г. Пермь |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А71-3021/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Голубцова В. Г., Савельевой Н. М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Ситниковой Т. В.
при участии:
от заявителя - Воткинского районного потребительского общества (ОГРН 1021801059598, ИНН 1804000370): Михеев А. С., предъявлен паспорт, доверенность от 04.04.2018
от заинтересованных лиц:
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по городу Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонного): не явились
Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования по Удмуртской Республике (ОГРН 1021801655864, ИНН 1831015135): не явились
от третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Удмуртской Республике: не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по городу Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонного)
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 21 июня 2018 года по делу N А71-3021/2018,
принятое судьей Коковихиной Т. С.,
по заявлению Воткинского районного потребительского общества
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по городу Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонному), Государственному учреждению - регионального отделения Фонда социального страхования по Удмуртской Республике
с участием третьего лица: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Удмуртской Республике
о признании недействительными ненормативных актов в части,
установил:
Воткинское районное потребительское общество (далее - заявитель, Воткинское РАЙПО) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по городу Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонного) (далее - пенсионный фонд) от 19.02.2018 N 019S12180000036 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов в сумме 454 134,70 руб., в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ в сумме 367 654 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 86 480,70 руб., штрафов и пени на эти суммы; снижении размера начисленных штрафных санкций до 10 % от начисленных сумм.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.03.2018 заявление принято, возбуждено производство по делу N А71-3021/2018 (т. 1 л.д. 1-3).
Также Воткинское РАЙПО обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании частично недействительным решения филиала N 6 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике г. Воткинск от 19.03.2018 N 3 в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ в сумме 47 843,68 руб., соответствующих сумм штрафов и пени; снижении размера начисленных штрафных санкций до 10 % от начисленных сумм.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.03.2018 заявление принято, возбуждено производство по делу N А71-4515/2018. Этим же определением дело N А71-4515/2015 объединено с делом N А71-3021/2018 для совместного рассмотрения; объединенному делу присвоен N А71-3021/2018 (т. 2 л.д. 71-73).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Удмуртской Республике (т. 3 л.д. 177-178).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.05.2018 произведена замена ненадлежащего ответчика - филиала N 6 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике на надлежащего - Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования по Удмуртской Республике (далее - отделение Фонда социального страхования) (т. 8 л.д. 108-110).
С учетом ходатайства об уточнении заявленных требований, принятого судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (т. 8 л.д. 118-119, 140-141), заявитель просил признать недействительными решение пенсионного фонда от 19.02.2018 N 019S12180000036 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов в сумме 345 172,70 руб., соответствующих сумм штрафов и пени, снижении размера начисленных штрафных санкций до 10 % от начисленных сумм и решение отделения Фонда социального страхования от 19.03.2018 N 3 в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ в сумме 36 889,80 руб., соответствующих сумм штрафов и пени, снижении размера начисленных штрафных санкций до 10 % от начисленных сумм.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 июня 2018 года по делу N А71-3021/2018, принятым судьей Коковихиной Т. С., заявленные требования удовлетворены частично: решение пенсионного фонда признано недействительным в части начисления страховых взносов в сумме 345 172 руб. 70 коп. соответствующих сумм пени, штрафа, а также в части привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере, превышающем 12 280 руб. 30 коп.; решение отделения Фонда социального страхования признано недействительным в части начисления страховых взносов в сумме 36 889 руб. 80 коп., соответствующих сумм пени и штрафа, а также в части привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере, превышающем 1 133 руб. 90 коп. На заинтересованных лиц возложена обязанность устранить нарушенные права и законные интересы Воткинского РАЙПО. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заинтересованное лицо приводит доводы о том, что исполненные Воткинским РАЙПО договоры дарения денежных средств своим работникам совершены с целью прикрыть выплаты, начисленные организацией в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. В ходе проверки установлено, что суммы выплат по договорам дарения рассчитаны в зависимости от стажа работы на предприятии и должности работников, соответственно, при распределении денежных средств учитывалось встречное обязательство работников. В этой связи полагает, что подарочные денежные средства являются частью системы оплаты труда и носят стимулирующий характер, а договоры дарения составлены с целью ухода от обложения страховыми взносами выплат в пользу физических лиц.
Отделение Фонда социального страхования представило письменный отзыв, в котором доводы жалобы пенсионного фонда поддерживает, просит жалобу удовлетворить, обжалуемый судебный акт отменить в части, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Воткинское РАЙПО представило письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы; решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Третье лицо письменный отзыв на жалобу не представило.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда поддержал довод письменного отзыва.
Заинтересованные лица, третье лицо явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, что в силу частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании решения начальника УПФР по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонного) о проведении выездной проверки от 23.10.2017 N 019V02170000431 пенсионным фондом с 23.10.2017 по 22.12.2017 проведена выездная проверка Воткинского РАЙПО по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 11.01.2018 N 019V10180000005 (т. 1 л.д. 16-25).
По итогам проведенной проверки сделан вывод о занижении Воткинским РАЙПО базы для начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, обязательному медицинскому страхованию за 2014-2016 г.г. на 1 861 231,74 руб., в том числе, за 2014 г. - 423 731,74 руб., за 2015 год - 773 500 руб., за 2016 г. - 664 000 руб.,, которое произошло в результате не начисления страховых взносов на суммы выплат по договорам дарения, заключенным с работниками Воткинского РАЙПО.
19.02.2018 пенсионным фондом вынесено решение N 019S12180000036 о привлечении Воткинского РАЙПО как плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выразившегося в неполной уплате сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в виде штрафа в размере 75 752,50 руб., также обществу начислены пени в сумме 57 434,76 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 492 054,81 руб. (т. 1 л.д. 37-48).
Также на основании решения директора филиала N 6 государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике от 23.10.2017 N 36 в период с 23.10.2017 по 19.01.2018 отделением Фонда социального страхования проводилась выездная проверка Воткинского РАЙПО по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
Результаты проверки отражены в акте от 08.02.2018 N 2 (т. 2 л.д. 80-83).
В результате указанной проверки отделением Фонда социального страхования, в том числе установлено, что Воткинским РАЙПО допущено занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2014 год на 415 920 руб., за 2015 год - на 761 500 руб., за 2016 год - на 664 000 руб. в результате неначисления страховых взносов на суммы выплат по договорам дарения, заключенным с работниками Воткинского РАЙПО.
По результатам рассмотрения материалов проверки филиалом N 6 отделения Фонда социального страхования принято решение от 19.03.2018 N 3 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ в размере 7 745,90 руб., ему начислены пени в сумме 1 715,10 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 50 482,68 руб. (т. 2 л.д. 93-97).
Воткинское РАЙПО, полагая, что решения пенсионного фонда от 19.02.2018 N 019S12180000036 и отделения Фонда социального страхования от 19.03.2018 N 3 являются незаконными в части, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом уточнения заявленных требований).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исследовав спорные договоры дарения, а также послужившие для их заключения основания, пришел к выводу о недоказанности заинтересованными лицами того, что данные подарки являлись вознаграждением за труд, носили компенсирующий или стимулирующий характер. Оснований для удовлетворения требований в части снижения штрафных санкций до 10 % от начисленных сумм, суд не установил, вместе с тем, счел возможным исходя из принципа справедливости и соразмерности наказания уменьшить размер штрафа в два раза.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), являющегося действующим в период спорных правоотношений, данный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Статья 15 Трудового кодекса РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом, в том числе в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно пункту 1 статьи 572 Гражданского кодекса РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В статье 128 Гражданского кодекса РФ определено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Из смысла приведенных выше правовых норм следует, что не подлежат обложению страховыми взносами выплаты, произведенные по договорам дарения, если такая передача имущества осуществлялась вне рамок трудового, либо гражданско-правового договора, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг (часть 3 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ).
В ходе проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов заинтересованными лицами установлено, что в 2014-2016 г.г. Воткинским РАЙПО с работниками заключались договоры дарения денежных средств, по условиям которых Воткинское РАЙПО (даритель) безвозмездно передает одаряемым (конкретным работникам Воткинского РАЙПО) денежные средства. Выплаты в виде денежных подарков производились работникам через кассу организации по расходным ордерам. Передача подарков оформлялась расписками (т. 4 л.д. 42 оборот-154, т. 5, т. 6 л.д. 14-150, т. 7).
Всего, по данным пенсионного фонда, отраженным в оспоренном в части решении, в 2014 г. работникам было подарено - 415 200 руб., в 2015 г. - 815 500 руб., в 2016 г. - 664 000 руб.
По мнению проверяющих органов, на основании постановлений Правления Воткинского РАЙПО N 6-П от 25.12.2013, N 8-П от 22.12.2016 и постановлений Совета Воткинского РАЙПО N 17-С от 15.12.2014, N 18-С от 23.12.2015 работники заявителя фактически поощрены денежными подарками в связи с новогодними праздниками; на основании распоряжений председателя Совета Воткинского РАЙПО N 467-С от 31.12.2013, N 310-С от 23.12.2016, постановления Совета N 17-С от 15.12.2014 - за высокие результаты в работе.
В указанных распоряжениях и постановлениях денежные подарки предусмотрены за участие в различных конкурсах, соревнованиях, общественных мероприятиях, работникам предусмотрены поощрения в связи с бракосочетанием, годовщиной свадьбы, рождением ребенка, поступлением детей в учебные заведения.
При этом, как указывают заинтересованные лица в решениях, Положением об оплате труда и мотивации работников Воткинского РАЙПО (приложение N 6 к Положению "Положение о выплате единовременной премии") сотрудникам предусмотрены выплаты единовременных премий за активное участие в организации и проведении ярмарок, конкурсов, выставок, семинаров, совещаний, за классные места по результатам финансово-хозяйственной деятельности и проводимых конкурсах, смотрах, к государственным и профессиональным праздникам; а также выплаты материальной помощи работникам в связи с празднованием юбилейных дат, рождением ребенка, заключением брака, смертью близких родственников, поступлением ребенка в первый класс общеобразовательной школы. В связи с чем, заинтересованными лицами сделаны выводы о фактической выплате денежных средств по договорам дарения по данным основаниям.
Кроме того, из анализа договоров дарения денежных средств за 2014-2016 г.г., карточек счета 50, 91, 73.03, сводных ведомостей по видам начислений, удержаний, прочих доходов, выплат за 2014-2016 г.г., приказов о приеме на работу, документов по стажу - трудовых договоров, сделаны выводы о том, что размер выплаты денежных средств работникам по договорам дарения определен в зависимости от занимаемой должности и стажа работы.
Установив, что выплаты производились сотрудникам не в одинаковом размере, при этом, размер выплат связан со стажем работы в организации и занимаемой должностью работника, заинтересованные лица пришли к выводам о том, что указанные выплаты напрямую связаны с выполнением работниками своих трудовых обязанностей и носят стимулирующий характер.
Отсутствие учета данных выплат в качестве объекта обложения страховыми взносами и невключения в базу для начисления страховых обусловили выводы о необоснованном занижении страхователем облагаемой база для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию, что явилось основанием для доначисления недоимки, соответствующих сумм пени и штрафных санкций.
Из материалов дела следует, что заявителем оспаривается только часть выводов проверяющих органов относительно переквалификации указанных выплат в пользу работников по договорам дарения в выплаты, связанные с оплатой труда. Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда указал, что Воткинским РАЙПО не оспаривается факт безвозмездной передачи работникам части выплат, связанных с производственными процессами; в указанной части решения заинтересованных лиц не оспариваются.
Судом первой инстанции установлено, из материалов дела следует, что заявителем оспаривается доначисление страховых взносов, произведенное на следующие выплаты (расчет оспариваемых сумм страховых взносов за 2014-2016 г.г. - т. 8 л.д. 121-126).
В 2014 г. в связи с награждением работников Воткинского РАЙПО подарками на общую сумму 329 200 руб. на основании постановления Правления Воткинского РАЙПО от 25.12.2013 N 6-П (т. 1 л.д. 51-53), постановления Совета Воткинского РАЙПО от 15.12.2014 N 17-С (т. 1 л.д. 95-98) за участие в конкурсах: "Оч.умелые ручки", на лучшее оформление праздничного стола, "Лучшая бабушка", "Новогодняя маска", "Блинный переполох", "Дары осени", снежных фигур, фотоснимков на тему "Спортсмены среди нас", за участие, организацию и проведение соревнований по волейболу, за активное участие в жизни ветеранской организации и в связи с празднованием дня пожилых людей, за популяризацию скандинавской ходьбы среди семей сотрудников, за призовые места в соревнованиях по мини-футболу, в эстафете "Веселые старты", за организацию и проведение эстафеты.
В 2015 г. в связи с награждением работников Воткинского РАЙПО подарками на общую сумму 584 500 руб. на основании Постановления Совета Воткинского РАЙПО от 23.12.2015 N 18-С (т. 1 л.д. 95-98) за призовые места за участие в лыжной эстафете, в конкурсе народного творчества, посвященного юбилею П. И. Чайковского, в конкурсе чтецов к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, в турслете, в командных соревнованиях по шашкам, в конкурсе "Новогоднее поздравление", за участие в общественном мероприятии по уборке на захоронениях ветеранов, победителю новогоднего бала в номинации "Маска".
В 2016 г. в связи с награждением работников Воткинского РАЙПО подарками на общую сумму 360 000 руб. на основании постановления Правления Воткинского РАЙПО от 22.12.2016 N 8-П (т. 1 л.д. 119-121) за призовые места за участие в конкурсе ко Дню защитника, в конкурсе творчества, посвященного Дню пожилых людей, в спортивных командных соревнованиях, в конкурсе коллажей, в конкурсе карнавальных костюмов, в конкурсе "Рыбалка", за участие в конкурсе "Рыбалка" номинация "За волю к победе", приз зрительских симпатий "Самая юная Снегурочка".
Тем самым, оспоренные подарки работникам Воткинского РАЙПО осуществлены по результатам конкурсов, спортивных соревнований, за участие в общественных мероприятиях.
Факт участия работников Воткинского РАЙПО в соревнованиях, конкурсах подтвержден заявителем представленными в материалы дела благодарностями, грамотами, дипломами, публикацией в Информационном вестнике Удмуртской Республиканской организации Российского профессионального союза работников потребительской кооперации и предпринимательства (т. 8 л.д. 15-28) и заинтересованными лицами не опровергнут.
Спортивные соревнования, конкурсы проводились в соответствии с Положениями, итоги конкурсов, соревнований оформлены протоколами конкурсных комиссий (т. 1 л.д. 54-94, 99-118, 122-139).
В материалы дела представлены выписки из протоколов заседаний профкома объединенной первичной профсоюзной организации Воткинского РАЙПО от 15.12.2014 N 11, от 22.12.2015 N 12, от 21.12.2016 N 11 (т. 8 л.д. 10-14), в соответствии с которыми профком постановляет ходатайствовать перед Советом РАЙПО об установлении призовых выплат сотрудникам РАЙПО за участие в конкурсах, спортивных соревнованиях.
Заявитель настаивает на том, что оспоренные им суммы подарков не зависели от окладов работников, степени их трудового участия, а определялись исходя из призового места, занятого по итогам состязательного соревнования, конкурса и степени участия в данных конкурсах, соревнованиях.
Результаты исследования и оценки указанных доводов заявителя, подтверждаемых представленными доказательствами о подготовке к вышеуказанным мероприятиям, их проведении, результатах и награждении отличившихся сотрудников, принятии решений о поощрении, позволяют апелляционному суду, как и суду первой инстанции, прийти к выводу о том, что суждения заинтересованных лиц в оспариваемых решениях о зависимости, в том числе спорных выплат от занимаемой должности и стажа работы, их стимулирующего или компенсирующего характера за выполнение трудовых обязанностей, документально не подтверждены. Из оспариваемых решений не представляется возможным установить, на основании чего, в том числе в отношении спорных подарков проверяющими сделаны соответствующие суждения. Алгоритм зависимости размера спорных подарков от занимаемой должности и стажа работы, на основании которого обусловлены соответствующие выводы, в решениях не описан. В решении пенсионного фонда в качестве примера зависимости размера выплат денежных средств по договорам дарения от занимаемой должности и стажа работы приведены выплаты за 2015 г. лишь в отношении 15 работников, при этом, выводы в отношении выплат по трем из них заявителем не оспариваются; проведенный судом анализ по другим работникам (страница 10 обжалуемого решения) о соответствующей зависимости не свидетельствует. Оснований для распространения выводов о выплатах в 2015 г., произведенных 15 работникам и выявленной пенсионным фондом некой зависимости выплат от стажа, должности работника, не нашедшей подтверждения проведенным судом анализом, на весь проверяемый период 2014-2016 г.г., не имелось.
При совокупности изложенного, заявитель документально подтвердил, что осуществление дарения спорных денежных средств было обусловлено не исполнением работниками трудовых обязанностей, а степенью их участия в различных общественных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, проводимых в соответствии с Положениями, итоги которых фиксировались протоколами конкурсных комиссий, а размер призовых выплат определялся постановлениями Правления, Совета Воткинского РАЙПО.
Оснований для отнесения оспоренных, безвозмездно переданных денежных средств, к выплатам, предусмотренным приложением N 6 к Положению об оплате труда работников Воткинского РАЙПО (т. 1 л.д. 140), также не имеется, на что верно указал суд первой инстанции, руководствуясь следующим.
Пунктом 1 Положения предусмотрено, что единовременная премия начисляется и выплачивается в целях поощрения коллективов и отдельных работников за выполнение мероприятий, направленных на улучшение хозяйственно-финансовой деятельности, изыскание резервов экономного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, увеличение доходности.
Выплата премии относится к выплатам стимулирующего характера и включается в себестоимость продукции (работ, услуг) (п. 2 Положения).
Доказательств того, что выдача спорных сумм подарков соответствует целям, указанным в п. 1 Положения и спорные суммы подарков были учтены заявителем в себестоимости продукции (работ, услуг), как это предусмотрено в п. 2 Положения, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено.
Сам по себе факт осуществления выплат в конце года обстоятельством, свидетельствующем о мнимом характере данных выплат, не является и объясняется, в частности, пояснениями заявителя о том, что финансирование расходов на выплату подарков производилось за счет прибыли предприятия, оставшейся после уплаты налогов с учетом финансовых возможностей Воткинского РАЙПО.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что доначисление обществу сумм страховых взносов в оспоренной части, соответствующих пеней и штрафа произведено заинтересованными лицами необоснованно, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования о признании недействительными решений пенсионного фонда от 19.02.2018 N 019S12180000036 и отделения Фонда социального страхования от 19.03.2018 N 3.
При принятии решения по требованию в части снижения штрафных санкций до 10 % от начисленных сумм, суд установил наличие обстоятельств, смягчающих ответственность заявителя (совершение правонарушения впервые, социально-значимая деятельность РАЙПО, тяжелое финансовое положение) и уменьшил размер штрафов по ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ, пересчитав их с учетом принятого решения по делу, в 2 раза, не установив оснований для уменьшения штрафа до 10 % от начисленных сумм.
Судом апелляционной инстанции правовых оснований для дальнейшего снижения сумм штрафов не установлено.
По мнению апелляционного суда, снижение штрафов в два раза с учетом смягчающих обстоятельств, установленных судом, является достаточной мерой соблюдения прав заявителя.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В удовлетворении апелляционной жалобы пенсионного фонда следует отказать.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 июня 2018 года по делу N А71-3021/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Е. Васева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.