г. Москва |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А41-20125/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Немчиновой М.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Федерального агентства лесного хозяйства: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Махарадзе М.А., представитель по доверенности от 14.12.2017,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Тер-Газарян, представитель по доверенности от 12.04.2018,
от ООО "Трамонтана": Иванов И.А., представитель по доверенности от 21.03.2018; Суханова О.Ю., представитель по доверенности от 16.08.2016;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Государственной компании "Российские автомобильные дороги": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы: Комитета лесного хозяйства Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 02.07.2018, принятое судьей Гриневой А.В. по делу N А41-20125/17 по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области; Федерального агентства лесного хозяйства к Обществу с ограниченной ответственностью "Трамонтана" об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения; признании недействительной постановки земельного участка на кадастровый учет; снятии земельного участка с кадастрового учета; признании недействительной записи в ЕГРН о праве собственности на земельный участок,
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Московской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Государственная компания "Российские автомобильные дороги",
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства обратились в арбитражный суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Трамонтана" со следующими требованиями:
1) истребовать из незаконного владения ответчика земельный участок, площадью 917,43 кв.м. (0,09 га) с кадастровым номером 50:26:0130110:1, расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, 71 км Киевского шоссе, "слева", имеющий следующий каталог координат поворотных точек (указан в исковом заявлении);
2) признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка, площадью 917.43 кв.м. (0,09 га), с кадастровым номером 50:26:0130110:1, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, 71 км Киевского шоссе, "слева", и снять указанный участок с кадастрового учета, путем внесения изменений в ЕГРН;
3) признать недействительной и исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права собственности Общества с ограниченной ответственностью "Трамонтана" на земельный участок, площадью 917,43 кв.м. (0,09 га), с кадастровым номером 50:26:0130110:1, расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, 71 км Киевского шоссе, "слева".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Государственная компания "Российские автомобильные дороги".
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.07.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Посчитав отказ в иске неправомерным, Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение и удовлетворить исковые требования.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Московской области, Государственной компании "Российские автомобильные дороги", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представители Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области поддержали доводы заявленных апелляционных жалоб.
Представитель ООО "Трамонтана" возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, по данным публичной кадастровой карты на территории Наро-Фоминского муниципального района, в районе 71 км Киевского шоссе расположен земельный участок с кадастровым номером 50:26:0130110:1, обшей площадью 900 кв.м (0,09 га).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке и выписке из ЕГРН, указанный земельный участок находится в собственности Общества с ограниченной ответственностью "Трамонтана".
Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под строительство модульной автозаправочной станции.
Комитет лесного хозяйства Московской области считает, что указанный участок незаконно находится в собственности ответчика.
Из сведений, содержащихся в РГИС, Комитет установил факт наложения части земельного участка ответчика на земли государственного лесного фонда.
Согласно Схеме наложения земельного участка, на земли лесного фонда земельный участок с кадастровым номером 50:26:0130110:1, площадью 0,9 га (900кв.м.), полностью накладывается на земли государственного лесного фонда. Площадь наложения составляет 0,09 га (917,43 кв.м.).
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 50:26:0130110:1 незаконно находится в собственности ООО "Трамонтана", истцы обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об избрании заявителями ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, правомочия собственника земельного участка состоят во владении, пользовании и распоряжении земельным участком.
В соответствии со статьями 301, 304 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статьи 305 Гражданского кодекса права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Исходя из взаимосвязанного смысла статей 209, 301 Гражданского кодекса РФ истцом по виндикационному иску может быть лицо (собственник, либо лицо владеющее имуществом в силу закона или договора), из обладания которого незаконно выбыло имущество (вещь), являющееся предметом виндикационного иска, а ответчиком по виндикационному иску является незаконный владелец, фактически обладающий имуществом (вещью) на момент предъявления требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 302 Гражданского кодекса РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Согласно пункту 36 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Таким образом, истец, заявивший требование об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, должен доказать свое право на этот участок.
В обоснование исковых требований Комитет лесного хозяйства Московской области указал, что по данным публичной кадастровой карты на территории Наро-Фоминского муниципального района, в районе 71 км Киевского шоссе расположен земельный участок с кадастровым номером 50:26:0130110:1, обшей площадью 900 кв.м (0,09 га).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке и выписке из ЕГРН, указанный земельный участок находится в собственности. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под строительство модульной автозаправочной станции.
Комитет лесного хозяйства Московской области считает, что указанный участок незаконно находится в собственности ответчика.
Согласно статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67. 70.1 и 92 Лесного кодекса.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.
В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).
В соответствии с пунктами 4, 10 приказа Рослесхоза от 1212.2011 N 516 "Об утверждении лесоустроительной инструкции" объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок и при проектировании лесничеств, лесопарков осуществляется установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети. (ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Границы лесничеств, как правило, совмещаются с границами муниципальных образований в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации. Лесные участки проектируются компактными по территории, состоящими из совокупности примыкающих друг к другу лесных кварталов или лесотаксационных выделов.
По результатам проектирования лесничеств (лесопарков) составляются в том числе тематические лесные карты проектируемого деления лесов на лесничества и лесопарки, в том числе карта-схема лесничества (лесопарка), с указанием границ лесничеств (лесопарков) и лесных кварталов - это схема лесничества.
По результатам проектирования лесных участков составляются тематические лесные карты проектируемых лесных участков (то есть, лесоустроительные планшеты), которые отражают следующие сведения: местоположение и границы проектируемого лесного участка на территории лесничества или лесопарка; участковые лесничества, номера лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов; вид разрешенного использования участка.
Настоящее лесоустройство произведено в 2000 году на всей площади Наро-Фоминского лесхоза (52766 га) по I разряду точности в соответствии с требованиями "Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России" 1994 года, "Основных положений организации и ведения лесного хозяйства Московской области" 1999 года (далее "Основные положения"), протоколов первого лесоустроительного и технического совещаний ФГУП "Московское государственное лесоустроительное предприятие" "Мослеспроект", утвержденных Федеральной службой лесного хозяйства России.
В процессе лесоустройства инвентаризация лесного фонда осуществлялась методом классов возраста, где первичной учетной единицей является таксационный выдел.
Лесоустроительные планшеты представляют собой наиболее детальные карты (планы), используемые в российском лесном хозяйстве.
Планшет представляет собой точный план, обычно охватывающий несколько лесных кварталов. Размер планшета в соответствии с Инструкцией составляет 600x600 миллиметров - и именно этим размером и масштабом определяется количество кварталов, помещающихся в один планшет. Масштаб планшетов составляет 1:10 000 (при I и II разрядах лесоустройства) или 1:25 000 (при III разряде лесоустройства).
Планшет определяет не только внутреннюю структуру леса, но также и точные границы лесного фонда с землями иных категорий.
На планшетах указываются данные о привязке границ кварталов к топографическим картам и местности.
На планшеты в лесничествах и лесхозах наносится информация о границах проведения хозяйственных мероприятий в периоды между лесоустройствами.
Планшет отображает границы выделов (минимальных хозяйственных единиц - участков леса со сходными с хозяйственной точки зрения свойствами, выделяемых при лесоустройстве), а также условными знаками и цифрами - основные параметры этих выделов, в том числе номер, площадь, класс бонитета (потенциальная продуктивность насаждений), класс возраста и иногда некоторые дополнительные (например, класс товарности).
Таким образом, по мнению истца, на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:26:0130110:1 (на 09.09.2003) уже были проведены работы по лесоустройству, установлены границы лесного фонда.
Материалы лесоустройства, в том числе выкопировка из плана лесных участков (планшета), таксационное описание квартала 60 выдел 60 Нарского участкового лесничества, акт осмотра территории, составленный старшим участковым лесничим Новиковым И.Д., а также выписка из государственного лесного реестра N 47-08-2016U1 являются доказательствами нахождения спорного участка в составе земель лесного фонда.
Постановлением Правительства Московской области от 27.10.2012 N 1335/38 утверждено Положение о государственной информационной системе Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" (РГИС).
В соответствии с п. 7 указанного положения в РГИС включены сведения материалов лесоустройства.
Используя РГИС, Комитет лесного хозяйства установил факт наложения части земельного участка ответчика на земли государственного лесного фонда.
Согласно Схеме наложения земельного участка, на земли лесного фонда земельный участок с кадастровым номером 50:26:0130110:1, площадью 0,9 га (900кв.м.), полностью накладывается на земли государственного лесного фонда.
Площадь наложения составляет 0,09 га (917,43 кв.м.).
Согласно статье 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статьи 7, 67 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
До 1 января 2011 года кадастровую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством о государственном кадастре недвижимости, наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, право собственности ООО "Трамонтана" на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0130110:1 в установленном законом порядке не было оспорено.
Сведения государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра недвижимости свидетельствуют об отнесении участка к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначении".
В материалах дела не имеется надлежащих доказательств, подтверждающих пересечение границ земельною участка с кадастровым номером 50:26:0130110:1 с землями лесного фонда.
Сведения, содержащиеся в РГИС Московской области, не являются надлежащим доказательством соотношения границ земельных участков, включая спорный участок, с землями лесного фонда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи I Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Определением Арбитражного суда Московской области от 19.09.2017 по делу была назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "Проектно-Изыскательское Предприятие "Висхаги-Центр-Геоинформ".
На разрешение эксперта судом были поставлены следующие вопросы:
1) Определить, имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0130110:1 на земли лесного фонда;
2) В случает утвердительного ответа на первый вопрос, изобразить графически на схеме расположения земельных участков и земель лесного фонда, с обозначением накладывающийся частей, указав площадь пересечения и координаты границ пересечения с землями лесного фонда, координаты границ земель лесного фонда относительно земельного участка с кадастровым номером 50:26:0130110:1;
Согласно заключению экспертизы от 02.02.2018 ООО "ПроектноИзыскательское Предприятие "Висхаги-Центр-Геоинформ" в результате сравнения местоположения границ земельного участка с 0 50:26:0130110:1 по сведениям государственного реестра недвижимости и границ земель лесного фонда (выдел 60 квартала 60 Наро-Фоминского лесхоза Нарского лесничества), восстановленных по планшету N 2 лесоустройства 2000 года, установлено их пересечение (наложение) за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения границ лесничества (5,75-м.).
Согласно пункту 6 статьи 4.6 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (а случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Из материалов дела следует, что право на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0130110:1 у ООО "Трамонтана" возникло в 2012 году (свидетельства о государственной регистрации права собственности от 23.04.2012 N 4 50-АГМ 102402), то есть до 01.01.201.
Сведения о местоположении границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:26:0000000:50441 не внесены в Единый государственный реестр недвижимости (Выписка из единого государственного реестра недвижимости от 29.05.2017 N 99/2017/18596428).
В Приложении 3 Заключения эксперта графически отображено наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0130110:1 по сведениям государственного реестра недвижимости и границ земель лесного фонда (выдел 60 квартала 60 Наро-Фоминского лесхоза Нарского лесничества), восстановленных по планшету N 2 лесоустройства 2000 года.
Площадь пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0130110:1 по сведениям государственного реестра недвижимости и границ земель лесного фонда (выдел 60 квартала 60 Наро-Фоминского лесхоза Нарского лесничества), восстановленных по планшету N 2 лесоустройства 2000 года составляет 640 кв. м.
При указанных обстоятельствах, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание заключение экспертизы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что между сторонами существует спор о праве, в связи с наложением границ земельных участков.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
По смыслу ст. 12 Гражданского кодекса РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права.
В связи с этим содержащийся в ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении спора суд не связан правовым обоснованием иска, определение правовых норм, подлежащих применению к спорным правоотношениям, входит в компетенцию суда.
В силу ч. 1 ст. 209, ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Права всех собственников защищаются равным образом (ч. 4 ст. 212 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 52 абзаца 4 совместного Постановления N 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, истец должен доказать, что его право не может быть защищено никаким иным способом, а также, что оно является нарушенным.
Из смысла пункта 52 указанного Постановления следует, что иск о признании зарегистрированного права отсутствующим, является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
При этом невозможность защиты должна быть обусловлена наличием государственной регистрации.
Таким образом, оспаривание зарегистрированного права собственности возможно путем оспаривания оснований приобретения ответчиком права собственности на спорный объект и представления истцом доказательств наличия у него вещных прав на это имущество с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
Арбитражным апелляционным судом установлено, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты своего права, поскольку между Комитетом лесного хозяйства и ООО "Трамонтана" существует спор о праве на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0130110:1
Поскольку между сторонами фактически имеет место спор о праве на земельный участок, его невозможно разрешить в порядке исключения сведений из государственного кадастра недвижимости.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ не предусмотрено такого способа защиты права, как признание недействительным результатов межевания.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в основание своих требований и возражений
В силу ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах Комитета лесного хозяйства Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и Федерального агентства лесного хозяйства, отклонены, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ).
Истцами заявлены требования об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 50:26:0130110:1; признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:26:0130110:1; снятии земельного участка с кадастрового учета; признании недействительной записи в ЕГРН о праве собственности на земельный с кадастровым номером 50:26:0130110:1.
В свою очередь, на основании имеющихся в материалах дела документов суд пришел к выводу, что между сторонами существует спор о праве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзаце 3 пункта 2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленум N10/22).
Согласно со статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущества из чужого незаконного владения.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора.
Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
Вместе с тем, условие о наличии всей совокупности признаков в рассматриваемом случае заявителями не соблюдено, а выбранный способ защиты не обеспечит восстановление прав заявителей.
Так, заявителями не доказано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0130110:1 и его принадлежность к землям лесного фонда.
Судом первой инстанции установлено, что Обществу на праве собственно принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:26:0130110:1 с адресным ориентирами: Московская область, Наро-Фоминский район, 71 км Киевского шоссе "Слева", категория - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 900 кв. м.
Указанное обстоятельство подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 05.03.2015 N MO-15/3B-3 82920 и свидетельством о государственной регистрации права от 23.04.2012 50-АГ N 102405.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Права ООО "Трамонтана" на спорный земельный участок зарегистрированы в установленном законом порядке (запись в ЕГРН от 23.04.2012 N 50-50-26/024/2012-334).
Какие-либо сведения в ЕГРН о том, что земельный участок расположен на землях лесного фонда либо имеет пересечения с границами других участков, отсутствуют.
Право собственности ООО "Трамонтана" на земельный участок не признано недействительным.
Право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0130110:1 было зарегистрировано до 01.01.2016, спорный земельный участок относятся к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и иного специального значения, в связи с чем, спорный земельный участок не может быть отнесен к землям лесного фонда в силу прямого указания закона.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 02.07.2018 по делу N 41-20125/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20125/2017
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: ООО "Трамонтана"
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области