г. Владимир |
|
11 сентября 2018 г. |
Дело N А79-2319/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2018 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Большаковой О.А., судей Наумовой Е.Н., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.05.2018 по делу N А79-2319/2018, принятое судьей Филипповым Б.Н.,
по иску индивидуального предпринимателя Федорова Юрия Николаевича (ОГРНИП 307213010600168, ИНН 212710795847), г. Чебоксары, к Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (ОГРН 1032129000375, ИНН 2129039343), г. Чебоксары, об обязании заключить договор аренды,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Цивильского района Чувашской Республики,
при участии представителей: от истца- Астровой Н.П. по доверенности от 22.06.2018 (сроком на один год), Федорова Ю.Н лично; от иных лиц - не явились, извещены,
установил.
Индивидуальный предприниматель Федоров Юрий Николаевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - Минюст Чувашии) об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 21:20:111301:0001, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Цивильский район, для ведения сельскохозяйственного производства сроком на 10 лет на условиях, изложенных в ранее заключенном сторонами договоре на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в собственности Чувашской Республики от 16.06.2007 N 117.
Исковые требования основаны на статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы отказом ответчика предоставить данный земельный участок истцу на новый срок во временное владение и пользование без проведения торгов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Цивильского района Чувашской Республики.
Решением от 29.05.2018 Арбитражный суд Чувашской Республики иск удовлетворил.
Не согласившись с решением, Минюст Чувашии обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель настаивает на отсутствии правовых оснований для заключения договора.
Указывает, что в рассматриваемом случае по окончании срока действия спорного договора волеизъявление арендодателя было направлено на прекращение арендных правоотношений с арендатором, в связи с чем указанный договор прекратил свое действие по истечении его срока. Поскольку договор аренды земельного участка не является публичным договором, арендатор не вправе понудить арендодателя к его заключению на условиях, по которым не достигнуто соглашение. В силу положений статей 209, 264, 421 и 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации намерение арендатора продлить договор аренды земельного участка не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность предоставить земельный участок в аренду на новый срок (постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 05.06.2012 N 17440/11). Действия истца, путем предъявления искового заявления о понуждении к заключению договора, в отсутствие волеизъявления собственника земельного участка, является нарушением принципа свободы договора и принципа равенства сторон.
Представители истца в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу возражают против доводов заявителя, просят решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (арендодатель, правопредшественник Минюста Чувашии) и Предпринимателем (арендатор) заключен договор на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в собственности Чувашской Республики от 16.06.2007 N 117, по условиям которого арендодатель на основании распоряжения Минимущества Чувашии от 18.05.2007 N 684-р, предоставляет арендатору во временное владение и пользование земельный участок общей площадью 5 080 736 кв.м с кадастровым номером 21:20:11 13 01:0001, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Цивильский район, на срок с 18.05.2007 по 31.12.2017.
Согласно пункту 1.3 договора на участке находятся объекты недвижимости, которые не являются собственностью арендатора.
В пункте 3.3.2 договора указано, что арендатор имеет право по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному обращению арендатора, представленному арендодателю не позднее, чем за три месяца до истечения срока действия договора.
03.08.2007 договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
По договору купли-продажи от 14.11.2007 истец выкупил у государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Учебно-опытное хозяйство "Рындинское" Минсельхоза ЧР" в ходе процедуры банкротства последнего следующие объекты: зерносклад, коровник на 200 голов, столовая на 60 мест, гараж, телятник на 140 голов, находящиеся на арендованном истцом по договору N 117 земельном участке.
По передаточному акту от 14.11.2007 указанные объекты переданы истцу конкурсным управляющим государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Учебно-опытное хозяйство "Рындинское" Минсельхоза ЧР".
Согласно свидетельствам о государственной регистрации от 12.02.2008 серии 21АА N 335788, 335789, 335790, 335791, 335792 за истцом зарегистрировано право собственности на приобретенное по договору купли-продажи от 14.11.2007 имущество.
По договору купли-продажи 14.11.2007 истцом также приобретено у государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Учебно-опытное хозяйство "Рындинское" Минсельхоза ЧР" движимое имущество: автомобили, тракторы и иная сельскохозяйственная техника, которая передана продавцом покупателю по передаточному акту от 14.11.2007.
Как следует из имеющихся в материалах дела актов выездных проверок от 15.09.2009, от 12.05.2010, от 28.07.2011, от 17.05.2012, от 20.05.2014, от 24.05.2016, от 23.06.2017, проведенных ответчиком, предоставленный истцу в аренду земельный участок используется им по назначению и в соответствии с видом разрешенного использования.
Дополнительным соглашением от 15.11.2016 стороны в связи с формированием земельного участка с кадастровым номером 21:20:130401:325 путем раздела и с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 21:20:111301:1 изменили пункт 1.1 договора N 117, изложив его в следующей редакции: "Арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование для ведения сельскохозяйственного производства земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения:
- площадью 5 068 064 кв.м с кадастровым номером 21:20:111301:1, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Цивильский район;
- площадью 9050 кв.м с кадастровым номером 21:20:130401:325, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Цивильский район, с/пос. Рындинское".
Пунктом 2 дополнительного соглашения от 15.11.2016 прекращено право аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:20:130401:325.
08.12.2016 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике произведена государственная регистрация дополнительного соглашения от 15.11.2016.
08.11.2017 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 21:20:111301:1 площадью 5 080 736 кв.м для ведения сельскохозяйственного производства сроком на 10 лет.
В ответ на данное заявление Минюст Чувашии письмом от 27.11.2017 N 11-10/18382 разъяснил Предпринимателю, что земельный участок может быть предоставлен лишь на торгах, а также уведомил его о том, что по истечении срока аренды договор N 117 считается прекращенным и земельный участок подлежит возврату по акту приема-передачи.
Письмом от 10.12.2017 N 11-05/19230 Минюст Чувашии потребовал от истца возврата объекта аренды в срок до 10.01.2018.
Полагая, что ответчик обязан заключить с истцом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 21:20:111301:1 для ведения сельскохозяйственного производства сроком на 10 лет на тех же условиях, что изложены в договоре N 117, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2012 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды, установлены пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Пунктом 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 данного Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В пункте 16 Обзора судебной практики N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, разъяснено, что граждане или юридические лица, являющиеся арендаторами земельного участка, находящегося в публичной собственности, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных пункте 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации случаях только при наличии в совокупности условий, содержащихся в пункте 4 данной статьи.
Руководствуясь приведенными нормами права и разъяснениями, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суд первой инстанции, вопреки утверждениям подателя жалобы, пришел к верному выводу о том, что в данном конкретном случае имеется вся совокупность условий, необходимых для заключения ответчиком с истцом нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 21:20:111301:1.
Материалы дела свидетельствуют, что Предпринимателю земельный участок изначально был предоставлен в аренду без проведения торгов, поэтому в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов при наличии в совокупности условий, перечисленных в пункте 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что заявление о заключении нового договора аренды подано Предпринимателем до дня истечения срока действия ранее заключенного договора N 117. Доказательств наличия у иного лица исключительного права на приобретение спорного земельного участка в аренду в материалах дела не имеется, то есть такое лицо отсутствует. Ранее договор N 117 не был расторгнут по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункты 1 - 3 пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации). Истец является собственником объектов недвижимости, указанных в пункте 1.3 договора N 117 (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом суд рассмотрел и обоснованно отклонил довод ответчика о нарушении Предпринимателем трехмесячного срока, предусмотренного пунктом 3.3.2 договора N 117, как не имеющий правового значения, поскольку законом такой срок не установлен.
Согласно пункту 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
На основании пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В силу статей 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам (императивным нормам), установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
7) цель использования земельного участка;
8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Материалы дела свидетельствуют, что заявление Предпринимателя от 08.11.2017 соответствует всем вышеперечисленным требованиям.
Согласно пункту 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (пункт 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
По изложенным основаниям заявление Предпринимателя от 08.11.2017 ответчик не возвратил.
Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров (пункт 7 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, именно к компетенции уполномоченного органа отнесена обязанность по подготовке проекта договора аренды земельного участка и его направление для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
В рассматриваемом случае истец просит обязать ответчика заключить новый договор аренды на условиях прежнего договора N 117. Спор относительно условий нового договора аренды у сторон отсутствует.
На основании изложенного суд первой инстанции признал соблюденным досудебный порядок урегулирования спора и правомерно удовлетворил требования истца.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.05.2018 по делу N А79-2319/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.А. Большакова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.