г. Томск |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А45-3870/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей: Марченко Н.В.
Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. до перерыва, помощник судьи Фаст Е.В. после перерыва, с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Новосибирска (N 07АП-7531/2018) на решение от 14.06.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-3870/2018 (судья Нахимович Е.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Новосибирские лотереи" (ОГРН 1025402461545, ИНН 5406230205, 630099, г Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 18)
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Новосибирска (630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 3Б)
о признании постановления от 17.01.2018 N 05-14/1 незаконным, о признании представления от 17.01.2018 N 05-14/1 недействительным.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя (после перерыва): Рыбак Е.В. - директор (решение от 31.03.2014);
от заинтересованного лица (до перерыва): Мамонов Б.Д. по доверенности от 02.02.2018 N 20 (по 31.12.2018).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Новосибирские лотереи" (далее - ООО "Компания "Новосибирские лотереи", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска (далее - ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска, Инспекция, налоговый орган) от 17.01.2018 N 05-14/1, недействительным представления от 17.01.2018 N 05-14/1.
Решением от 14.06.2018 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит состоявшийся судебный акт отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, в требованиях заявителю отказать.
Указывает, что общество осуществляло оказание услуг по распространению лотерейных билетов (на основании договоров на распространение от 29.07.2015 N ТСА 1212-54-6043, от 32.07.2013 N СА 121-54-6043, N МСА 1212-54-6043), вело учет и прием лотерейных ставок (выручки), осуществляло выплату выигрышей участникам лотереи. При осуществлении всех указанных действий общество действовало самостоятельно, действовало от своего имени и таким образом самостоятельно участвовало в проведении лотереи. Следовательно, деятельность по распространению лотерейных билетов и выплате выигрышей участникам лотереи подпадает под действие Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон 115-ФЗ).
В решении арбитражного суда судом не указано, какой именно факт не был установлен налоговым органом, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, поскольку налоговым органом представлены все материалы и доказательства, подтверждающие совершение обществом вменяемого правонарушения.
Обществом не оспаривается, а подтверждается, как в ходе судебного разбирательства, так и в ходе проведенной проверки (показания руководителя ООО "Компания "Новосибирские лотереи" Рыбак Е.Б. от 20.12.2017) отсутствие проведение идентификации и отсутствие правил внутреннего контроля. Законом предусмотрен закрытый перечень оснований, при которых идентификация клиентов не проводится и прием платежей за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее этими основаниями не предусмотрен. Следовательно, общество обязано проводить процедуру идентификации клиентов независимо от суммы принятых платежей.
Судом не до конца исследованы обстоятельства, связанные с суммой, полученной обществом от реализации лотерейных билетов. Исходя из протокола административного правонарушения от 09.01.2018 N 05-14/1, а также акта проверки от 08.12.2017 N 6 установлено, что сумма выручки от реализации лотерейных билетов за период с 01.07.2017 по 30.09.2017 составляет 45 328 525 руб., сумма выплаченных выигрышей за тот же период составляет 2 640 874 руб. Следовательно, Инспекцией достоверно установлены случаи выигрыша и (или) выплаты, а также приема платежей по покупке лотерейных билетов, при этом не соблюдались правила внутреннего контроля, а также отсутствовала процедура идентификации, что подтверждается как актом проверки N 6, так и пояснениями руководителя общества (протоколе опроса свидетеля от 20.12.2017 N 3073).
Общество в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Представитель административного органа в судебном заседании 30.08.2018 поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 06.09.2018.
После перерыва в судебном заседании представители административного органа не явились.
Представитель общества поддержал свою позицию, изложенную в письменном отзыве.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ООО "Компания "Новосибирские лотереи" является микропредприятием, осуществляет деятельность распространителей лотерей (92.23) посредством заключения договоров на оказание услуг по распространению лотерейных билетов (квитанций) за вознаграждение с АО "Торговый Дом "Столото" ИНН 7715918994 (от 12.07.2013 N СА1212-54-6043 с дополнительными соглашениями и приложениями, от 29.07.2015 NТСА1212-54-6043 с дополнительными соглашениями и приложениями, от 18.03.2015 NМСА1212-54-6043 с дополнительными соглашениями и приложениями), по полученным накладным, через киоски по реализации лотерейных билетов принадлежащие ООО "Компания "Новосибирские лотереи" (ИНН 5406230205).
14.11.2017 на основании поручения от 13.11.2017 N 05/08 проведена проверка полноты учета выручки и исполнения требований Закона N 115-ФЗ в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля.
По результатам выездной проверки ООО "Компания "Новосибирские лотереи", проведенной на основании поручения ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска от 13.11.2017 N 05/08, составлен акт от 08.12.2017 N 6, вынесено определение о возбуждении административного расследования по делу об административном правонарушении от 08.12.2017.
По окончании расследования составлен протокол N 05-14/1 об административном правонарушении от 09.01.2018.
На основании протокола N 05-14/1 об административном правонарушении от 09.01.2018 вынесено постановление N 05-14/1 о назначении административного наказания от 17.01.2018, в соответствии с которым ООО "Компания "Новосибирские лотереи" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля. Организации назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Помимо постановления о назначении административного наказания ООО "Компания "Новосибирские лотереи" вынесено представление от17.01.2018 N 05-14/1 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. В соответствии с представлением организация обязывается проводить идентификацию клиентов, обязательные процедуры внутреннего контроля, иные меры, предписанные Законом N 115-ФЗ для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Не согласившись с данным постановлением и предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО "Компания "Новосибирские лотереи" состава вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный законом порядок осуществления противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
Отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма регулируются Законом N 115-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Закона N 115-ФЗ указанный федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.
Согласно статье 4 указанного Закона к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Под внутренним контролем в силу статьи 3 Закона N 115-ФЗ понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, организации федеральной почтовой связи, а также операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.
В соответствии с частью 1 статьи 6 названного Закона операции с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:
1) операции с денежными средствами в наличной форме, в том числе, снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом; приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию;
3) операции по банковским счетам (вкладам);
4) иные сделки с движимым имуществом.
Согласно части 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, в том числе, до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи.
Пунктом 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ установлено, что идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
В рассматриваемом случае ООО "Компания "Новосибирские лотереи" получает лотерейные билеты по накладным в соответствии с договорами на распространение, заключенными с АО "ТД "Столото", действуя от имени оператора лотереи, принимает денежные средства, полученные от участников в ходе распространения лотерейных билетов (выручку). Выручка в соответствии с Приложениями N 1 к договорам (пункты 2.4.) является собственностью оператора и подлежит перечислению в OA "ТД "Столото". Выигрыши оплачиваются также из выручки за счет средств АО "ТД "Столото", в строгом соответствии с условиями договоров и указаниями OA "ТД "Столото". Нереализованные к текущему тиражу билеты, подлежат утилизации либо возврату в АО "ТД "Столото".
Из материалов административного дела не следует, что налоговым органом были с достоверностью установлены случаи выигрыша и (или) выплаты на сумму или выше 600 000 руб. 00 коп., а также приема платежей по покупке лотерейных билетов на сумму свыше 15 000 руб. 00 коп
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обязанности по идентификации клиента у ООО "Компания "Новосибирские лотереи" не имелось, поскольку указанные операции не подлежат обязательному контролю в силу пункта 1.1. статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
Доказательства того, что у сотрудников, обслуживающих заявителя, должны были возникнуть (возникли) подозрения, что он совершает эти (эту) операции по оплате приобретаемых лотерейных билетов в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, отсутствуют.
Не представлены также доказательства того, что ООО "Компания "Новосибирские лотереи" производились выплаты или приемы платежей на указанные в пункте 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ суммы.
При изложенных обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным постановление Инспекции о привлечении ООО "Компания "Новосибирские лотереи" к административной ответственности.
Доводы налогового органа основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Апелляционная коллегия отмечает, что в силу пункта 1 статьи 2, части 2 статьи 6.1 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 "О лотереях", части 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) лотерея не является азартной игрой.
Доказательств того, что в рассматриваемом случае услуга по распространению (реализации, выдаче) лотерейных билетов являлась сопутствующей услугой азартным играм (пункт 24 статьи 4 Закона N 244-ФЗ) административным органом не представлено.
Отклоняя доводы Инспекции о том, что выручка от реализации лотерейных билетов за период с 01.07.2017 по 30.09.2017 составила 45 328 525 руб., а сумма выплаченных выигрышей за тот же период составила 2 640 874 руб., суд апелляционной инстанции учитывает пояснения общества о том, что и сумма выручки, и сумма оплаченных выигрышей состоит из множества операций в течение отчетного периода.
Несогласие административного органа с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Новосибирской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дела не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14 июня 2018 года по делу N А45-3870/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-3870/2018
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "НОВОСИБИРСКИЕ ЛОТЕРЕИ"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Новосибирск