город Омск |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А46-20295/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Аристовой Е.В., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лепехиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8517/2018) акционерного общества "Омскоблводопровод" на решение Арбитражного суда Омской области от 19 июня 2018 года по делу N А46-20295/2017 (судья Ухова Л.Д,), по исковому заявлению акционерного общества "Омскоблводопровод" (ОГРН 1045553004430) к Администрации Исилькульского муниципального района Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица Региональной энергетической комиссии Омской области, о взыскании 924 976 руб. 32 коп.,
при участии в судебном заседании:
представителей акционерного общества "Омскоблводопровод" Ватке Е.Г. по доверенности N 7 от 18.01.2017 сроком действия до 31.12.2018 - до перерыва в судебном заседании, Афониной Е.Г по доверенности N 4 от 05.03.2018 сроком действия до 31.12.2018 - после перерыва,
представителей Администрации Исилькульского муниципального района Омской области Тарасова С.М. по доверенности N 01-27/3 от 09.01.2018 сроком действия до 31.12.2018; Трофимова П.В. по доверенности N 01-27/2 от 09.01.2018 сроком действия до 31.12.2018,
установил:
акционерное общество "Омскоблводопровод" (далее - АО "Омскоблводопровод", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Администрации Исилькульского муниципального района Омской области (далее - Администрация, ответчик) о взыскании стоимости воды, потерянной при транспортировке воды по водопроводным сетям в период с августа 2016 года по июнь 2017 года в размере 924 976 руб. 32 коп.
Определением суда от 20.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - РЭК Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.06.2018 по делу N А46-20295/2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, истец в жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель полагает довод РЭК Омской области о том, что все потери воды включены в тарифы на питьевую воду на 2015-2017 года не соответствует фактическим показателям, основанным на расчетах показаниях приборов учета. По мнению апеллянта, объёмы воды, потерянные в период с августа 2016 года по июнь 2017 года при транспортировке по водопроводным сетям Медвежинского сельского поселения, не включены в тариф и подлежат возмещению ответчиком.
В письменных отзывах ответчик и третье лицо просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
РЭК Омской области, надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании апелляционного суда представитель истца поддержал требования, изложенные в жалобе, представители ответчика высказались согласно отзыву на жалобу.
В судебном заседании, открытом 04.09.2018, в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, объявлен перерыв до 11.09.2018. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, общество в период с августа 2016 года по июнь 2017 года производило отпуск холодной воды для абонентов с. Медвежье Исилькульского муниципального района Омской области по водопроводным сетям. Принадлежность указанных водопроводных сетей ответчику подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права 55АА N 122758 от 26.11.2015).
Как указывает истец, при транспортировке воды в указанный населённый пункт от насосной станции за указанный период потери воды составили 5 551,52 куб.м. на общую сумму 924 976 руб. Указанная сумма является разницей между стоимостью объема воды отпущенного от насосной станции по показаниям приборов учёта и стоимостью объема воды, начисленного абонентам с. Медвежье Исилькульского муинципального района. Данное обстоятельство подтверждают отчёты об объёмах отпущенной воды и начисленной воды населению и юридическим лицам указанного населенного пункта, составленные на основании показаний приборов учёта и ежемесячных сальдовых отчётов по начислению населению и юридическим лицам.
Для сведения и подписания истец направил ответчику акты снятия показаний водомерного узла на насосных станциях от 19.08.2016, 20.09.2016, 20.10.2016, 21.11.2016, 20.12.2016, 20.01.2017, 20.02.2017, 20.03.2017, 20.04.2017, 19.05.2017, 20.06.2017, акты выполненных работ N 12/02129 от 06.09.2016 N 12/02464 от 07.10.2016, N 12/02706 от 07.11.2016, N 12/02925 от 07.12.2016, N 12/00264 от 10.01.2017, N 12/00271 от 06.02.2017, N 12/00493 от 07.03.2017, N 12/00868 от 07.04.2017, N 12/01098 от 05.05.2017, N 12/01344 от 07.06.2017 N 12/01455 от 30.06.2017.
Для оплаты указанных потерь воды АО "Омскоблводопровод" выставлены счета N N 12/02129 от 06.09.2016, 12/02464 от 07.10.2016, 12/02706 от 07.11.2016, 12/02925 от 07.12.2016, 12/00264 от 10.01.2017, 12/00271 от 06.02.2017, 12/00493 от 07.03.2017, 12/00868 от 07.04.2017, 12/01098 от 05.05.2017, 12/01344 от 07.06.2017, 12/01455 от 30.06.2017, которые направлены в адрес Администрации письмом N 09-479 от 14.09.2017.
АО "Омскоблводопровод" в адрес Администрации направлены претензии N N 09-477, 09-483, полученные последней 14.09.2017 и 25.09.2017 соответственно, с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Поскольку претензии истца оставлены Администрацией без исполнения, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении исковых требований явился поводом для подачи истцом апелляционной жалобы, при оценке доводов которой апелляционный суд учел следующее.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом (пункт 75 Основ ценообразования).
К параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования в соответствии с пунктом 79 Основ ценообразования, относятся: базовый уровень операционных расходов; индекс эффективности операционных расходов; нормативный уровень прибыли; показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды).
Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования тарифов не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования.
В соответствии с пунктом 14 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надёжности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утверждённого приказом Минстроя России от 04.04.2014 N 162/пр (далее - Порядок N 162/пр), плановые значения показателей надёжности, качества и энергетической эффективности определяются с учетом фактических значений показателей надёжности, качества и энергетической эффективности за последний отчётный период, по которому имеются подтверждённые фактические данные.
Приказом от 17.12.2014 N 481/74 "Об установлении тарифа на питьевую воду для потребителей акционерного общества "Омскоблводопровод" (далее - Приказ N 481/74) РЭК Омской области установлен и введён в действие с календарной разбивкой тариф на питьевую воду на период с 01.01.2015 по 31.12.2017, утверждена производственная программа АО "Омскоблводопровод", установлены долгосрочные параметры регулирования на 2015-2017 годы для установления тарифов на питьевую воду методом индексации.
РЭК Омской области доля потерь воды определена на основании фактических потерь воды общества за 2013 год, которая составила 39,86% от всего отпуска воды в сеть, в указанном размере утвержден долгосрочный параметр регулирования (уровень потери воды) на 2015-2017 годы. Доля потерь воды определена РЭК Омской области в следующих размерах: в 2015 году - 6 586,2 тыс. куб.м.; в 2016 году - 5 909,4 тыс. куб.м. Фактические объемы потерь воды составили: в 2015 году - 6 400,934 тыс. куб.м.; в 2016 году - 3 760,330 тыс. куб.м. В тарифах, утвержденных приказом N 481/74, включены все потери воды АО "Омскоблводопровод", в том числе и потери по водопроводным сетям Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района.
Приказом РЭК Омской области от 18.12.2017 N 480/78 (далее - приказ N 480/78) установлены тарифы на питьевую воду для потребителей АО "Омскоблводопровод" на 2018-2022 годы. Объемы потерь воды, учтенных в тарифах на 2018-2022 годы, определены РЭК Омской области по результатам фактической деятельности общества за 2016 год.
В соответствии со статьей 31 Закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности относится, в том числе холодное водоснабжение. В сфере холодного водоснабжения регулированию, в частности, подлежит тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тариф на водоотведение.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона N 416-ФЗ, в частности методом индексации.
В соответствии со статьей 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Долгосрочные параметры регулирования тарифов не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по основаниям, установленным пунктом 33 Основ ценообразования.
Пунктом 14 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
На основании пунктов 24, 25 Правил регулирования тарифов выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания N 1746-э), пунктом 4 которых установлено, что расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Согласно пункту 4 Методических указаний N 1746-э расчетные объемы отпуска воды, оказываемых услуг определяются в соответствии с таблицей "Баланс водоснабжения" (приложение 1 к названным указаниям).
Пунктом 8 Порядка N 162/пр предусмотрено, что показателем энергетической эффективности является в том числе доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть (в процентах).
В соответствии с пунктом 14 Порядка N 162/пр плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности определяются с учетом фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности за последний отчетный период, по которому имеются подтвержденные фактические данные.
В силу пункта 4.1 Методических указаний N 1746-э фактический объем воды, отпущенной абонентам, определяется по предъявленным абонентам счетам за расчетный период.
Из приведенных норм права следует, что долгосрочные параметры регулирования тарифов устанавливаются на основании данных о фактической деятельности регулируемой организации за предшествующие три года.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу, что с учетом сведений материалов тарифного регулирования, правовой позиции регулирующего органа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в тарифе, утвержденном приказом N 481/74, фактически включены все потери воды, в том числе и потери по водопроводным сетям Медвежинского сельского поселения Исилькульского муниципального района.
При таких обстоятельствах, отказав в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционным жалобам в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 19 июня 2018 года по делу N А46-20295/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
Е. В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.