город Ростов-на-Дону |
|
19 сентября 2018 г. |
дело N А32-13338/2018 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мелмур"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2018 по делу N А32-13338/2018,
принятое судьей Чесноковым А.А. в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мелмур"
к заинтересованному лицу Сочинской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мелмур" (далее - ООО "Мелмур") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Сочинской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 29.03.2018 N 10318000-261/2018 о привлечении ООО "Мелмур" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 20.06.2018 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Мелмур" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на наличие замены наказания на предупреждение либо применение ст. 2.9 КоАП РФ. В жалобе также указано, что административное правонарушение необоснованно разделено таможней на несколько эпизодов, суд также необоснованно отказал в объединении арбитражных дел.
От Сочинской таможни в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность решения суда.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "Мелмур" вывезло с территории Российской Федерации в Республику Беларусь товар: медовое драже кедровая сила 100 г, медовое драже умница 100 г, медовое драже с мумие заживляйка 100 г, экстракт прополиса водный 350 мл, экстракт прополиса водный 15 мл, маточное молочко адсорбированное 50 г, трутневый гомогенат адсорбированный 50 г, эфирное пихтовое масло 50 мл, ассорти ореховое в горном меде 235 г, ассорти ореховое в горном меде 235 г, мазь для тела молодица с пыльцой 47 г, мазь разогревающая с пчелиным ядом 47 г, мазь прополисная 20 % с мумие 47 г, каменное масло бракшун 30 г, урбеч медово-кунжутный 100 г, урбеч медово-кокосовый 100 г, урбеч медово-коноплянный 100 г, урбеч медово-шоколадный 100 г, урбеч медово-маковый 100 г, урбеч медово-тыквенный 100 г, калиновый сироп 265 мл, крем-карандаш гигиенический с прополисом 10 шт. по 0,2 г, медвежий жир 60 г, барсучий жир 60 г, масло льняное холодного отжима 265 мл, масло грецкого ореха холодного отжима 115 мл, масло черного тмина 265 мл, масло конопляное холодного отжима 115 мл, масло тыквенное холодного отжима 115 мл.
Датой отгрузки товара со склада ООО "Мелмур" являлось 03.05.2017 согласно товарно-транспортной накладной от 03.05.2017 N 35, соответственно общество должно было представить статистическую форму по отгрузке в таможенный орган не позднее 13 июня 2017 года.
Данную обязанность общество не исполнило. ООО "Мелмур" не представило статистическую форму в установленный срок (не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным периодом), в то время как дата представления статистической формы должна быть не позднее 13.06.2017.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Сочинской таможни в отношении ООО "Мелмур" составлен протокол об административном правонарушении от 13.03.2018 N 10318000-261/2018 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного о времени и месте составления протокола путем вручения телеграммы-уведомления от 06.03.2018 (л.д. 57-59 том 1).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и.о. заместителя начальника Сочинской таможни вынесено постановление от 29.03.2018 N 10318000-261/2018 о привлечении ООО "Мелмур" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Считая незаконным постановление в части назначенного наказания, общество оспорило его в судебном порядке.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно положениям статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Статистику взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС в силу пункта 3 части 1 статьи 12, частью 1 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статформе, и иных источниках информации.
Частью 2 статьи 104 Закона о таможенном регулировании установлено, что обязанность представлять в таможенный орган статформу возложена на российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 104 Закона о таможенном регулировании).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.15 N 1329 утверждены "Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Правила N 1329), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно абзацу 3 пункта 5 Правил N 1329 российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений осуществляют таможенные органы (абзац 4 пункта 5 Правил N 1329).
В силу пунктов 6 и 7 Правил N 1329 статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России, и представляется в электронном виде или на бумажном носителе за отчетный месяц, в котором осуществлялась отгрузка или получение товаров, по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Датой представления статформы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети Интернет, а на бумажном носителе - дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, то есть дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
Абзац 1 пункта 7 Правил N 1329 предусматривает, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Согласно пункту 10 Правил N 1329 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в нарушение положений Правил N 1329 общество не представило в установленный срок статистическую форму учета перемещения товаров, поскольку по отгрузке согласно товарной накладной от 03.05.2017 отчетность должна была быть представлена не позднее 13.06.2017.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения порядка привлечения к административной ответственности обществом не представлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для замены назначенного наказания на предупреждение.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что общество "Мелмур" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях осуществления таможенного оформления процедур вывоза товара с территории Российской Федерации, ООО "Мелмур" должно было ознакомиться с обязанностями, установленными законодательством, в том числе в части сроков представления статистической отчетности.
В пункте 1.5 Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 525, определено, что таможенная статистика внешней торговли и статистика взаимной торговли призваны обеспечить полный и достоверный учет данных о внешней и взаимной торговле товарами в целях решения следующих задач:
анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков;
анализа результатов применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики;
контроля за поступлением таможенных платежей в бюджеты государств -членов Таможенного союза;
разработки платежного баланса и системы национальных счетов;
прогнозирования макроэкономических показателей; ' расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема; ; содействия развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей.
Таким образом, статистическое декларирование, являясь альтернативой таможенному декларированию в рамках ЕАЭС, выступает одним из инструментов охраны экономической безопасности Российской Федерации в рамках ЕАЭС.
Судом также учитывается, что в отношении ООО "Мелмур" вынесено 6 постановлений о совершении административных правонарушений по ст. 19.7.13 КоАП РФ в связи с несвоевременным представлением форм отчетности в Сочинскую таможню.
В апелляционной жалобе общество указывает, что административное правонарушение необоснованно разделено таможней на несколько эпизодов.
Как следует из п. 5 постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329, на основании сведений, указанных в статистической форме, осуществляется формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС.
Согласно абзацу второму п. 6 постановления Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
В постановлениях о совершении административных правонарушений по ст. 19.7.13 КоАП РФ в отношении ООО "Мелмур" основным идентифицирующим признаком являлся отчетный месяц представления, в связи с чем таможня обоснованно вынесла в отношении общества отдельные постановления о привлечении к административной ответственности, поскольку нарушение срока представления отчетности в каждом периоде образует самостоятельный состав правонарушения.
В данном случае общество привлечено к ответственности по одному составу правонарушения, но в связи с совершением различных действий.
Суд первой инстанции также обоснованно отказал в объединении арбитражных дел по обжалованию постановлений таможни, поскольку предметом дел являются самостоятельные акты таможни о привлечении к административной ответственности.
Основания для замены назначенного наказания предупреждением, как и для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, в данном случае отсутствует с учетом пренебрежительного отношения ООО "Мелмур" к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, статистическая форма за май 2017 года не была представлена в таможенный орган по состоянию на дату составления протокола об административном правонарушении - 13.03.2018, то есть срок представления был нарушен на 9 месяцев (более 270 дней), что рассматривается судом в качестве существенного нарушения, имеющего высокую степень опасности для охраняемых общественных отношений в области формирования информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
При совокупности приведенных обстоятельств, суд пришел к выводу, что назначенное обществу наказание не может быть заменено на предупреждение, поскольку в данном случае цель административного наказания не будет достигнута.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений и пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности.
Допущенное обществом правонарушение посягает на установленный в сфере таможенного регулирования порядок таможенного декларирования и контроля вывозимых с территории Российской Федерации товаров. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к возложенным на него обязанностям в названной сфере публичных правоотношений.
Доказательств исключительности обстоятельств совершения административного правонарушения в материалы дела не представлено, у общества имелось достаточно времени для исполнения своих обязанностей по предоставлению статистической формы учета перемещения товара.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и принято законное и обоснованное решение от 20.06.2018.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу А32-13338/2018 от 20 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 2166 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.