г. Владимир |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А79-3611/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2018.
Полный текст постановления изготовлен 18.09.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Шумерлинское производственное управление "Водоканал" (ИНН 2125001099, ОГРН 1022103028584) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.06.2018 по делу N А79-3611/2018, принятое судьей Баландаевой О.Н. по заявлению муниципального унитарного предприятия "Шумерлинское производственное управление "Водоканал" о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Чувашской Республике.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Чувашской Республике - Озыкова Н.И. по доверенности от 09.01.2018 N 01-23/00010.
Муниципальное унитарное предприятие "Шумерлинское производственное управление "Водоканал" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в ходатайстве от 27.08.2018 N 616 просило рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Чувашской Республике, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Шумерлинское производственное управление "Водоканал" (далее - МУП "ШПУ "Водоканал", Предприятие) зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 8 по Чувашской Республике (далее - налоговый орган, Инспекция) 05.09.2012 за основным регистрационным номером 1022103028584.
МУП "ШПУ "Водоканал" не обеспечено исполнение обязанности по уплате самостоятельно исчисленных налогов в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В связи с неисполнением МУП "ШПУ "Водоканал" требований об уплате налогов, пени Инспекцией вынесены решения о взыскании налоговой задолженности за счет денежных средств налогоплательщика и принято 132 решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств на общую сумму 20 161 744 руб. 89 коп. (по состоянию на 10.05.2018), которые направлены в Сибирский банк реконструкции и развития (общество с ограниченной ответственностью).
В соответствии с приказом Центрального Банка Российской Федерации от 06.02.2018 N ОД-280 у Сибирского банка реконструкции и развития (общество с ограниченной ответственностью) с 06.02.2018 отозвана лицензия на осуществление банковских операций и аннулирована лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Посчитав, что принятые Инспекцией решения о приостановлении операций по расчетным счетам в Сибирском банке реконструкции и развития (общество с ограниченной ответственностью) (далее - Банк СБРР (ООО) лишают Предприятие возможности открыть расчетные счета в другом банке и выполнять уставную деятельность, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в непринятии решения об отмене приостановлений операций по расчетным счетам налогоплательщика, открытых в Банке СБРР (ООО), и обязать Инспекцию снять приостановление операций по расчетным счетам налогоплательщика, открытым в Банке СБРР (ООО) за период с 08 мая 2014 года по 30 января 2018 года.
Решением от 27.06.2018 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в удовлетворении заявленных требований Предприятию отказал.
Предприятие обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы обращает внимание суда на то, что у Банка СБРР (ООО) отозвана лицензия и 05.03.2018 ведена процедура конкурсного производства. Поскольку взыскание налогов и пеней Инспекцией не производится, предусмотренные статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) основания для приостановления операций по расчетным счетам Предприятия отсутствуют. По мнению заявителя апелляционной жалобы, со стороны налогового органа имеет место злоупотребление правом. Кроме того, приостановление операций препятствует исполнению решения суда о взыскании задолженности, ведению Предприятием деятельности.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 33 НК РФ должностные лица налоговых органов, реализуя в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов, обязаны действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном Кодексом.
В соответствии с главой 11 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Пунктом 1 статьи 76 НК РФ установлено, что приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи (в связи с непредставлением налогоплательщиком-организацией налоговой декларации) и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 названного Кодекса (в качестве обеспечительной меры для исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности).
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 76 НК РФ приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в пунктах 3.1, 7-9 настоящей статьи и в пункте 10 статьи 101 НК РФ, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами (пункт 9.1 статьи 76 НК РФ).
При этом такое основание для отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации, как отзыв у банка лицензии, налоговым законодательством не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 12 статьи 76 НК РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, банки не вправе открывать этой организации и этим лицам счета и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.
Судом установлено и участвующими в деле не оспаривается, что Предприятие в нарушение требований статьи 45 НК РФ по состоянию на 01.02.2018 не уплатило налоговую задолженность в общей сумме 31 400 951 руб. 35 коп., в том числе налоги - 23 645 668 руб. 40 коп., пени - 4 604 704 руб. 09 коп., штрафы - 3 150 578 руб. 86 копеек.
Факт наличия задолженности по оплате налогов, пени и штрафов, правомерность принятия Инспекцией в порядке статьи 76 НК РФ соответствующих решений о приостановлении операций по расчетным счетам, открытым в Банке СБРР (ООО) за период с 08.05.2014 по 30.01.2018, Предприятием не оспаривается.
Из представленных в материалы дела налоговым органом документов судом первой инстанции установлено, что Инспекцией в порядке статей 45, 46, 47 НК РФ принимались соответствующие меры принудительного взыскания: на расчетный счет выставлены инкассовые поручения, приостановлены операции по расчетным счетам в Банке СБРР (ООО), в службу судебных приставов направлены постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Нормы Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в любом случае не предусматривают отмены приостановления операций по расчетным счетам должника, произведенного налоговым органом до введения наблюдения, и не запрещают применять его в этой процедуре.
Принимая во внимание факт частичного погашения третьим лицом долга Предприятия по уплате налога, сбора, пени, штрафа (за период с 31.01.2018 по 05.06.2018 было оплачено 42 518 руб. 97 коп.), довод заявителя жалобы о невозможности исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафа в связи с отзывом лицензии у кредитной организации на осуществление банковских операций, в котором открыты расчетные счета, а открытие нового счета в другой кредитной организации не представляется возможным в виду прямого запрета пункта 12 статьи 76 НК РФ, является необоснованным.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба Предприятия по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Уплата государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относится на Предприятие. Поскольку Предприятию была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит взысканию с Предприятия в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.06.2018 по делу N А79-3611/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Шумерлинское производственное управление "Водоканал" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Шумерлинское производственное управление "Водоканал" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.