город Москва |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А40-12326/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Веклича Б.С., Гармаева Б.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Петровым Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГКУ "Дирекция ЖКХИБ ЗАО"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 15.06.2018 по делу N А40-12326/18,
принятое судьей Масловым С.В. (шифр 150-82)
по иску ГКУ "Дирекция ЖКХИБ ЗАО" к ТСЖ "Сколково"
третье лицо: Жилищная инспекция по Западному административному округу
города Москвы,
о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами
при участии в судебном заседании:
от истца Костычева Г.С. по доверенности от 15.01.2018
от ответчика Мунтяну В.В. по доверенности от 12.01.2018,
Селина А.М. на основании протокола от 27.03.2017
от третьего лица представитель не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЗАО города Москвы" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ТСЖ"Сколоко" (далее - ответчик) о взыскании 3 660 427 руб. 52 коп. неосновательного обогащения, 1 107 589 руб. 69 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2014 по 01.12.2017, ссылаясь на ст.ст. 309, 310, 395, 1102, 1103, 1107, 1109 ГК РФ.
Решением суда от 15.06.2018 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители ответчика против доводов жалобы возражали, считают обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Представитель третье лица в судебное заседание не явился, извещен. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии указанного лица.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Установлено, в соответствии с постановлением Правительства города Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации" между истцом и ответчиком в период 2013 - 2015 г.г. были заключены договоры договор N М203/13-Пр от 21.01.2013 г. на предоставление в 2013 году субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 2 095 900 руб. 92 коп., N 203/14- Пр от 21.06.2014 г. на предоставление в 2014 году субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 1062900,92 руб., N М203/15-Пр от 30.03.2015 г. на предоставление в 2015 году субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 501 904,98 руб.
Как указал истец, всего ТСЖ "Сколково" за период с 2013-2015 г. в соответствии с условиями договоров было получено бюджетных денежных средств в виде субсидий на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома из бюджета города Москвы в сумме 3 660 427 руб.52 коп.
Актом осмотра Мосжилинспекции от 28.07.2017 N 0-3-16226 установлено, ТСЖ "Сколкво" на основании решений общего собрания собственников помещений протокол от 03.03.2014 N 1, от 19.02.2016 N 1 осуществляет начисление и взимание с собственников помещений дополнительных платежей по статье "резервный фонд".
В связи с взиманием целевых сборов в виде указанных взносов, по мнению истца, ответчик не имел права на получение субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имуществ многоквартирного дома, поскольку эти целевые взносы, будучи дополнительными увеличивали размер платы для собственников помещений, увеличивали ставку планово-нормативного расхода, что является нарушением основного условия для заключения с управляющей организацией договора на получение бюджетной субсидии.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении требований истца.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
С учетом положений ст. 65 АПК РФ, истец по заявленному иску должен доказать неосновательность получения ответчиком денежных средств.
Порядок и расчет бюджетной субсидии предусмотрен Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" (вместе с "Временным порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме").
В соответствии с положениями Временного порядка, утвержденных постановлением Правительства города Москвы N 299-ПП, бюджетная субсидия - средства по статье бюджета города Москвы "Иные расходы по эксплуатации жилищного фонда", предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе, направляемые на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в установленных Правительством Москвы случаях. Ставка планово-нормативного расхода - показатель, отражающий стоимость расходов по оказанию услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в среднем по городу Москве в расчете на 1 кв. метр общей площади жилых помещений в месяц, используемый для расчета суммы (размера) субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В приложение N 1 к Временному порядку, указан перечень документов, представляемых управляющей организацией для заключения договора на предоставление бюджетной субсидии. В частности, необходим перечень жилых помещений, наниматели и собственники которые имеют право на оплату услуг по содержанию и ремонту жилых помещений по ценам и на условиях, установленным Правительством Москвы, с указанием общей площади этих помещений, и расчет, подлежащей предоставлению в течение года на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 3 положениям Временного порядка, утвержденных постановлением Правительства города Москвы N 299-ПП, для заключения договора на предоставление бюджетной субсидии управляющая организация должна представить главному распорядителю (распорядителю) или уполномоченному в установленном порядке органу или организации документы согласно перечню, приведенному в приложении 1 к Порядку. Расчет размера (суммы) бюджетной субсидии производится ежегодно в соответствии с Методикой расчета размера (суммы) бюджетной субсидии согласно приложению 2 к настоящему Порядку. Размер (сумма) бюджетной субсидии определяется в зависимости от установленных Правительством Москвы случаев предоставления бюджетных субсидий управляющим организациям как: а) разница между доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами, но не выше планово-нормативного расхода. Доход управляющей организации для целей получения бюджетной субсидии (доход) рассчитывается как сумма средств, начисленных определенным Правительством Москвы категориям нанимателей жилых помещений, пользователей по договору безвозмездного пользования жилым помещением и собственников жилых помещений по оплате содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме в порядке, определенном Правительством Москвы, и по ценам за содержание и ремонт жилых помещений, регулируемым Правительством Москвы. Планово-нормативный расход определяется как произведение соответствующей ставки планово-нормативного расхода, утвержденной в установленном порядке Правительством Москвы, на площадь жилых помещений, на которую рассчитан доход. При этом применяется ставка планово-нормативного расхода для соответствующей категории дома с учетом того, включен земельный участок в состав общего имущества многоквартирного дома или нет.
В ст. 159 ЖК РФ, предусмотрено право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданами (пользователями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, нанимателей по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов и собственники жилых помещений). Право на получение субсидий на оплату расходов по содержанию и ремонту общего имущества гражданами жилищным законодательством не предусмотрено.
Установлено, что на разницу между доходом управляющей организации от начисления платежей для определенных Правительством Москвы категориям граждан за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами, как произведение соответствующей ставки планово-нормативного расхода, утвержденной в установленном порядке Правительством Москвы, на площадь жилых помещений, на которую рассчитан доход, не влияют взимание целевых (дополнительных) взносов на согласованные с жильцами цели.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 151 ЖК РФ средства товарищества собственников жилья состоят из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества.
На основании п.п. 2 и 3 п. 1 ст. 137 ЖК РФ ТСЖ вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные законодательством и уставом товарищества цели.
Также ТСЖ вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Структура обязательных платежей (плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме) определена в ст. 154 ЖК РФ.
При исследовании обстоятельств дела было установлено, что согласно п. 5 положения о резервном фонде, являющегося приложением N 1 к протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Сколковское шоссе, д. 13, от 25.02.2012 г., резервный фонд предназначен для проведения непредвиденных, неотложных работ общего имущества многоквартирного дома, превышающих 15% ставки технического обслуживания, в том числе - герметизация межпанельных швов и балконов, локальный ремонт кровли дома, локальный ремонт фасада здания, ремонт и восстановление инженерных коммуникаций, мероприятия по охране общего имущества (в том числе видеонаблюдение, контроль доступа, установка шлагбаумов и т.д.) многоквартирного дома, благоустройство придомовой территории и иные дополнительные услуги для повышения комфортности благоприятного проживания собственников.
В соответствии с приложениями N 3 к договорам установлен перечень услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома и работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества многоквартирного дома, согласно которому работы, предусмотренные положением о резервном фонде не входят в перечень услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома и работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества многоквартирного дома, и являются дополнительными.
Также установлено, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2017 г. по делу N А40-242496/16 года отказано в удовлетворении требований ТСЖ "Сколково" о понуждении заключить договор на получение в 2016 году денежных средств из бюджета города Москвы в виде субсидии на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В рамках указанного дела установлено, 14.06.2016 г. за исходящим N 536 Товарищество собственников жилья "Сколково" получило отказ в заключении договора по мотивам: отсутствия в пакете документов протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о выборе способа управления, а также, что согласно данным, полученным с сайта "Дома Москвы", в ТСЖ "Сколково" решением общего собрания членов товарищества от 20.02.2016 г. утверждены взносы 6 собственников помещений в резервный фонд (непредвиденные расходы) в размере 6 руб. с 1 кв.м. площади, которые фактически являются дополнительными платежами на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Учитывая изложенное, истец не доказал, что взимание дополнительных взносов является препятствием к получению субсидий.
Исходя из вышеизложенного, правомерен вывод суда первой инстанции о не нарушении ответчиком условия договоров, которые были заключены с ГКУ г. Москвы "Дирекция ЖКХ и Б ЗАО" на предоставление субсидий собственникам МКД ТСЖ "Сколково" "Дубна", в связи с чем, требования истца о возврате полученных бюджетных денежных средств в виде субсидий необоснованны.
Судом первой инстанции с учетом заявления ответчика установлено о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о возврате платежей, произведенных истцом до 24.01.2015 года.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Доводы апелляционной жалобы истца проверены арбитражным судом и отклоняются с учетом указанных обстоятельств дела и требований ГК РФ.
Арбитражный суд согласно п. 1 ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Заявитель апелляционной жалобы не доказал наличия оснований для отмены решения по настоящему делу.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2018 по делу N А40-12326/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.