г. Пермь |
|
11 октября 2018 г. |
Дело N А50-12333/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гладких Е.О.,
судей Трефиловой Е.М., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аспабетдиновой Р.А.,
при участии:
от заявителя - акционерного общества "Стройпанелькомплект": представитель не явился,
от заинтересованного лица - Администрации Пермского муниципального района: Свечников К.Е. (доверенность от 21.12.2017),
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Администрации Пермского муниципального района
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 июля 2018 года
по делу N А50-12333/2018,
принятое судьей Завадской Е.В.,
по заявлению акционерного общества "Стройпанелькомплект" (ОГРН 1025900888419, ИНН 5904006358)
к Администрации Пермского муниципального района (ОГРН 1025902401910, ИНН 5948013200)
о признании недействительным градостроительного плана земельного участка,
установил:
акционерное общество "Стройпанелькомплект" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением, содержащим следующие требования (с учетом принятого судом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ - л.д. 63):
- признать градостроительный план земельного участка N RU59526307-14080 от 03.04.2018 года, выданный Администрацией Пермского муниципального района (далее по тексту - Администрация), недействительным в части отсутствия в чертеже места допустимого размещения объекта капитального строительства;
- обязать Администрацию Пермского муниципального района устранить нарушения прав и законных интересов АО "СПК" путем выдачи нового градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 59:32:0630006:12486 с указанием мест допустимого размещения объекта капитального строительства на земельном участке;
- взыскать с Администрации Пермского муниципального района расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000,00 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11 июля 2018 года заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным градостроительный план земельного участка N RU59526307-14080 от 03 апреля 2018 года в части отсутствия на чертеже градостроительного плана мест допустимого размещения объектов капитального строительства. Администрация Пермского муниципального района обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Стройпанелькомплект". С Администрации Пермского муниципального района в пользу акционерного общества "Стройпанелькомплект" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп.
Заинтересованное лицо, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что в соответствии с действующими на территории Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района градостроительными регламентами каждая территориальная зона содержит различные основные и условно разрешенные виды разрешенного использования земельного участка, которые существенно отличаются друг от друга. В зависимости от того, в каком территориальной зоне находится земельный участок, определяются границы допустимого размещения зданий, строений, сооружений данного земельного участка.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, земельный участок с кадастровым номером 59:32:0630006:12486 не соответствует требованиям статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку находится в четырех территориальных зонах, предполагающих различное использование земельного участка. В связи с этим, для того, чтобы определить пятно застройки этого земельного участка, необходимо, чтобы данный земельный участок соответствовал принадлежности только к одной территориальной зоне.
Администрация считает, что вывод суда о том, что нахождение земельного участка в различных территориальных зонах не препятствует указанию на чертеже градостроительного плана мест допустимого размещения объектов капитального строительства в соответствии с установленными территориальными зонами, позволяет обществу не приводить в соответствие с требованиями закона свой земельный участок, находящийся в четырех территориальных зонах, тем самым нарушение требований Земельного кодекса будет продолжаться.
Администрация также заявляет об исключительно информационном характере градостроительного плана земельного участка и отсутствии в связи с этим оснований для вывода о нарушении прав заявителя.
В судебном заседании представитель Администрации требования, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
В судебное заседание общество своего представителя не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором купли-продажи земельного участка от 19.11.2012, за обществом было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:32:0630006:12486, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку многоэтажную, общая площадь 33 056 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Пермский край, г. Пермь, Пермский район, Кондратовское с/пос., д.Кондратово, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11 декабря 2013 года серии 59-БД N 150177 (выдано взамен свидетельства от 06 декабря 2013 года серии 59-БД N 135714).
Акционерное общество "Стройпанелькомплект" обратилось в Администрацию Пермского муниципального района с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка в отношении вышеуказанного земельного участка.
03 апреля 2018 года Администрацией Пермского муниципального района заявителю выдан градостроительный план земельного участка N RU59526307-14080.
Заявитель, полагая, что градостроительный план N RU59526307-14080 не соответствует закону, чем нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что чертеж градостроительного плана земельного участка за N RU59526307-14080 не содержит сведений о месте допустимого размещения объектов капитального строительства, а, следовательно, градостроительный план в указанной части не соответствует закону и не позволяет лицу, обратившемуся с заявлением о выдаче градостроительного плана, запроектировать и построить объект, чем создает необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности такого лица и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявленные обществом требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции указанные выводы суда первой инстанции считает правильными, решение - не подлежим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ указано, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.
Администрация Пермского муниципального района является уполномоченным лицом, осуществляющим от имени органа местного самоуправления подготовку, утверждение и выдачу градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с совокупностью положений частей 1, 2 статьи 51, статьей 52, частями 2, 3 статьи 55 ГрК РФ градостроительный план земельного участка, на котором предполагается строительство (реконструкция) объекта капитального строительства, является необходимым документом при получении разрешения на строительство, реконструкцию.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является безусловной обязанностью уполномоченного органа.
Положениями главы 5 ГрК РФ регламентирован порядок планировки территории.
В соответствии с частью 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 41 ГрК РФ).
Применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также не планируется размещение линейных объектов, допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории в целях, предусмотренных частью 2 статьи 43 настоящего Кодекса (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года N 741/пр утверждена форма градостроительного плана земельного участка, согласно которой необходимость заполнения отдельных строк градостроительного плана земельного участка поставлена в зависимость, в том числе от распространения на земельные участки действия градостроительных регламентов или установления на земельные участки градостроительных регламентов.
Статьей 36 ГрК РФ установлено, что градостроительным регламентом находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3).
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
Градостроительный план как один из видов документации по планировке территории может быть выдан либо в отношении застроенной территории, либо в отношении территории, предназначенной для строительства или реконструкции объектов капитального строительства. В последнем случае на основании градостроительного плана определяются основные параметры строительства, необходимые для проектирования объекта и получения разрешения на строительство.
По существу градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях, о возможности размещения на данном земельном участке объекта капитального строительства.
Положения ГрК РФ предусматривают право физических или юридических лиц получить от органа местного самоуправления градостроительный план, которому корреспондирует обязанность органов местного самоуправления по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана.
В соответствии со статьей 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1). Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2).
В силу части 3 статьи 57.3 в градостроительном плане земельного участка содержится информация:
1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории;
2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии);
3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии);
4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;
5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом;
6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;
7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;
8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;
9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;
10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;
11) о границах зон действия публичных сервитутов;
12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;
13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения;
14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;
15) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;
16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;
17) о красных линиях.
Судом первой инстанции правильно установлено и администрацией не оспаривается тот факт, что чертеж градостроительного плана земельного участка за N RU59526307-14080 не содержит сведений о месте допустимого размещения объектов капитального строительства.
Таким образом, градостроительный план в указанной части не соответствует закону и не позволяет лицу, обратившемуся с заявлением о выдаче градостроительного плана, запроектировать и построить объект, чем создает необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности такого лица и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод заинтересованного лица о невозможности отражения мест допустимого размещения объектов капитального строительства в связи с несоответствием земельного участка с кадастровым номером 59:32:0630006:12486 требованиям статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, обоснованно отклонен судом первой инстанции с указанием на то, что нахождение земельного участка в различных территориальных зонах объективно не препятствует указанию на чертеже градостроительного плана мест допустимого размещения объектов капитального строительства в соответствии с установленными территориальными зонами.
Суд первой инстанции также верно учел, что право собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 59:32:0630006:12486, расположенный по адресу: Пермский край, Пермский район, Кондратовское с/пос., д. Кондратово было зарегистрировано в 2013 году, до принятия 28 февраля 2014 года решения Совета депутатов Кондратовского сельского поселения N 33 об утверждении Генерального плана Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района, и 28 мая 2014 года решения N 52 об утверждения Правил землепользования и застройки территории Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района.
Согласно части 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование и, соответственно вид разрешенного использования, у собственника земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения, тем более, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие об опасности для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия планируемого к возведению объекта (объектов) капитального строительства в соответствии с имеющимся видом разрешенного использования земельного участка.
В связи с этим требования общества правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы Администрации об исключительно информационном характере градостроительного плана земельного участка и отсутствии в связи с этим оснований для вывода о нарушении прав заявителя, суд апелляционной инстанции также признает несостоятельными.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный план должен в обязательном порядке представляться застройщиком при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
В случае, если в чертеже градостроительного плана земельного участка не отмечено место допустимого размещения объекта капитального строительства, это означает фактическую невозможность возведения объекта капитального строительства на земельном участке, невозможность выдачи обществу разрешения на планируемое строительство.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалы дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте. Выводы суда первой инстанции мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11 июля 2018 года по делу N А50-12333/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.