г. Москва |
|
19 сентября 2018 г. |
Дело N А41-24882/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.
при участии в заседании:
от ООО "Меридиан" (ИНН: 7729478430 ОГРН: 1157746957125) - Степанова Н.Н. представитель по доверенности от 02.08.18 г.;
от Администрации городского округа Химки- Григоров М.В. представитель по доверенности от 17.01.18 г.;
От Главного управления по информационной политике Московской области- представитель не явился, извещен,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" на решение Арбитражного суда Московской области от 29 июня 2018 года по делу N А41-24882/18, принятое судьей И.В. Гейц,
по иску ООО "Меридиан" к Администрации Ногинского муниципального района Московской области, о признании незаконными отказов во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Меридиан" (далее - заявитель, Общество, ООО "Меридиан") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области (далее - Администрация) с требованиями:
- признать незаконным отказ Администрации городского округа Химки Московской области, выраженный в письме N 132 исх-1118 от 30.01.2018 г., во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области путем внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области мест установки по следующим адресам:
- Московская область, город Химки, ул. Горшина, напротив дома 10;
- Московская область, город Химки, от Нагорного шоссе до Юбилейного проспекта по ул. 9-го Мая (поз. 1);
- Московская область, город Химки, ул. Горшина, напротив дома 3 к. 1 и к. 2;
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18 а до дома 12 (поз. 1);
- Московская область, город Химки, от Нагорного шоссе до Юбилейного проспекта по ул. 9-го Мая (поз. 2);
- Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 1);
- Московская область, город Химки, от ул. Парковая до Нагорного шоссе по ул. 9-го Мая (поз. 1);
- Московская область, город Химки, от ул. Парковая до Нагорного шоссе по ул. 9-го Мая (поз. 2);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Парковая; - Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 1);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 2);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 3);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 4);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 2);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 3);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 4);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 5);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 6);
- Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 2);
- Московская область, город Химки, в районе магазина "ИКЕА";
- Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 3);
- Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 4); -
Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 5);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 5);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 6);
- Московская область, город Химки, от Бутаковского залива до автосалона "КМЧ" Химки вдоль МКАД (поз. 1);
- Московская область, город Химки, от Бутаковского залива до автосалона "КМЧ" Химки вдоль МКАД (поз. 2);
- Московская область, городской округ Химки, Ленинградское шоссе (поз. 1);
- Московская область, городской округ Химки, Ленинградское шоссе (поз. 2);
- Московская область, городской округ Химки, Ленинградское шоссе (поз. 3);
- Московская область, городской округ Химки, Ленинградское шоссе (поз. 4);
- Московская область, городской округ Химки, мкр-Подрезково;
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 1);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 2);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 3);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 4);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 5);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 6);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 7);
- Московская область, городской округ Химки, мкр-н Клязьма-Старбеево (поз. 1);
- Московская область, городской округ Химки, а/д М11 (платная); -
Московская область, городской округ Химки, Лихачевское шоссе (поз. 1);
- Московская область, городской округ Химки, Лихачевское шоссе (поз. 2);
- Московская область, городской округ Химки, Лихачевское шоссе (поз. 3);
- Московская область, городской округ Химки, мкр-н Клязьма-Старбеево (поз. 2); - Московская область, городской округ Химки, мкр-н Клязьма-Старбеево (поз. 3);
- Московская область, городской округ Химки, Лихачевское шоссе (поз. 4); -
Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 8);
- обязать Администрацию городского округа Химки Московской области внести изменения в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области путем внесения в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области мест установки рекламных конструкций по следующим адресам:
- Московская область, город Химки, ул. Горшина, напротив дома 10;
- Московская область, город Химки, от Нагорного шоссе до Юбилейного проспекта по ул. 9-го Мая (поз. 1);
- Московская область, город Химки, ул. Горшина, напротив дома 3 к. 1 и к. 2;
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18 а до дома 12 (поз. 1);
- Московская область, город Химки, от Нагорного шоссе до Юбилейного проспекта по ул. 9-го Мая (поз. 2);
- Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 1);
- Московская область, город Химки, от ул. Парковая до Нагорного шоссе по ул. 9-го Мая (поз. 1);
- Московская область, город Химки, от ул. Парковая до Нагорного шоссе по ул. 9-го Мая (поз. 2);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Парковая;
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 1);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 2);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 3);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 4);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 2);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 3);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 4);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 5);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 6); - Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 2);
- Московская область, город Химки, в районе магазина "ИКЕА";
- Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 3);
- Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 4);
- Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 5);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 5);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 6);
- Московская область, город Химки, от Бутаковского залива до автосалона "КМЧ" Химки вдоль МКАД (поз. 1);
- Московская область, город Химки, от Бутаковского залива до автосалона "КМЧ" Химки вдоль МКАД (поз. 2);
- Московская область, городской округ Химки, Ленинградское шоссе (поз. 1);
- Московская область, городской округ Химки, Ленинградское шоссе (поз. 2);
- Московская область, городской округ Химки, Ленинградское шоссе (поз. 3);
- Московская область, городской округ Химки, Ленинградское шоссе (поз. 4);
- Московская область, городской округ Химки, мкр-Подрезково;
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 1);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 2);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 3);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 4);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 5);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 6);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 7);
- Московская область, городской округ Химки, мкр-н Клязьма-Старбеево (поз. 1);
- Московская область, городской округ Химки, а/д М11 (платная);
- Московская область, городской округ Химки, Лихачевское шоссе (поз. 1);
- Московская область, городской округ Химки, Лихачевское шоссе (поз. 2);
- Московская область, городской округ Химки, Лихачевское шоссе (поз. 3);
- Московская область, городской округ Химки, мкр-н Клязьма-Старбеево (поз. 2);
- Московская область, городской округ Химки, мкр-н Клязьма-Старбеево (поз. 3);
- Московская область, городской округ Химки, Лихачевское шоссе (поз. 4);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 8); (т. 1 л.д. 2-16).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 июня 2018 года по делу N А41-24882/18 в удовлетворении требований отказано.. (т. 7 л.д. 109-113).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Меридиан" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, считая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просили обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Меридиан" обратилось в Администрацию городского округа Химки Московской области с заявлением от 31.10.2017 г. Исх. N 733 о внесении изменений в Схему размещения рекламных объектов рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области по вышеуказанным адресам.
31.01.2018 г. Администрацией городского округа Химки Московской области в письме N 132 Обществу было сообщено, что согласно письму, полученному из Главного управления по информационной политике Московской области, внесение изменений в Схему на территории городского округа Химки путем включения отдельно стоящих рекламных конструкций сетевого формата в ближайшее время не планируется, в связи с чем, Администрация городского округа Химки Московской области вносить в Схему места под установку рекламных конструкций, указанных в обращении, в ближайшее время не планирует.
Не согласившись с отказом Администрации во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций, изложенным в письме от 30.01.2018 г. N 132 исх-1118, полагая, что отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Меридиан" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, исходил из того, что оспариваемый отказ Администрации, выраженный в письме от 30.01.2018 г. N 132 исх-1118 об отказе во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории Администрации городского округа Химки путем внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории Администрации городского округа Химки мест установки рекламных конструкций, соответствует закону, не нарушают прав ООО "Меридиан", не возлагают какие-либо обязанности на заявителя и не создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания решения и (или) ненормативного правового акта незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действия (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38- ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Согласно ч.5.1 ст. 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Частью 5.8 ст. 19 Закона о рекламе предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
При этом, как следует из ч. 5.8 статьи 19 Закона о рекламе схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет".
В случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных частью 5.1 настоящей статьи (п.6 ст. 19 Закона о рекламе).
Следовательно, при принятии решения о размещении рекламной конструкции и выдаче соответствующего разрешения на ее установку, учитывается не только наличие согласия собственника земельного участка, недвижимого имуществу, к которому она будет присоединена, но и непосредственное соблюдение положений ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе, выраженное в соответствии места размещения предполагаемой рекламной конструкции в Схеме размещения рекламной конструкции, утвержденной органом местного самоуправления, при этом в данных правоотношениях превалируют публичные нормы права, направленные на защиту неограниченного круга лиц и связанные с соблюдением территориального планирования и обеспечения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности.
В силу положений ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе Правительством МО издано постановление от 28.06.2013 N 462/25 "О внесении изменений в Положение о Главном управлении по информационной политике МО и утверждении Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций" (далее - Порядок согласования схем размещения рекламных конструкций).
Согласно п.3 Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций органы местного самоуправления направляют на согласование в уполномоченный орган, которым на территории МО является Главное управление по информационной политике Правительства МО, схемы размещения рекламных конструкций, а также изменения в схему размещения рекламных конструкций, включающие в себя следующие документы и материалы: - альбом схемы размещения рекламных конструкций: титульный лист альбома схемы размещения рекламных конструкций по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; схема размещения рекламных конструкций наносится на картографические материалы (масштаб 1:2500) на листах формата А3 с разметкой рекламных конструкций в соответствии с предусмотренными для каждого типа конструкций графическими и цветовыми обозначениями; картографические материалы в отношении автомобильных дорог должны включать схематическое изображение магистралей с названием и указанием километровой разметки и точки отсчета, по которым предполагается установка и эксплуатация рекламных конструкций, схематическое изображение местности вдоль магистралей, в том числе изображение домов с их номерами; обозначения конструкций должны содержать информацию о площади рекламного поля, количестве сторон, технологическую характеристику и иметь сквозную нумерацию; альбом схемы размещения отдельно стоящих рекламных конструкций должен содержать информацию о размещении дорожных знаков, иметь графическое обозначение дорожных знаков; альбом схемы размещения должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью муниципального образования Московской области и подписью уполномоченного лица. - адресную программу (перечень адресов установки и эксплуатации рекламных конструкций) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку: на бумажном носителе формата А4 и на электронном носителе (в формате Excel), оформлена в виде таблицы и должна содержать информацию; адресную характеристику (адрес предполагаемого места установки и эксплуатации рекламной конструкции, указание соответствующей альбому нумерации рекламной конструкции); технологическую характеристику (тип и вид рекламной конструкции, размер, количество сторон, площадь); экономическую характеристику (планируемый размер ежегодных поступлений в бюджет муниципального образования Московской области по договорам на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, размер стартовой цены торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, планируемые налоговые поступления); расчет экономической характеристики осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований Московской области; к адресной программе прилагаются выписки из единого государственного реестра недвижимости и заверенные копии кадастровых паспортов на земельные участки, на которых предполагается установка и эксплуатация рекламных конструкций; до даты представления схемы размещения рекламных конструкций на согласование дата выписки из ЕГРН должна быть датирована не ранее трех месяцев; - фотоматериалы должны содержать номер места установки и эксплуатации рекламной конструкции, соответствующий номеру в адресной программе и номеру в альбоме со схемой размещения, адрес установки и эксплуатации рекламной конструкции, две фотографии с привязкой (дизайн-макетом) конструкции в масштабе; фотографии должны быть выполнены с обзором местности за 50-80 метров до предполагаемого места установки и эксплуатации рекламной конструкции (по ходу движения и против хода движения) для оценки архитектурной и ландшафтной ситуации.
Согласно п.4 Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций уполномоченный орган, получив схему размещения рекламных конструкций, проверяет их на соответствие требованиям пункта 3 данного Порядка.
В случае выявления несоответствия требованиям пункта 3 настоящего Порядка уполномоченный орган возвращает схему размещения рекламных конструкций в орган местного самоуправления (п.5 Порядка).
При внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций вносимые изменения согласовываются в соответствии с настоящим Порядком (п.9 Порядка).
Как следует из материалов дела, в адрес уполномоченного органа Главного управления по информационной политике Правительства МО из Администрации городского округа Химки направлено обращение о включении рекламных конструкций ООО "Мередиан" в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области.
Письмом от 17.01.2018 N 35Исх-112 Главным управлением по информационной политике Правительства отказано в согласовании внесения изменений в Схему, однако основания отказа не указаны.
Таким образом, отказ Администрации городского округа Химки во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций, основанный на необоснованном ответе Главного управления по информационной политике Правительства МО, не может являться законным, данный вывод суда следует непосредственно из п. 4 Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций и п. 12.31 Постановления Правительства МО от 05.06.2013 N 362/21, утвердившим Положение о Главном управлении по информационной политике МО, к полномочиям которого отнесено - обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений по вопросам, относящимся к его сфере деятельности, и дача письменных ответов, в установленном законодательством РФ и МО порядке.
В отказе Администрации должны быть указаны причины со ссылками на нормативные акты и технические нормы, действующие в сфере компетенции уполномоченных органов.
Вместе с тем материалы дела не содержат обоснований и доказательств того, что внесение изменений в Схему на территории городского округа Химки путем включения указанных рекламных конструкций не планируется.
При изложенных обстоятельствах, отказ Администрации во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций, основанный на необоснованном ответе ГУИП МО, не может являться законным и обоснованным.
В нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ Администрации не представлено суду доказательств наличия мотивированных причин, которые препятствуют включению в Схему испрашиваемых мест, равно как и не определено как включение в Схему испрашиваемых мест будет противоречить облику сложившейся застройки, а также нарушать внешний архитектурный облик территории или не соответствует градостроительным актам, или требованиям безопасности.
Следовательно, у заинтересованного лица отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления Общества о внесении изменений в Схему путем внесения в нее мест установки рекламных конструкций.
Кроме того, судом апелляционной инстанции признается несостоятельным вывод Арбитражного суда Московской области о том, что отказ Администрации, выраженный в письме от 30.01.2018 г. N 132 исх-1118 об отказе во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки путем внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки мест установки рекламных конструкций, не нарушают прав Общества, не возлагают какие - либо обязанности на заявителя и не создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, ООО "Мередиан" является оператором наружной рекламы, основным видом хозяйственной деятельности которой является распространение наружной рекламы на рекламных конструкциях.
Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции при отсутствии места размещения рекламной конструкции в Схеме размещения рекламных конструкций на территории соответствующего образования, невозможна.
Таким образом, ООО "Мередиан" фактически лишено возможности как получить разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, так и установить их, а следовательно, осуществлять свою уставную деятельность.
Апелляционный суд также не принимает во внимание вывод суда первой инстанции о том, что отказ Главного управления по информационной политике Московской области оформленный письмом от 17.01.2018 г. N 35 Исх-112/ в согласовании внесения вышеуказанных рекламных объектов в Схему размещения рекламных объектов Обществом не обжаловался, какие-либо требования к Главному управлению по информационной политике Московской области Обществом не заявлены, поскольку данный отказ адресован Администрации и обжалование данного отказа является правом, а не обязанностью общества.
Истец воспользовался своим правом и обжаловал отказ Администрации адресованный обществу в ответ на его заявление о внесении рекламных конструкций в Схему размещения рекламных конструкций.
Довод заинтересованного лица о том, что действующим законодательством на Администрацию не возложена обязанность вносить определенные рекламные конструкции в Схему размещения рекламных конструкций по заявлению физических и юридических лиц, отклоняется судом, поскольку действующее законодательство не только не содержит запрет на установку рекламных конструкций на земельных участках Федеральной и частной собственности, но и обязывает органы местного самоуправления в соответствии с пунктом 5.8 статьи 19 ФЗ "О рекламе" утверждать схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доказательств, подтверждающих наличие неустранимых препятствий для внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций на территории Ногинского муниципального района Московской области, в материалы дела в ходе рассмотрения дела не представлено.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду несоответствия отказа органа местного самоуправления требованиям законодательства Российской Федерации.
Поскольку в настоящем случае на наличие каких-либо препятствий для внесения изменений в схему уполномоченные органы не указывали, в ходе рассмотрения дела таковые судом не установлены, суд в порядке восстановления нарушенного права, полагает возможным обязать Администрацию городского округа Химки Московской области внести изменения в схему размещения рекламных конструкций.
Аналогичная позиция отражена в судебных актах по делам N А41-77979/17 и N А41-77982/17 вступивших в законную силу.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29.06.2018 по делу N А41-24882/18 отменить,
Заявленные требования удовлетворить.
- признать незаконным отказ Администрации городского округа Химки Московской области, выраженный в письме N 132 исх-1118 от 30.01.2018 г., во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области путем внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области мест установки по следующим адресам:
- Московская область, город Химки, ул. Горшина, напротив дома 10;
- Московская область, город Химки, от Нагорного шоссе до Юбилейного проспекта по ул. 9-го Мая (поз. 1);
- Московская область, город Химки, ул. Горшина, напротив дома 3 к. 1 и к. 2;
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18 а до дома 12 (поз. 1);
- Московская область, город Химки, от Нагорного шоссе до Юбилейного проспекта по ул. 9-го Мая (поз. 2);
- Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 1);
- Московская область, город Химки, от ул. Парковая до Нагорного шоссе по ул. 9-го Мая (поз. 1);
- Московская область, город Химки, от ул. Парковая до Нагорного шоссе по ул. 9-го Мая (поз. 2);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Парковая; - Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 1);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 2);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 3);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 4);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 2);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 3);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 4);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 5);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 6);
- Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 2);
- Московская область, город Химки, в районе магазина "ИКЕА";
- Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 3);
- Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 4); -
Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 5);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 5);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 6);
- Московская область, город Химки, от Бутаковского залива до автосалона "КМЧ" Химки вдоль МКАД (поз. 1);
- Московская область, город Химки, от Бутаковского залива до автосалона "КМЧ" Химки вдоль МКАД (поз. 2);
- Московская область, городской округ Химки, Ленинградское шоссе (поз. 1);
- Московская область, городской округ Химки, Ленинградское шоссе (поз. 2);
- Московская область, городской округ Химки, Ленинградское шоссе (поз. 3);
- Московская область, городской округ Химки, Ленинградское шоссе (поз. 4);
- Московская область, городской округ Химки, мкр-Подрезково;
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 1);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 2);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 3);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 4);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 5);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 6);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 7);
- Московская область, городской округ Химки, мкр-н Клязьма-Старбеево (поз. 1);
- Московская область, городской округ Химки, а/д М11 (платная); -
Московская область, городской округ Химки, Лихачевское шоссе (поз. 1);
- Московская область, городской округ Химки, Лихачевское шоссе (поз. 2);
- Московская область, городской округ Химки, Лихачевское шоссе (поз. 3);
- Московская область, городской округ Химки, мкр-н Клязьма-Старбеево (поз. 2); - Московская область, городской округ Химки, мкр-н Клязьма-Старбеево (поз. 3);
- Московская область, городской округ Химки, Лихачевское шоссе (поз. 4); -
Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 8);
- обязать Администрацию городского округа Химки Московской области внести изменения в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области путем внесения в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области мест установки рекламных конструкций по следующим адресам:
- Московская область, город Химки, ул. Горшина, напротив дома 10;
- Московская область, город Химки, от Нагорного шоссе до Юбилейного проспекта по ул. 9-го Мая (поз. 1);
- Московская область, город Химки, ул. Горшина, напротив дома 3 к. 1 и к. 2;
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18 а до дома 12 (поз. 1);
- Московская область, город Химки, от Нагорного шоссе до Юбилейного проспекта по ул. 9-го Мая (поз. 2);
- Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 1);
- Московская область, город Химки, от ул. Парковая до Нагорного шоссе по ул. 9-го Мая (поз. 1);
- Московская область, город Химки, от ул. Парковая до Нагорного шоссе по ул. 9-го Мая (поз. 2);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Парковая;
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 1);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 2);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 3);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 4);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 2);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 3);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 4);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 5);
- Московская область, город Химки, ул. 9-го Мая от дома 18а до дома 12 (поз. 6); - Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 2);
- Московская область, город Химки, в районе магазина "ИКЕА";
- Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 3);
- Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 4);
- Московская область, город Химки, от магазина "ИКЕА" до ул. Родионова (поз. 5);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 5);
- Московская область, город Химки, напротив ул. Дружбы (поз. 6);
- Московская область, город Химки, от Бутаковского залива до автосалона "КМЧ" Химки вдоль МКАД (поз. 1);
- Московская область, город Химки, от Бутаковского залива до автосалона "КМЧ" Химки вдоль МКАД (поз. 2);
- Московская область, городской округ Химки, Ленинградское шоссе (поз. 1);
- Московская область, городской округ Химки, Ленинградское шоссе (поз. 2);
- Московская область, городской округ Химки, Ленинградское шоссе (поз. 3);
- Московская область, городской округ Химки, Ленинградское шоссе (поз. 4);
- Московская область, городской округ Химки, мкр-Подрезково;
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 1);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 2);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 3);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 4);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 5);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 6);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 7);
- Московская область, городской округ Химки, мкр-н Клязьма-Старбеево (поз. 1);
- Московская область, городской округ Химки, а/д М11 (платная);
- Московская область, городской округ Химки, Лихачевское шоссе (поз. 1);
- Московская область, городской округ Химки, Лихачевское шоссе (поз. 2);
- Московская область, городской округ Химки, Лихачевское шоссе (поз. 3);
- Московская область, городской округ Химки, мкр-н Клязьма-Старбеево (поз. 2);
- Московская область, городской округ Химки, мкр-н Клязьма-Старбеево (поз. 3);
- Московская область, городской округ Химки, Лихачевское шоссе (поз. 4);
- Московская область, городской округ Химки, Шереметьевское шоссе (поз. 8);
Взыскать с Администрации городского округа Химки Московской области в пользу ООО "Мередиан" расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска и апелляционной жалобы в размере 6000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.