г. Москва |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А40-129935/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Суминой О.С., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ассоциации производителей панелей из ППУ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2018 по делу N А40-129935/18,
принятое судьей И.А. Блинниковой (120-1596),
по заявлению Ассоциации производителей панелей из ППУ
к ИФНС России N 1 по г. Москве
об оспаривании постановлений,
от заявителя: |
исполнительный директор Горохов А.Ю.; |
от заинтересованного лица: |
Прокушенков В.М. по дов. от 18.10.2017; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2018 по делу N А40-129935/18 отказано в удовлетворении заявления Ассоциации производителей панелей из ППУ (далее - ассоциация) в части признания незаконными и отмене постановлений ИФНС России N 1 по г.Москве (далее - административный орган) от 21.05.2018 N 573, N 575, постановления от 21.05.2018 N 572, N 574 признаны незаконными и отменены.
Ассоциация не согласилось с таким решением суда первой инстанции в той части, в которой ее заявление оставлено судом без удовлетворения и обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ассоциации поддержал доводы жалобы, представитель административного органа поддержал оспариваемый судебный акт.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Постановлениями от 21.05.2018 N 573, N 575 ассоциация привлечена к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
Диспозицией названной нормы права является несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.
Применительно к постановлению N 573 ассоциации вменяется нарушение требований Инструкции Банка России N 138-И в части непредставления справки о валютных операциях по зачислению иностранной валюты от 04.05.2016.
Применительно к постановлению N 575 ассоциации вменяется нарушение требований Инструкции Банка России N 138-И в части непредставления справки о валютных операциях по зачислению иностранной валюты от 19.08.2016.
В соответствии с п.2.3 Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки: при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет.
Вина ассоциации в совершении правонарушений, предусмотренных ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ с учетом положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у нее имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ее не были приняты все зависящие от нее меры по его соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом изложенных нормоположений применительно к конкретным фактическим обстоятельствам рассматриваемого спора суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о совершении ассоциации административных правонарушений, предусмотренных ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ по постановлениям от 21.05.2018 N 573, N 575.
Порядок привлечения ассоциации к административной ответственности административным органом не нарушен.
Срок привлечения ассоциации к административной ответственности не пропущен.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемых постановлений от 21.05.2018 N 573, N 575 в судебном порядке не имеется.
Вместе с тем, суд считает возможным обратить внимание на следующее.
Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И утратила свою силу с 01.03.2018 в связи с изданием Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И, не предусматривающей обязанности по представлению справки о валютных операциях при зачислении иностранной валюты на транзитный счет.
Как уже было отмечено судом апелляционной инстанции ранее, обязанность представления справки о валютных операциях не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет на момент совершения административного правонарушения ассоциацией была установлена п.2.3 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И.
В соответствии с п.2.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И, вступившей в силу с 01.03.2018, резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет, за исключением случаев, установленных пунктами 2.6, 2.7 и абзацем вторым пункта 2.8 настоящей Инструкции.
Таким образом, в п.2.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И идет речь о представлении в уполномоченный банк документов, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет.
Положения Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И не предусматривают обязанности по представлению в уполномоченный банк справки о валютных операциях.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения спора в суде апелляционной инстанции обязанность по составлению справки о валютных операциях и представлению ее в уполномоченный банк при зачислении иностранной валюты на транзитный счет устранена.
Следовательно, устранена и административная ответственность за совершение вмененных ассоциации административных правонарушений по постановлениям от 21.05.2018 N 573, N 575.
В силу ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения ч.2 ст.1.7 КоАП РФ (п.33.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Доказательства исполнения постановлений от 21.05.2018 N 573, N 575 в материалах рассматриваемого дела отсутствуют.
Суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для применения ч.2 ст.1.7 КоАП РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" разъяснил (пункт 1), что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью или в части. При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.
Пунктом 2 названного Постановления Пленума также разъяснено, что в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности, и судам необходимо исходить из того, что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Применительно к пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 административный орган не принял необходимых мер, что позволяет решить данный вопрос в апелляционном суде.
Таким образом, оспариваемые постановления административного органа от 21.05.2018 N 573, N 575 следует признать не подлежащим исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ч.5.1. ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2018 по делу N А40-129935/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Признать не подлежащими исполнению постановления ИФНС России N 1 по г.Москве от 21.05.2018 N 573, N 575 о привлечении Ассоциации производителей панелей из ППУ к административной ответственности.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-129935/2018
Истец: АССОЦИАЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПАНЕЛЕЙ ИЗ ППУ
Ответчик: ИФНС России N 1 по г. Москве