г. Вологда |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А13-4755/2018 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 июня 2018 года, вынесенному в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу N А13-4755/2018 (судья Баженова Ю.М.).
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (ОГРН 1023500877058, ИНН 3525114885; место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 45а; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис" (ОГРН 1083529000983, ИНН 3507305767; место нахождения: 160515, Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково (Семенковское МО), переулок Майский, дом 7б; далее - общество) о взыскании финансовой санкции в размере 32 000 руб. по требованию от 06.09.2017 N 045S01170199882.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25 июня 2018 года, вынесенным в виде резолютивной части по делу N А13-4755/2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что решение управления о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования вынесено правомерно.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не направило.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество является лицом, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) признается страхователем.
В ходе проведенной управлением проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в редакции, действовавшей в спорный отчетный период, установлено, что сведения формы СЗВ-М с типом формы "исходная" за октябрь 2016 года в отношении 64 застрахованных лиц представлены обществом в управление 18.11.2016, в то время как срок представления таких сведений установлен не позднее 10.11.2016.
Выявленное нарушение зафиксировано управлением в акте от 28.06.2017 N 045S18170003769, который получен страхователем 04.07.2017.
По результатам рассмотрения материалов проверки управлением вынесено решение от 10.08.2017 N 045S19170004373, которым общество привлечено к ответственности на основании части третей статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 32 000 руб. (500 руб. х 64 застрахованных лица).
Решение направлено страхователю 18.08.2017.
В требовании от 06.09.2017 N 045S01170199882, направленном в адрес обществу 07.09.2017, страхователю предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок до 26.09.2017.
Управление направило заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с общества финансовой санкции.
Арбитражный суд Вологодской области 05.03.2018 вынес судебный приказ по делу N А13-2476/2018 на взыскание с общества заявленной суммы в полном объеме. В дальнейшем 13.03.2018 судебный приказ отменен.
Поскольку указанное выше требование в добровольном порядке обществом не исполнено, судебный приказ отменен, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, одновременно просило восстановить срок для обращения в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части четвертой статьи 17 данного Закона (в редакции, действовавшей по 31.12.2016) и части третьей названной статьи (в редакции, действующей с 01.01.2017) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Как установлено частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование""), в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Вместе с тем согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, с 01.01.2017 на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, а также с взысканием штрафов, начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации по статье 17 Закона N 27-ФЗ, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе и положения статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В пункте 3 статьи 46 НК РФ установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
Ранее, до 31.12.2016, аналогичная норма содержалась в статье 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", которая применялась при взыскании указанных штрафов в силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ в той же редакции.
Из материалов дела следует, что требование направлено в адрес общества 07.09.2017 (лист дела 28).
Срок исполнения данного требования истек 26.09.2017, следовательно, заявление могло быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате финансовой санкции, то есть в рассматриваемом случае - до 26.03.2017. Однако управление с рассматриваемым заявлением о взыскании с общества 32 000 руб. финансовой санкции обратилось в арбитражный суд лишь 03.04.2018, что подтверждается штампом на первой странице заявления.
При таких обстоятельствах заявление подано по истечении шестимесячного срока, установленного статьей 46 НК РФ для взыскания финансовых санкций в судебном порядке.
В части 1 статьи 115 АПК РФ указано, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Порядок восстановления процессуальных сроков определен в статье 117 указанного Кодекса, согласно части 2 которой пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен в случае признания причин его пропуска уважительными и если не истекли предельные допустимые сроки для его восстановления.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Из перечисленных норм права следует, что ходатайство о восстановлении срока должно содержать причины его пропуска, уважительность которых должна быть подтверждена документально.
Законодательство о страховых взносах не раскрывает понятия уважительности причин пропуска срока, поэтому в каждом конкретном случае суд самостоятельно определяет уважительность (или отсутствие уважительности) причин пропуска срока на обращение в суд с учетом конкретных обстоятельств дела.
При этом судом в качестве уважительной причины пропуска управлением срока может быть признано только наличие обстоятельств, объективно препятствовавших заявителю своевременно обратиться в суд с иском о взыскании с ответчика суммы финансовой санкции.
В рассматриваемом случае управление в ходатайстве о восстановлении срока на обращение в суд сослалось, что определением Арбитражного суда Вологодской области от 13 марта 2018 года судебный приказ по делу N А13-2476/2018 отменен, копия указанного определения получена управлением 20.03.2018.
Пояснений в отношении наличия уважительных причин, препятствующих обращению с заявлением о взыскании финансовых санкций в кратчайший период после отмены судебного приказа, а также соответствующих доказательств наличия таких причин заявителем не приведено и не представлено.
Оценивая уважительность пропуска срока на обращение в арбитражный суд, необходимо исходить из того, что соблюдение срока для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций находилось в пределах контроля управления, которое, зная о существовании установленного законодательством шестимесячного срока для взыскания финансовых санкций в судебном порядке, исчисляемого с момента истечения срока для исполнения требования о добровольной уплате санкций, не предприняло своевременных мер для взыскания указанной задолженности в установленном порядке.
Обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа не является обстоятельством, прерывающим течение установленного налоговым законодательством шестимесячного срока для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций. Управление при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, имело возможность для своевременного обращения в суд.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению заявителя в суд в надлежащем порядке, управлением не представлено. Апелляционная жалоба доводов о соблюдении управлением срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с общества финансовой санкции не содержит.
Поскольку уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с рассматриваемым заявлением апелляционной инстанцией не установлено, то следует признать, что оснований для удовлетворения ходатайства управления о восстановлении срока у суда первой инстанции также не имелось.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуемое решение суда соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Вологодской области от 25 июня 2018 года по делу N А13-4755/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2018 года.
Судья |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-4755/2018
Истец: ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области
Ответчик: ООО УК "Жилкомсервис"
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6504/18