г. Москва |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А40-184246/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.Н. Садиковой,
судей В.Р. Валиева, Т.В. Захаровой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Федотовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Минпромторг РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 июля 2018 года
по делу N А40-184246/17, принятое судьей Махалкиным М.Ю.
по иску ОАО "Энергосбыт Плюс"
к Минпромторг РФ
о взыскании суммы основного долга, процентов за пользование чужими денежными средствами
при участии в судебном заседании:
от истца: извещен, представитель не явился
от ответчика: Шитов В.В. (по доверенности от 03.05.2018), Юськаев Д.Ю. (по доверенности от 11.09.2018)
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Энергосбыт Плюс" (далее - ОАО "Энергосбыт Плюс", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг РФ, ответчик) о взыскании суммы основного долга в размере 1 341 297 рублей 17 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 645 рублей 85 копеек, с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.07.2018 исковые требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции отказал во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Ответчик не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал по доводам, изложенным в ней. Просил отменить обжалуемый судебный акт.
Истец представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом о дате и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции.
Повторно рассмотрев дело в отсутствие представителя истца по правилам статей 123, 156, 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 24.07.2018 на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г. N 305 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению выполнения работ в области химического разоружения" утверждена Программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" (далее - Программа).
Согласно разделу V Программы государственным заказчиком Программы является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет международной финансовой и технической помощи путем включения ее мероприятий в государственный оборонный заказ.
Выполнение мероприятий по реализации Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, ежегодно выделяемых Минпромторгу, на основании Государственных контрактов, заключаемых в рамках Федерального закона от 05.04.2016 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Одним из мероприятий Программы является ввод в эксплуатацию пусковых комплексов завершенных строительством объектов по уничтожению химического оружия, в том числе объекта "Камбарка" (г. Камбарка, Удмуртская Республика) - начиная с 2006 года (в 2006 году введены в эксплуатацию первый и второй пусковые комплексы, в 2007 году - третий пусковой комплекс, в 2009 году - четвертый пусковой комплекс).
Одной из основных целей Программы является развитие социальной инфраструктуры в районах расположения объектов по уничтожению химического оружия.
Главой III Программы предусмотрено осуществление мероприятий по обеспечению опережающего развития социальной инфраструктуры в районах проведения работ по уничтожению химического оружия, включая строительство и реконструкцию зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и жилья, на общую сумму до 10 процентов от объемов капитальных вложений, предусмотренных для строительства объектов по уничтожению химического оружия, приведенных в приложении N 4 к Программе.
В рамках Программы для обеспечения функционирования объекта "Камбарка" и развития инфраструктуры Камбарского района и граничащих с ним районов (Республики Башкирия, Пермский край и Удмуртская Республика) построены и реконструированы объекты электросетевого хозяйства: воздушные линии электропередач линии 110 кВ ПС "Камбарка", ПС "Закамская", ПС "Дубовая", ПС "Карманово" Воткинская ГЭС, которые зарегистрированы на праве собственности за Российской Федерацией.
Из материалов дела также следует, что данные объекты электросетевого хозяйства расположены в границах зоны деятельности ОАО "Энергосбыт Плюс", как гарантирующего поставщика электрической энергии, технологически связаны с объектами электросетевого хозяйства ОАО "МРСК Урала" и ОАО "МРСК Центра и Приволжья", через которые ОАО "Энергосбыт Плюс" осуществляет электроснабжение потребителей.
Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2014 г. N 1799-р "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)" определено единственным исполнителем осуществляемой Минпромторгом России закупки работ по Программе.
В целях реализации Программы Министерством промышленности и торговли Российской Федерации заключен государственный контракт N 160209.16Ч0099998ю15ю009 на выполнение работ для государственных нужд "Ликвидация последствий деятельности объекта по хранению и объекта по уничтожению химического оружия "Камбарка" г. Камбарка УР".
В соответствии с п. 7.1 государственного контракта при выявлении потребности в товарах, работах, услугах, технологически и функционально связанных с работами, выполнение которых предусмотрено контрактом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации исполнитель имеет право привлекать для поставки таких товаров, выполнения таких работ и оказания таких услуг сторонние организации с обязательным уведомлением государственного заказчика.
В целях выполнения государственного контракта, между ОАО "Энергосбыт Плюс" и Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации заключен договор энергоснабжения от 11.01.2016 N К0017/2016, который расторгнут соглашением от 15.04.2016.
Между истцом и Войсковой частью 70855, как владельцем объектов электросетевого хозяйства, подписан акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон.
Согласно ведомости начисления за январь - март 2015 года полезный отпуск электроэнергии составил 31 894 495 кВтч, размер потерь составил 705 314 кВтч, стоимость которых составляет 1 341 297 рублей 17 копеек.
Руководствуясь положениями статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", пункта 51 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, (далее - Правила N 861), пункту 4, 129, 130 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. N 442 (далее - Основные положения N 442), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Минпромторг России, как владелец объектов электросетевого хозяйства, должен оплачивать стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих ему объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии.
Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", пункту 51 Правил N 861 владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов и обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В силу пункта 4 Основных положений N 442 иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Согласно пункту 128 Основных положений N 442 фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III настоящего документа.
Владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций (пункт 129 Основных положений N 442).
В силу пункта 130 Основных положений N 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства.
При этом, лишь владелец электрических сетей может включить в тариф на услугу по передаче электрической энергии стоимость технологических потерь, возникающих при транспортировке энергии в принадлежащих ему сетях (пункты 50, 51, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. N 20-э/2).
Между тем, из содержания изложенных нормативных актов следует, что обязанность оплаты стоимости потерь в электросетях связана не только с получением статуса (тарифа) сетевой организации, но и с фактом владения объектами электросетевого хозяйства, поэтому владельцы устройств или объектов электроэнергетики также обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в их собственности объектах электросетевого хозяйства.
Отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях, данная обязанность возложена на собственников и иных владельцев сетевого хозяйства в силу закона.
Согласно приложению N 8 к Программе внешние инженерные сети входят в число объектов основного производства и обеспечивают бесперебойную работу объектов по уничтожению химического оружия. Текущее управление реализацией Программы и обеспечение эффективного использования средств, выделяемых на выполнение Программы, осуществляет государственный заказчик - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В пункте 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ указано, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса РФ.
Пункт 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 438, (далее - Положение о Минпромторге России) предусматривает, что министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, народных художественных промыслов.
Согласно п. 5.4 Положения о Минпромторге России Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству.
В пункте 5.13 указанного Положения предусмотрено, что Минпромторг России осуществляет также функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций.
В соответствии с п. 4 Положения о Минпромторге России Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2001 г. N 87 утверждено Положение "О Федеральном управлении по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации", согласно которому Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации является государственным учреждением, участвующим в обеспечении выполнения работ в области химического разоружения.
Руководство деятельностью Федерального управления по выполнению работ в области химического разоружения осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Финансирование содержания Федерального управления осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации по рассматриваемым требованиям, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
С учётом установленных обстоятельств суд первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что, поскольку спорные объекты электросетевого хозяйства находятся в собственности Российской Федерации и были построены в целях обеспечения функционирования объекта по уничтожению химического оружия в рамках Программы, государственным заказчиком которой является Минпромторг России, то обязанность по возмещению истцу стоимости фактических потерь электрической энергии, возникающих в таких объектах электросетевого хозяйства, лежит на Российской Федерации в лице Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Факт обеспечения данными объектами электросетевого хозяйства помимо промышленной зоны объекта по уничтожению химического оружия "Камбарка" иных потребителей, правового значения не имеет, поскольку определяющее значение имеет то обстоятельство, что спорные объекты электросетевого хозяйства построены в рамках упомянутой федеральной целевой Программы и переданы в собственность Российской Федерации, что в ходе судебного разбирательства Минпромторгом России не оспаривалось.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017 N 17АП-5672/2017-ГК по делу N А71-8009/2016 по спору между теми же лицами и по аналогичным основанию, но за другой период (февраль 2016 года).
В соответствии с пунктом 50 Правил N 861, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Истцом представлен расчет размера технологического расхода (потерь) электрической энергии, образовавшихся в спорных сетях, который составлен в соответствии указанной нормой права. Представленный истцом расчет суммы иска суд первой инстанции обоснованно признал соответствующим положениям пунктов 50-51 Правил N 861.
При этом, в части требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами суд первой инстанции посчитал, что иск удовлетворению не подлежит, поскольку ответчик может осуществлять оплату лишь в порядке, установленным бюджетным законодательством. Решение суда в указанной части сторонами не обжаловано.
В своей апелляционной жалобе ответчик заявляет о том, что судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о том, что Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, подписанный Федеральным бюджетным учреждением "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855) является подтверждением статуса сетевой организации у Минпромторга России.
Указанные доводы подлежат отклонению по нижеследующим основаниям.
В соответствии с постановлением 17 Арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017 г. по делу А71-8009/2016, а также на основании актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок от 11.03.2012 между филиалом "Войсковая часть 35776" Федерального бюджетного учреждения "Войсковая часть 70855" и производственного отделения "Чайковские электрические сети" филиала ОАО "МРСК Урала" - "Пермэнерго" по ВЛ-110 кВ "Дубровая-Камбарка" и ВЛ-ИОкВ "Березовка-Камбарка" N К9-12/МС и актами разграничения балансовой принадлежности сетей от 20.04.2012, между филиалом "Войсковая часть 35776" Федерального бюджетного учреждения "Войсковая часть 70855" и ОАО "РЖД" Ижевская дистанция электроснабжения Ижевского отделения "ГЖД" по ВЛ-110 кВ Камбарка-Закамская 1 и 2 цепь N12-2-1-3-23/06 у Ответчика существует обязанность оплачивать стоимость потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства в соответствии с действующим законодательством.
Истец, осуществляющий электроснабжение конечных потребителей, вправе получать плату за весь объем электрической энергии, переданной в электросети сторонних организаций. При этом, лишь владелец электрических сетей может включить в тариф на услугу по передаче электрической энергии стоимость технологических потерь, возникающих при транспортировке энергии в принадлежащих ему сетях (пункты 50, 51, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. N 20-э/2). Отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации, в силу вышеизложенного, не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях, данная обязанность возложена на собственников и иных владельцев сетевого хозяйства законом.
Акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, подписанный со стороны подведомственной ответчику организации - Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (Войсковая часть 70855)", как владельца объектов электросетевого хозяйства.
Указанный акт в силу пункта 2 Правил N 861 является документом, составленным в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, определяющий границы балансовой принадлежности, то есть линии раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Так как функция по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям возложена законодательством на сетевую организацию, своими действиями по подписанию акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, Федеральное бюджетное учреждение "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (Войсковая часть 70855)" подтвердило статус ответчика как сетевой организации, на которую возложена обязанность по возмещению стоимости фактических потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства.
Так, за спорный период в электросетевом хозяйстве ответчика возникли потери электрической энергии, объем которых был определен в соответствии с пунктом 50 Правил N 861 как разница между объемом электрической энергии, поставленной в сеть Ответчика, и объемом электрической энергии, отпущенной потребителям, непосредственно присоединенным к сетям ответчика.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 июля 2018 года по делу N А40-184246/17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Н. Садикова |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.