетом характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, кроме этого, в период с 02.10.2016 по 16.12.2016 меры по обеспечению занятости инвалидов на оборудованном рабочем месте работодателем не предпринимались.
Оценив условия договора от 10.11.2015 N 9ТИ, акт от 19.11.2015, суд первой инстанции установил, что в нарушение условий, предусмотренных пунктом 2.1.2 названного договора и пунктом 1.9 Положения о содействии, ООО "Шик" оборудовало рабочее место "мойщика автомобилей" аппаратом высокого давления, приобретение которого не соответствовало разрешенной трудовой деятельности гражданина-инвалида.
Доказательства обратного материалы дела не содержат.
Поскольку материалами дела подтверждается нецелевое использование ответчиком субсидии в сумме 72 700 руб., обоснован вывод суда первой инстанции об удовлетворении иска в полном объеме.
Позиция заявителя жалобы противоречит материалам дела и условиям заключенного сторонами договора от 10.11.2015 N 9ТИ, в связи с чем доводы жалобы отклонены судом апелляционной инстанции.
Нарушение судом первой инстанции норм материального или не правильного применения норм процессуального права не установлено, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Судебные расходы, в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение жалобы, отнесены на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.06.2018 по делу N А73-5997/2018 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.