г. Санкт-Петербург |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А42-1282/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Бургановой А.А.
при участии:
от заявителя: Железняк Д.А. - доверенность от 15.01.2018
от заинтересованного лица: Леонтьев В.А. - доверенность от 04.04.2018
от 3-х лиц: 1) Промина Е.А. - доверенность от 03.09.2018, Гноевский В.Н. по пост. От 29.04.2018 г.; 2) не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18265/2018) Контрольно-счетной палаты Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.06.2018 по делу N А42-1282/2018 (судья Фокина О.С.), принятое
по заявлению Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области"
к Контрольно-счетной палате Мурманской области
3-е лицо: 1)Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области; 2)Министерство финансов Мурманской области
об оспаривании представления и предписания
установил:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным раздела 7 представления Контрольно-счетной палаты Мурманской области (далее - Счетная палата, КСП) от 28.12.2017 N 06-02/693.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (далее - Минэнерго и ЖКХ МО).
Фонд обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания КСП от 20.02.2018 N 06-02/186.
Определением суда от 27.03.2018 заявление принято, возбуждено производство по делу N А42-2329/2018. Определением суда от 19.04.2018, на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) указанные выше дела для совместного рассмотрения объединены в одно производство, делу присвоен номер N А42-1282/2018.
Также данным судебным актом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Мурманской области (далее - Минфин МО).
Решением суда от 14.06.20118 заявленные Фондом требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Контрольно-счетная палата просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, отказав Фонду в удовлетворении требований.
Представитель Счетной палаты в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Фонда и Минэнерго и ЖКХ МО возражали против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу и дополнений к ней. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Минфина МО, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Контрольно-счетной палатой в период с 04.09.2017 по 19.10.2017 года проведена проверка использования средств областного бюджета, выделенных на финансовое обеспечение уставной деятельности специализированной некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" в 2014-2017 годах", по результатам которой составлен акт от 19.10.2017 г.
В ходе контрольного мероприятия выявлено включение в сметы административно-хозяйственных расходов и Перечни направлений расходования субсидии на 2014, 2015 и 2016 годы, расходов на проведение технической инвентаризации МКД, включенных в региональную программу капитального ремонта МКД, за счет субсидии, при отсутствии расходных обязательств Мурманской области и в нарушение цели предоставления субсидии, установленной пунктом 3 Порядка определения объема и предоставления субсидии в виде имущественного взноса в НКО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области", утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 31.10.2013 N 638-ПП, подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Закона Мурманской области от 24.06.2013 N 1631-01-ЗМО "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области".
Проверяющими выявлено, что за 2014-2017 годы сумма средств областного бюджета, предоставленных Фонду в нарушение законодательства о составе субсидии на финансовое обеспечение уставной деятельности составила 58 565,7 тыс. руб., из них: 41 435,9 тыс. руб. использовано в проверяемом периоде на оплату работ по проведению государственным унитарным предприятием технической инвентаризации Мурманской области технической инвентаризации МКД на территории Мурманской области, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества; 17 129,8 тыс. руб. неиспользованный по состоянию на 01.10.2017 остаток субсидии в части расходов, предусмотренных сметами АХР на проведение технической инвентаризации МКД.
26.12.2017 КСП утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия и принято решение о направлении Фонду представления в связи с выявлением в ходе проверки нарушений.
Согласно представлению от 28.12.2017 г. N 06-02/693 Фонду надлежит принять меры по устранению и предупреждению выявленных нарушений, в том числе по восстановлению в доход областного бюджета неиспользованного остатка субсидии в сумме 17 129,8 тыс. руб., предусмотренных сметами АХР на проведение технической инвентаризации МКД.
Представление мотивировано ссылками на пункт 2 статьи 268.1, пункт 3.1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), статью 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", статью 18 Закона Мурманской области от 17.09.2011 N 1389-01-ЗМО "О Контрольно-счетной палате Мурманской области".
По результатам рассмотрения представления от 28.12.2017 N 06-02/693 Фонд письмом от 26.01.2018 N 03-325 сообщил о принятых мерах, представил пояснения и возражения по отдельным вопросам, в том числе по вопросу восстановления в доход областного бюджета указанного остатка субсидии.
Поскольку меры по восстановлению в доход областного бюджета неиспользованного остатка субсидии в сумме 17 129,8 тыс. руб. Фондом не приняты, КСП в адрес заявителя направлено предписание от 20.02.2018 N 06-02/186 об обязании восстановить в доход областного бюджета неиспользованного остатка субсидии в сумме 17 129,8 тыс. руб.
Не согласившись с представлением от 28.12.2017 N 06-02/693 в части раздела 7 и предписанием от 20.02.2018 N 06-02/186, Фонд обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе решение вопросов осуществления регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществления лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основе анализа положений пункта 6.1 статьи 2, пункта 8.3 статьи 13, пунктов 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) суд первой инстанции правомерно заключил, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделены полномочиями по самостоятельному решению вопросов, связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт (в том числе его дифференциацию в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, типа и этажности такого дома, иных факторов) и другими полномочиями.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78.1 БК РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
В соответствии с приведенными положениями ЖК РФ на территории Мурманской области создана специализированная некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" (Закон Мурманской области от 24.06.2013 N 1630-01-ЗМО "О специализированной некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области").
Согласно разделу 2 Устава, утвержденного приказом Минэнерго и ЖКХ МО от 09.09.2013 N 122-ОД, основной целью деятельности Фонда является формирование средств и имущества для обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В соответствии с пунктом 2.2 Устава для реализации данной деятельности Фонд, в том числе проводит первичное обследование технического состояния всех многоквартирных домов, а также последующее обследование технического состояния многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда с целью определения необходимого состава и объема работ и возможных затрат на их выполнение.
Согласно разделу 3 Устава источниками формирования имущества Фонда являются, в том числе взносы учредителя, осуществляемые посредством предоставления Фонду субсидий из областного бюджета в порядке, установленном Правительством Мурманской области, а также платежи собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда.
Пунктами 3.5, 3.6 и 3.8 Устава определено, что имущество Фонда используется для выполнения его функций в порядке, установленном ЖК РФ и законодательством Мурманской области. Средства, полученные Фондом от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов Фонда, не допускается. Использование субсидии на финансирование текущей деятельности Фонда (оплату труда сотрудников, административные, хозяйственные и прочие расходы, необходимые для обеспечения работы регионального оператора и выполнения уставных целей и видов деятельности) осуществляется в порядке, установленном Попечительским советом.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Постановлением Правительства Мурманской области от 31.10.2013 N 638-ПП утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидии в виде имущественного взноса в Фонд (далее - Порядок N 638-ПП).
Целью предоставления субсидии в виде имущественного взноса (далее - субсидия) является финансовое обеспечение уставной деятельности Фонда, направленной на формирование и функционирование на территории Мурманской области региональной системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 2 Порядка N 638-ПП).
В силу пункта 3 Порядка N 638-ПП субсидия предоставляется Фонду на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии со сводной бюджетной росписью, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области - главному распорядителю как получателю бюджетных средств (далее - главный распорядитель), на реализацию мероприятий государственной программы Мурманской области "Обеспечение комфортной среды проживания населения региона", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 571-ПП.
Согласно пункту 4.1 указанного Порядка одним из условий предоставления субсидии является расходование субсидии в соответствии с целью, указанной в пункте 2 настоящего Порядка.
Во исполнение Порядка N 638-ПП между Фондом и Минэнерго и ЖКХ МО заключены соглашения от 09.01.2014 N 1, от 31.12.2014 N 134, от 11.01.2016 N 2 и от 09.01.2017 N 1 о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в Фонд, пунктом 1.1 которых предусмотрено, что Минэнерго и ЖКХ МО предоставляет за счет средств областного бюджета субсидию в виде имущественного взноса Фонду в размере, предусмотренном Законом Мурманской области, а Фонд обязуется использовать субсидию на финансовое обеспечение уставной деятельности Фонда, направленной на формирование на территории Мурманской области региональной системы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
В соответствии с пунктами 2.1 указанных соглашений субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год в соответствии с графиком перечисления субсидии (приложение N 1 к соглашениям) и перечнем направлений расходования субсидии (приложение N 2 к соглашениям).
В силу пунктов 3.3.1 соглашений Фонд обязался обеспечить целевое использование субсидии в соответствии с перечнем направлений расходования субсидии (приложение N 2 к соглашениям), сметой административно - хозяйственных расходов на осуществление уставной деятельности Фонда (приложения N 3 к соглашениям).
В рамках указанных соглашений попечительским советом Фонда и Минэнерго и ЖКХ МО согласованы и утверждены соответствующие сметы административно-хозяйственных расходов на осуществление уставной деятельности Фонда на 2014, 2015, 2016, 2017 гг.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в сметы административно-хозяйственных расходов на осуществление уставной деятельности Фонда на 2014, 2015, 2016 гг. включены, в том числе расходы на проведение технической инвентаризации МКД, включенных в программу капитального ремонта.
Потребность в указанной технической инвентаризации многоквартирных домов обусловлена необходимостью актуализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенного на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 N 168-ПП.
Приказом Министерства строительства и территориального развития Мурманской области от 22.09.2014 N 237 внесены изменения в план реализации государственной программы Мурманской области "Обеспечение комфортной среды проживания граждан" в части перераспределения средств в пределах бюджетных ассигнований главного распорядителя бюджетных средств.
Соответствующие изменения были внесены в Закон Мурманской области от 20.12.2013 N 1700-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Как обоснованно указал суд первой инстанции, заключением, утвержденным Коллегией КСП Мурманской области (протокол от 24.10.2014 N 36), основания изменений в расходную часть областного бюджета, предложенные проектом Закона Мурманской области "О внесении изменений в Закон Мурманской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" признаны соответствующими расходным обязательствам Мурманской области.
Работы по технической инвентаризации и паспортизации многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, предусмотрены сметой административно-хозяйственных расходов Фонда и утверждены Попечительским советом Фонда.
Для проведения инвентаризации многоквартирных домов, включенных в Программу Фонда, проведен конкурс на выполнение работы по объекту "Техническая инвентаризация многоквартирных домов на территории Мурманской области, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества, с определением процента износа многоквартирных домов, предоставлением технических паспортов в электронном (оцифрованном) виде и выполнении дополнительных работ по обследованию кровли, чердака, технического этажа и подвала жилого дома".
По итогам конкурса заключен договор от 31.10.2014 N 5-к с Государственным унитарным предприятием технической инвентаризации Мурманской области. Работы в соответствии с договором выполнены.
Постановление Правительства Мурманской области от "Об установлении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться Фондом за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт" не содержит минимального размера стоимости услуг по технической инвентаризации многоквартирных домов, и соответственно средства собственников не могут быть направлены на оплату таких услуг.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно заключил, что работы по технической инвентаризации и паспортизации многоквартирных домов выполнены с учетом расходных обязательств Мурманской области на осуществление уставной деятельности Фонда и не являются нецелевым расходованием денежных средств областного бюджета на обеспечение уставной деятельности Фонда.
Суд первой инстанции не усмотрел в действиях заявителя нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, что обязательно в силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ, является обязательным в случае вынесения представления органом государственного финансового контроля.
Материалами дела подтверждена законность расходования средств, выделенных Фонду в рамках субсидий из областного бюджета, нецелевого расходования субсидий Фондом допущено не было и Счетной палатой не доказано.
Вопреки доводам подателя жалобы, материалами дела подтверждено, что субсидия предоставлялась Правительством Мурманской области на конкретные цели - инвентаризацию и паспортизацию многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества данных домов па территории Мурманской области.
Нецелевого расходования субсидии Фондом допущено не было, указанная субсидия расходовалась на оплату работы привлеченного лица по инвентаризации и паспортизации многоквартирных домов и вопреки доводам ответчика нормы бюджетного законодательства Фондом не нарушались.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.06.2018 по делу N А42-1282/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.