город Ростов-на-Дону |
|
18 сентября 2018 г. |
дело N А53-10904/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Величко М.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель Юрченко Н.Н., паспорт, по доверенности от 17.05.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восход Сити" на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2018 по делу N А53-10904/2018 (судья Тер-Акопян О.С.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Восход Сити"
к ответчику ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации
при участии третьего лица: Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Восход Сити" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании задолженности и пени за услуги по содержанию и ремонту общего имущества, услуги по холодному, горячему водоснабжению и электроэнергии на общедомовые нужды в размере 219 158 руб. 60 коп. и пени в размере 75 285 руб. 37 коп.
Также истцом заявлено о взыскании расходов по оплате услуг Росреестра при заказе выписок из ЕГРП в размере 2 060 руб.
В иске в качестве третьего лица указано Министерство обороны Российской Федерации.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и 18.06.2018 по делу принято решение путем подписания резолютивной части решения, согласно которой в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение (резолютивная часть) от 18.06.2018 отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что суд первой инстанции при наличии возражений со стороны ответчика и цене иска в размере 294 443,97 руб. необоснованно не назначил дело к рассмотрению по общим правилам искового производства. Ввиду отсутствия мотивированного решения, невозможно определить основания отказа судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из искового заявления, на основании договоров управления многоквартирным домом N 9, 17 по ул. Михайлова в г. Майкопе от 01.06.2014, 01.08.2014 истцом выполнялись работы по управлению многоквартирными домами, в которых расположены помещения ответчика.
Обусловленные договорами управления работы истцом были выполнены в полном объёме и надлежащим образом. При этом за ответчиком образовалась задолженность по состоянию на 29.03.2018 в размере 219158 руб. 60 коп., которая не погашена до сих пор.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском в суд.
Отказывая в иске, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ субъектом бремени содержания принадлежащего ему имущества является собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ и пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пунктам 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом и обеспечивается собственниками: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом); товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом); управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Согласно пункту 33 Правил N 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Указанная норма означает, что плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязаны вносить не только граждане, но и организации, которым жилые помещения принадлежат на праве собственности.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества и коммунальные расходы.
Однако, как следует из материалов дела, спорные квартиры, по которым заявлен долг N N 28А, 73 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Майкоп, ул. Михайлова, 17, и квартиры NN 21, 9, 4А в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Майкоп, ул. Михайлова, 9, согласно данным реестра (л.д. 133-143, т.1) еще в июле 2012 года зарегистрированы на праве оперативного управления за ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5031006724, ОГРН 1035006114208), то есть за иным действующим юридическим лицом, а не за ответчиком.
С учетом положений ст. 131 ГК РФ, ст. 2 ФЗ N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Учитывая положения ст. 39 ЖК РФ и факт отсутствия зарегистрированного за ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации права оперативного управления спорными помещениями правовые основании для возложения на этого ответчика обязанности по содержанию общего имуществ и оплате коммунальных услуг отсутствуют, в связи с чем, исковые требования к данному ответчику заявлены истцом неправомерно.
Учитывая изложенное, иск заявлен к ненадлежащему ответчику, в связи с чем в удовлетворении иска судом первой инстанции правомерно отказано.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно не рассмотрел дело по общим правилам судопроизводства, не может быть принят на основании следующего.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" разъяснено, что переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, осуществляется судом по своей инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, при наличии оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ.
В ч. 5 ст. 227 АПК РФ перечислены обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.
Поскольку обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства указанные в вышеназванной норме (ч. 5 ст. 227 АПК РФ), отсутствовали, оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства не имелось, суд первой инстанции правомерно рассмотрел настоящее дело в порядке упрощенного производства.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ. Излишне уплаченная государственная пошлина в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возвращению из федерального бюджета.
Поскольку заявителем по платежному поручению N 1144 от 06.08.2018 уплачено 3537 руб., из федерального бюджета РФ подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 537 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2018 по делу N А53-10904/2018 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Восход Сити" (ИНН 0105068542) из федерального бюджета 537 руб. излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы госпошлины по платежному поручению N 1144 от 06.08.2018.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10904/2018
Истец: ООО "ВОСХОД СИТИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Министерство обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14545/18