город Москва |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А40-163588/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Веклича Б.С., Гармаева Б.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Петровым Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ТСК Новая Москва"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 15 июня 2018 года по делу N А40-163588/17,
принятое судьей Прижбиловым С.В.
по иску ООО "ТСК Новая Москва" (ОГРН 1125034001058, ИНН 5034043820)
к ООО "ШАТЕР МЕНЕДЖМЕНТ" (ОГРН 1137746215826, ИНН 7710934939)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца Ахмедов Э.Н.О. по доверенности от 28.12.2017
от ответчика Чернышова Е.Б. по доверенности от 01.03.2018,
Кузина Ю.Ю. по доверенности от 01.03.2018
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТСК Новая Москва" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "ШАТЕР МЕНЕДЖМЕНТ" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору теплоснабжения от 19.09.2016 N 02.02.00006ТЭ в размере 6 676 597 руб. 54 коп. за период с март-май 2017, неустойки в размере 563 433 руб. 03 коп.
Решением суда от 15.06.2018 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика против доводов жалобы возражал, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Установлено, в рамках заключенного договора теплоснабжения от 19.09.2016 N 02.02.00006ТЭ между ООО "ТСК Новая Москва" и ООО "Шатер Менеджмент" истец осуществляет поставку тепловой энергии до центрального теплового пункта, которые расположены в подвальных помещениях многоквартирных домов.
Истец указал, что в рамках данного договора ответчику поставлена тепловая энергия за период с марта по май 2017 года в объеме 3 919,905 ГКал по тарифу, утвержденному приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 09.12.2016 N 333-ТР.
Факт поставки ответчику тепловой энергии подтверждается представленными в материалы дела актами приемки-передачи энергоресурсов от 31.05.2017 и от 30.04.2017. При исследовании материалов дела было установлено, акт приемки -передачи энергоресурсов за март 2017 года истцом в материалы дела не представлен. Вместе с тем к иску приложен акт о передаче ответчику акта от 31.03.2017, в материалы дела представлен подписанный между истцом и ответчиком акт сверки взаимных расчетов, согласно которому по состоянию на 31.03.2017 задолженность ответчика составляет 1 524 082,97 рублей.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что поставщик ТСК "НОВАЯ МОСКВА" заключил договор теплоснабжения N 02.02.00006ТЭ от 19.09.2016 по которому порядок расчетов определяется по показаниям приборов учета, установленных в ЦТП N N 06-03-162, 06- 03-163, 06-03-164, 06-03-165, 06-03-166. Данные условия договора не соответствуют правовым нормам, регулирующим расчет объема коммунальных ресурсов, поставленного в многоквартирные дома при наличии общедомовых приборов учета. Порядок определения объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, урегулирован законодательством императивно и не может быть предметом соглашения сторон. (п.4 ст.421, ст.422, п.4,5 ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации). Возможность расчета по тепловым нагрузкам или по прибору учета, установленному в центральном тепловом пункте (ЦТП) с возложением на исполнителей коммунальных услуг стоимости тепловых потерь в сетях, не являющихся общим имуществом собственников помещений МКД, жилищным законодательством не предусмотрена. (Определение Верховного Суда РФ от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833, по делу N А40-39666/2015).
Оценив представленные доказательства, с учетом мнения лиц участвующих в деле, суд первой инстанции признал неверным расчет истца поставленного ответчику коммунального ресурса.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что:
- Застройщиком ООО "ПОЛИР М", в соответствии с требованиями закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности от 23.11.2009 г. N 261- ФЗ, а также п. 4 ст. 19 ФЗ "О теплоснабжении", в каждом многоквартирном доме были установлены общедомовые (коллективные) приборы учета, что подтверждается актами, подписанными представителями ООО "Теплоэнергоконтроль", ООО "ПОЛИР М" и УК ООО "Шатер Менеджмент".
- При заключении спорного договора, поставщик ООО "ТСК Новая Москва" был уведомлен о том, что в каждом МКД установлены общедомовые (коллективные) приборы учета и как непосредственный участник рынка, был обязан ввести в эксплуатацию и принять на коммерческий учет данные приборы учета (п. 5, 6 ст.19 ФЗ "О теплоснабжении").
- Заключенный договор между ООО ТСК "Новая Москва" и ООО "Шатер Менеджмент" от 19.09.2016 N 02.02.00006ТЭ носит публичный характер и должен соответствовать правилам, установленным Правительством Российской Федерации. (п.7,8 ст.15 ФЗ о теплоснабжении).
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Данные положения установлены пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1); порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
Подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 вступил в силу с даты вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, то есть с 01 сентября 2012 года.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению к указанным правилам.
В соответствии с формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Согласно пункту 42 Правил N 354, в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, размер платы за коммунальную услугу определяется исходя из показаний такого прибора учета или при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
В случаях, установленных Правилами N 354, а также в случаях и сроки, которые определены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Также в силу подпункта "д" пункта 18 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.
В силу подпункта "г" пункта 18 Правил N 124 в состав предоставляемой исполнителем информации включаются показания индивидуальных приборов учета.
Согласно пояснениям ответчика, ЦТП N 06-03-162, N 06-03-163, 06-03-164,06-03-165,06-03-166 расположены в подвальных помещениях многоквартирных домов по адресу: г.Москва, п. Сосенское, пос. Коммунарка, ул. Потаповская Роща, д.1к.1,д.4к.4, д.7 к.2, д.5 к.2, однако указанные ЦТП находятся в отдельном встроенном помещении, расположенном в подвале и обслуживают все 18 многоквартирных домов, находящихся в управлении Управляющей организации ООО "Шатре Менеджмент".
Каждый ЦТП обслуживает несколько многоквартирных домов и при подаче тепловой энергии к каждому дому образуются потери по транзитным сетям. Прибор, установленный в ЦТП многоквартирного дома не позволяет осуществлять раздельный учет потребления тепловой энергии.
Возможность расчета по тепловым нагрузкам или по прибору учета, установленному на центральном тепловой пункте с возложением на исполнителей коммунальных услуг стоимости тепловых потерь в сетях, не являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, жилищным законодательством не предусмотрена.
Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями.
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 15259/13 по делу N А71-13325/2012 указал, что в материалы дела должны быть представлены доказательства, предусмотренные подпунктом "д" пункта 18 Правил N 124, для использования в расчетах показаний индивидуальных приборов учета.
При заключении договора теплоснабжения, поставщик был уведомлен о том, что в каждом МКД установлены общедомовые (коллективные) приборы учета и как непосредственный участник рынка, был обязан ввести в эксплуатацию и принять на коммерческий учет данные приборы учета.
Согласно п.5 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. Граница поставки ресурса, регулируемого тарифом и учитываемого коллективным (общедомовым) прибором учета (ОДПУ), находится на вводе в МКД, являющимся точкой поставки и точкой приема ресурса. Согласно п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД, а границей эксплуатационной ответственности при наличии соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (п. 7 ст. 19 Закона о теплоснабжении, постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя").
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных или общедомовых приборов учета, если такие установлены в МКД. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения искового требования у суда не имелось.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что истец не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июня 2018 года по делу N А40-163588/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.