г. Саратов |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А12-15553/2018 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Комнатной Ю.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г. Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 июля 2018 года по делу N А12-15553/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Кострова Л.В.),
по заявлению Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г. Волгограда (ОГРН 1023404359802, ИНН 3448025772, 400031, г. Волгоград, ул. Российская, 2)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЛИК - ОЙЛ" (ОГРН 1173443013413, ИНН 3461062082, 400112, г. Волгоград, пр-т Им Героев Сталинграда, д. 62, кв. 167)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г. Волгограда (далее - УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда, заявитель) с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЛИК-ОЙЛ" (далее - ООО "ЛИК-ОЙЛ", Общество) финансовых санкций в размере 500 руб.
Решением от 11 июля 2018 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении заявления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г.Волгограда отказал.
УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
ООО "ЛИК-ОЙЛ" представило отзыв на апелляционную жалобу. В Двенадцатый арбитражный апелляционный суд поступило заявление Общества не принимать во внимание, так как он подан ошибочно.
В связи с поступившим заявлением отзыв возвращен Обществу.
ООО "ЛИК-ОЙЛ" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 07.08.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
К возражениям на жалобу Обществом приложены письма ПФР России, Федеральной службы по труду и занятости, сведения о застрахованных лицах, пояснительная записка.
Суд апелляционной инстанции возвращает указанные документы Обществу по следующим основаниям.
Статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Частью 2 названной статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
С учетом изложенного, ООО "ЛИК-ОЙЛ" извещено надлежащим образом о рассмотрении настоящих требований в порядке упрощенного производства, имело достаточно времени для формирования позиции и представления дополнительных доказательств по делу в суде первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции не установлено наличие предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, в связи с чем суд апелляционной инстанции отказывает в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ответчик, являющийся страхователем, представил в УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда исходную форму СЗВ-М за август 2017 года 20.09.2017, т.е. с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Впоследствии, установив, что при подаче первичных сведений указанные сведения поданы ошибочно, 12.04.2018 Обществом подана отменяющая форма поданных СЗВ-М с соответствующими пояснениями.
Управлением проведена камеральная проверка представленных сведений, по результатам которой решением от 28.12.2017 N 044S0191700018733 страхователь привлечен к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования в виде штрафа в размере 500 руб.
31 января 2018 года в адрес ответчика выставлено требование N 044S01180001691 об уплате штрафа в размере 500 руб. в срок до 20.02.2018, которое им в добровольном порядке исполнено не было.
Неисполнение требования в установленный срок послужило основанием для обращения УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда в суд с заявлением о взыскании с учреждения финансовых санкций в размере 500 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что факт несвоевременного представления Обществом сведений СЗВ-М, впоследствии им аннулированных, основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ не является.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В связи с нарушением ООО "ЛИК-ОЙЛ" срока представления сведений по форме СЗВ-М за август 2017 года, решением от 28.12.2017 N 044S0191700018733 страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб.
ООО "ЛИК-ОЙЛ" считает, что у него отсутствовала обязанность сдачи отчетности в связи с отсутствием работников и неполучением дохода единственным учредителем. В обоснование своих доводов Общество ссылается на разъяснения Пенсионного фонда России от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856, где, по мнению ответчика, указано, что на единственного учредителя-руководителя организации, если с таким учредителем не заключен трудовой или гражданско-правовой договор, сдавать СЗВ-М не нужно. Следовательно, сдача СЗВ-М в более поздний срок, а затем подача отменяющей формы сведений не является нарушением и не подлежат начислению и взысканию штрафные санкции.
Суд первой инстанции счел обоснованными указанные доводы ответчика и пришел к выводу, что истец не представил суду доказательств, что общество в отменяющей форме СЗВ-М за спорный период указало недостоверные сведения; в материалах дела отсутствует информация о том, что какое-либо физическое лицо, в том числе, заявленное в исходной форме СЗВМ, фактически состояло в трудовых отношений с обществом; факт несвоевременного представления обществом сведений СЗВМ, впоследствии им аннулированных, основанием для привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ не является.
Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы ошибочными по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В абзаце 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Поскольку общество является юридическим лицом и зарегистрировано в качестве страхователя, заявитель обоснованно обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом N 27-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица. Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона N 167-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (пункт 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, а Пенсионный фонд РФ, на основании статьи 16 Закона N27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным. В силу пункта 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, или представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Страхователем в адрес Управления представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2017 года (тип формы "исходная") - 20.09.2017.
Таким образом, сведения представлены с нарушением сроков (должны были быть представлены - за август 2017 - до 15.09.2017).
Общество полагает, что у него отсутствовала обязанность сдачи отчетности в связи с отсутствием работников и неполучением дохода единственным учредителем. СЗВ-М за август 2017 года сдана на учредителя и директора в одном лице.
Апелляционный суд с данным доводом общества не согласен. Считает его основанном на неверном толковании права.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 167-ФЗ застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Признаки трудовых отношений закреплены в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), согласно которой трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем, в частности, о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 16 Трудового кодекса трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
С учетом изложенного, если физические лица (в том числе руководитель организации в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица в соответствии с нормами Закона N 167-ФЗ относятся к работающим лицам.
При этом отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанных лиц (работающих на основании договора или без него) выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ-М.
Судом апелляционной инстанции проверена процедура привлечения Общества к ответственности. Нарушений не установлено.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки представленных Обществом сведений по форме СЗВ-М составлен акт о выявлении правонарушения от 22.11.2017 N 044S181700020507.
УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда направило ООО "ЛИК-ОЙЛ" уведомление от 29.09.2017 N 043СЗВМ-У А17 1138, в котором вызывало Общество для подписания и вручения акта о выявлении правонарушения, что подтверждается реестром почтовых отправлений от 03.10.2017 (т. 1 л.д. 35).
В связи с неявкой Общества акт от 22.11.2017 N 044S181700020507 направлен в адрес ООО "ЛИК-ОЙЛ" 23.11.2017 (реестр почтовых отправлений от 23.11.2017 (т. 1, л.д. 29)).
Решением от 28.12.2017 N 044S0191700018733 страхователь привлечен к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования в виде штрафа в размере 500 руб. Как следует из реестра почтовых отправлений от 29.12.2017, указанное решение направлено Обществу по адресу его местонахождения (т.1, л.д. 31).
С учетом положений статьи 17 Закона N 27-ФЗ в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора для уплаты штрафа, ответчику было направлено требование N 044S01180001691 от 31.01.2018 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в срок до 20.02.2018, что подтверждается реестром почтовых отправлений от 01.02.2018 (т.1 л.д. 33).
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене. По делу следует принять новый судебный акт, которым заявленные УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда требования удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 июля 2018 года по делу N А12-15553/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЛИК - ОЙЛ" в пользу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г. Волгограда финансовые санкции за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования в виде штрафа в размере 500 руб.
Суду первой инстанции выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.