г. Самара |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А55-7370/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "КРЕДО" - Борякину А.Д. (доверенность от 02.02.2018),
представителя Самарской таможни - Михалевой Н.А. (доверенность от 29.12.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 сентября 2018 года в помещении суда апелляционную жалобу апелляционной жалобы Самарской таможни
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2018 года по делу N А55-7370/2018 (судья Лихоманенко О.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КРЕДО" (ИНН 6376024349, ОГРН 1146376000286), пгт. Новосемейкино,
к Самарской таможне, г.Самара,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КРЕДО" (далее - заявитель, общество, ООО "КРЕДО") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений требований) к Самарской таможне (далее - таможня) о признании незаконным действия, выразившегося в принятии решения от 29.12.2017 N 08-01-07/1893 о продлении срока принятия решения о выдаче или отказе в выдаче ПТС на транспортные средства "Shacman SX3256DR384" VIN-LZGJRDR49HX038684, 2017 года выпуска и "Shacman SX3256DR384" VTN-LZGJRDR4XHX041402, 2017 года выпуска до 30 суток, в отношении ООО "КРЕДО"; признать незаконным действия, выразившегося в принятии решения от 29.01.2018 N 08-01-17/0089 об отказе выдачи ПТС на транспортные средства "Shacman SX3256DR384" VIN-LZGJRDR49HX038684, 2017 года выпуска и "Shacman SX3256DR384" VTN-LZGJRDR4XHX041402, 2017 года выпуска; возложении обязанности на Самарскую таможню отменить решение от 29.01.2018 N 08-01-17/0089 об отказе выдачи ПТС на транспортные средства "Shacman SX3256DR384" VIN-LZGJRDR49HX038684, 2017 года выпуска и "Shacman SX3256DR384" V1N-LZGJRDR4XHX041402, 2017 года выпуска, а также отменить решение от 29.12.2017 N 08-01-07/1893 о продлении срока принятия решения о выдаче или отказе в выдаче ПТС до 30 суток, а также обязать Самарскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи запрашиваемых ПТС на транспортные средства "Shacman SX3256DR384" VTN-LZGJRDR49HX038684, 2017 года выпуска и "Shacman SX3256DR384" VTN-LZGJRDR4XHX041402, 2017 (т.1 л.д.3-5, 137-143).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.07.2018 по делу N А55-7370/2018 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия Самарской таможни, выразившиеся в принятии решения от 29.01.2018 N 08-01-17/0089 об отказе выдачи паспорта транспортного средства на транспортное средство "Shacman SX3256DR384" VIN-LZGJRDR49HX038684, 2017 года выпуска и транспортное средство "Shacman SX3256DR384" VIN - LZGJRDR4XHX041402, 2017 года выпуска.
Признал незаконными действия Самарской таможни, выразившиеся в принятии решения от 29.12.2017 N 08-01-07/1893 о продлении срока принятия решения о выдаче или отказе в выдаче паспорта транспортного средства до 30 суток.
Обязал Самарскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "КРЕДО" путем выдачи паспорта транспортного средства на транспортное средство "Shacman SX3256DR384" VIN - LZGJRDR49HX038684, 2017 года выпуска и паспорта транспортного средства на транспортное средство "Shacman SX3256DR384" VIN - LZGJRDR4XHX041402, 2017 года выпуска, с отражением в соответствующей графе сведений об одобрении типа транспортного средства ТС RU E-CN.МТ27.00038.Р1.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Взыскал с Самарской таможни в пользу ООО "КРЕДО" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.(т.1 л.д.156-158).
В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.4-10).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель таможни поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 28.12.2017 ООО "Кредо" обратилось в Самарский таможенный пост Самарской таможни, с заявление о выдаче паспортов транспортных средств (далее - ПТС) на приобретенные по договору купли продажи на территории таможенного союза автомобили "Shacman SX3256DR384" VIN-LZGJRDR49HX038684, 2017 года выпуска и "Shacman SX3256DR384" VTN - LZGJRDR4XHX041402, 2017 года выпуска.
В соответствии с требованиями таможенного законодательства таможенного союза ООО "КРЕДО" в таможенный орган представлены необходимые документы, а именно: таможенные декларации, подтверждающие таможенное оформление транспортных средств на территории Казахстана, договор купли продажи, упаковочные и отгрузочные документы, инвойсы, товаросопроводительные документы, оригиналы Китайских ПТС, заверенная копия корректировки к ГТД.
Во исполнение требований Технического регламента ТС обществом так же представлено в таможенный орган одобрения типа транспортного средства N ТС RU E-CN.MT27.00038.P1 сроком действия с 12.12.2017 по 31.12.2017 на вышеуказанные автомобили (далее - ОТТС).
Письмом от 29.12.2017 N 08-01-07/1893 таможенный орган сообщил обществу, что продлил срок принятия решения до 30 суток и направил запрос в Республику Казахстан с целью подтверждения сведений о выпуске товара в свободное обращение (т.1 л.д.23).
Письмом от 29.01.2018 N 08-01-17/0089 таможенный орган сообщил обществу, что ООО "КРЕДО" отказано в выдаче ПТС со ссылкой на то, что срок действия представленного ОТТС N ТС RU E-CN.МТ27.00038.Р1 истек, что не позволяет выдать ПТС (т.1 л.д.21-22).
Не согласившись с указанными сообщениями, общество обжаловало их в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования частично, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК ненормативный акт, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Пунктом 7 статьи 5 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 (двадцати четырех) часов последнего дня срока.
Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Письменные заявления и извещения, сданные в учреждение (организацию) почтовой связи до 24 (двадцати четырех) часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Аналогичные требования предусмотрены в статье 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕЭС).
Как видно из материалов дела, ООО "КРЕДО" совершило действия по подаче заявления о выдаче ПТС в срок в соответствии с законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" (далее - Закон N 311-ФЗ) в обязанности таможенных органов РФ входит содействие развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорение товарооборота.
В соответствии с пунктом 11 этой же статьи, таможенные органы РФ обязаны постоянно совершенствовать систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенного контроля.
Согласно пункта 1, 2 части 1 статьи 16 Закона N 311-ФЗ, при исполнении должностных обязанностей должностные лица таможенных органов обязаны:
1) соблюдать права и законные интересы граждан, участников внешнеэкономической деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
2) поддерживать уровень квалификации, необходимой для исполнения должностных обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона N 311-ФЗ, требования таможенных органов и их должностных лиц, предъявляемые лицам при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля, не могут служить препятствием для ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации, их выпуска, а также для осуществления деятельности в сфере таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
На основании статьи 310 ТК ЕЭС и части 3 статьи 161 Закона N 311-ФЗ при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений.
При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, декларанту лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, и иным лицам, чьи интересы затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам (часть 11 статьи 310 ТК ЕЭС, статья 104 ТК ТС).
В целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования (часть 8 статьи 310 ТК ЕЭС).
Согласно пунктом 58 Приказа МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (в редакции от 10.03.2017) "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств" выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.
Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси.
Решение о выдаче либо об отказе в выдаче паспорта в отношении транспортных средств или шасси, указанных в абзаце первом настоящего пункта, должно быть принято не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о выдаче паспорта.
При необходимости направления таможенным органом запросов для проверки сведений, указанных в заявлении о выдаче паспорта и приложенных к нему документах, и (или) проверки подлинности приложенных к заявлению документов, срок принятия решений, предусмотренный абзацем пятым настоящего пункта, продлевается начальником либо заместителем начальника таможенного органа до 30 суток со дня поступления заявления, что и было сделано в конкретном рассматриваемом случае Самарской таможней.
Следовательно, несмотря на иные формы таможенного контроля и способы реализации своих полномочий, позволяющие не нарушать права и законные интересы ООО "КРЕДО" и требования таможенного законодательства при реализации своих полномочий, Самарская таможня осуществила свои полномочия таким образом, что создала невозможность реализации ООО "КРЕДО" своих прав в отношении ввезенных транспортных средств без обращения в суд для разрешения правовой неопределенности.
Материалами дела подтверждается, что на момент обращения в Самарскую таможню ООО "КРЕДО" представлен исчерпывающий пакет документов необходимых для выдачи ПТС, в том числе действующее ОТТС.
Выпуск товара - спорных автомобилей - в свободное обращение на территории Таможенного союза подтверждено декларацией от 14.12.2017.
Материалами дела установлено, что принимая решение 29.12.2017 N 08-01-07/1893 о продлении срока принятия решения о выдаче или отказе в выдаче ПТС до 30 суток, в отношении ООО "КРЕДО" Самарской таможне было с достоверностью известно и понятно, что в дальнейшем принятие решения о выдаче ПТС будет не возможно, так как истечет срок действия ОТТС.
Самарская таможня не была лишена возможности принять меры по проверке выпуска транспортных средств в свободное обращение на территории таможенного союза в срок до 31.12.2017, т.е. в пределах срока действия ОТТС.
Самарская таможня своими действиями допустила нарушения прав и законных интересов ООО "КРЕДО".
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ Самарской таможней не были представлены сведения о том, что спорные транспортные средства были ввезены на таможенную территорию Союза с нарушением.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ПТС на ввозимые на территорию Российской Федерации транспортные средства подлежат выдаче таможенным органом непосредственно после завершения таможенного оформления (выпуска товара) и являются обязательным условием для последующей регистрации таких транспортных средств в органах ГИБДД.
Доказательствами, представленными суду, подтверждено, что в данном случае после завершения таможенного оформления в установленном порядке таможенный орган Республики Казахстан осуществил выпуск товара 14.12.2017 с отметкой в ГТД N 55302/141217 "Выпуск разрешен" на территорию ЕЭС.
ООО "КРЕДО" как на момент обращения в Самарскую таможню за выдачей ПТС на транспортные средства 28.12.2017 и в настоящее время обладает правомочиями по распоряжению транспортными средствами, однако в силу неправомерных действий Самарской таможни по излишнему и не оправданному по сроку таможенному контролю, оказалось лишенным своего права.
ООО "Кредо" обратилось в Самарский таможенный пост Самарской таможни за выдачей ПТС 28.12.2017 следовательно, в силу вышеизложенного, с учетом того, что ПТС выдается сразу после завершения таможенного оформления, обязанность у таможни по выдаче ПТС наступила 29.12.2017 в период действия ОТТС.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Самарской таможни о том, что ООО "Кредо" намеренно затянуло подачу заявления на выдачу ПТС в Самарскую таможню, а также предоставило ненадлежащий пакет документов, как необоснованные.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Самарской таможни о предоставлении неполного пакета документов на Самарский таможенный пост, т.к. указанные обстоятельства с учетом полученной Самарской таможней информации от таможенных органов Казахстана не могло служить самостоятельным основанием для отказа в выдаче ПТС.
Согласно ответа таможенных органов Казахстана, подтверждается информация о подлинности представленных ООО "Кредо" в Самарскую таможню ПТС и выпуска ТС в свободное обращение на территории Республики Казахстан.
Таким образом, подлежат удовлетворению заявленные требования в части признания незаконными действий Самарской таможни, выразившихся в принятии решения от 29.01.2018 N 08-01-17/0089 об отказе выдачи паспорта транспортного средства на транспортное средство "Shacman SX3256DR384" VIN-LZGJRDR49HX038684, 2017 года выпуска и транспортное средство "Shacman SX3256DR384" VIN - LZGJRDR4XHX041402, 2017 года выпуска и в принятии решения от 29.12.2017 N 08-01-07/1893 о продлении срока принятия решения о выдаче или отказе в выдаче паспорта транспортного средства до 30 суток.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в решении по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что устранение допущенных прав и законных интересов ООО "КРЕДО" возможно только путем возложения на Самарскую таможню обязанности выдать ООО "КРЕДО" ПТС с отражением в соответствующей строке сведений о ОТТС ТС RU E-CN.МТ27.00038.Р1, как если бы эта обязанность была исполнена Самарской таможней своевременно и в установленный срок.
Возложение обязанности на Самарскую таможню отменить решение от 29.12.2017 N 08-01-07/1893 о продлении срока принятия решения о выдаче или отказе в выдаче паспорта транспортного средства до 30 суток и решение от 29.01.2018 N 08-01-17/0089 об отказе выдачи ПТС не приведет к восстановлению нарушенного права общества.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования общества подлежат удовлетворению частично.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина таможней в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июля 2018 года по делу N А55-7370/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.