г. Пермь |
|
19 сентября 2018 г. |
Дело N А71-3312/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.О.
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Территориального органа Администрации города Администрации Октябрьского района города Ижевска,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 июля 2018 года,
принятое судьей Валиевой З.Ш. по делу N А71-3312/2018,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" (ИНН 1841022974, ОГРН 1111841013811)
к Территориальному органу Администрации города Администрации Октябрьского района города Ижевска (ИНН 1831115080, ОГРН 1061831038004)
о признании незаконным бездействия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" (далее -ООО "УК-Ижкомцентр", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального органа Администрации города Администрация Октябрьского района города Ижевска (далее - администрация района, ответчик), выразившееся в нарушении порядка и сроков возврата заявки заявителю (с учетом изменения иска, принятого арбитражным судом к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.07.2018 (резолютивная часть решения объявлена 02.07.2018) исковое требование удовлетворено, бездействие ответчика, выразившееся в нарушении порядка и сроков возврата заявки обществу, признано незаконным, на него возложена обязанность по устранению названного нарушения прав и законных интересов ответчика.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и вынести новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о несогласии с выводом суда первой инстанции о бездействии ответчика в отсутствие доказательств направления письма об отказе в участии дворовых территорий МКД по адресу: ул. Карла Маркса, 444, 446 в Программе в адрес заявителя в установленный пунктом 2.3.3 Порядка срок. Апеллянт также не согласен с оценкой суда представленной им в качестве доказательства по делу копии реестра отправки писем. По утверждению заявителя жалобы, отправка письма N 09-15 от 27.11.2017 осуществлялась простой почтой через почтовый ящик, а не почтовое отделение, каких-либо отметок об отправке в таком случае не предусматривается. В письме N 09-15 от 27.11.2017 указано, что заявитель может получить заявку в каб. 411 ежедневно с 14.00 до 16.00. В связи с чем, как полагает заявитель жалобы, бездействие ответчика, выразившееся в нарушении порядка и сроков возврата заявки обществу, материалами дела не доказано.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 123, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании принятых решений о выборе способа управления - управляющей компанией, собственниками жилых домов N N 444, 446 по ул. К. Маркса в качестве управляющей компании избрано ООО "УК-Ижкомцентр". Данные решения оформлены протоколами общих собраний собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома от 15.01.2012, проведенных по форме заочного голосования (л.д. 9-11, 14-16). Между ООО "УК-Ижкомцентр" и собственниками помещений также заключены договоры управления многоквартирным домом от 01.04.2012 и от 01.04.2012 (л.д. 12-13, 17-18).
Собственниками помещений жилых многоквартирных домов N N 444, 446 по ул. К. Маркса на общих собраниях были приняты решения о включении дворовой территории в муниципальную программу "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Город Ижевск" на 2018 - 2022 гг.", формируемую в рамках приоритетного проекта "ЖКХ и городская среда".
Указанные решения были оформлены протоколами общих собраний собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома N 1 от 14.11.2017 (л.д. 19-31).
В связи с этим заявитель направил 20.11.2017 в Администрацию Октябрьского района г. Ижевска заявку о включении дворовой территории в вышеуказанную муниципальную программу (л.д. 32-33).
Как утверждает заявитель, в нарушение пункта 2.3.3 Порядка и сроков представления, рассмотрения и оценки предложений администрация района не возвратила заявителю заявку в установленный законом срок. Считая бездействие администрации незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Удовлетворение требования заявителя суд первой инстанции мотивировал выводами о доказанности совокупности предусмотренных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований признания незаконным бездействия ответчика, выразившегося в нарушении порядка и сроков возврата заявки заявителю.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом (действиями) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 постановления Администрации города Ижевска от 29.09.2017 N 428 "О реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды на территории муниципального образования "Город Ижевск" на 2018 - 2022 гг." утвержден Порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Город Ижевск" па 2018 - 2022 гг.".
В пункте 1.2 Порядка представления, рассмотрения и оценки предложений даны следующие определения: Программа - муниципальная программа "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Город Ижевск" на 2018 - 2022 гг.";
Заинтересованные лица - управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, уполномоченное собственниками помещений лицо, обратившиеся с заявкой па включение дворовой территории в муниципальную программу "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Город Ижевск" на 2018 - 2022 гг." по МКД, образующим дворовую территорию.
В силу пункта 2.1 Порядка представления, рассмотрения и оценки предложении для включения дворовой территории в Программу заинтересованные лица представляют согласно территориальному расположению дворовой территории в соответствующую Администрацию района города Ижевска (далее - Администрация района) заявку (в двух экземплярах) по форме приложения N 2 к настоящему Порядку с приложением документов, указанных в приложениях N 1, 3 к настоящему Порядку, заявки принимаются с 14.00 часов 2 октября 2018 года до 16.00 часов 30 ноября 2018 года.
Пунктом 2.3 Порядка представления, рассмотрения и оценки предложений (в редакции, действующей на момент подачи заявителем заявки) установлено, что Администрация района: обеспечивает прием и регистрацию заявок. Поступившие заявки заинтересованных лиц регистрируются в день их поступления в журнале регистрации заявок с указанием порядкового регистрационного номера, даты и времени представления заявки, адреса МКД, дворовая территория которого предлагается к включению в Программу, фамилии, имени, отчества представителя, доставившего заявку. На обоих экземплярах заявки проставляется регистрационный номер, дата и время представления заявки.
Один экземпляр заявки возвращается представителю (пункт 2.3.1); осуществляет рассмотрение и оценку заявок заинтересованных лиц на предмет соответствия заявки и прилагаемых к ней документов установленным настоящим Порядком требованиям (пункт 2.3.2); в течение 5 рабочих дней с момента регистрации заявки возвращает заявку заинтересованным лицам в случае представления заявки после окончания срока подачи, указанного в пункте 2.1 настоящего Порядка, и в случае представления заявки и прилагаемых документов, не соответствующих требованиям настоящего Порядка и действующего законодательства (пункт 2.3.3); для рассмотрения заявок заинтересованных лиц и формирования Перечня создает комиссию, состав - с участием представителей Управления благоустройства и транспорта, Управления ЖКХ, Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска, порядок работы которой утверждается распоряжением Главы Администрации района (далее - Комиссия). Председателем Комиссии является Глава Администрации района (пункт 2.3.4); направляет 5 декабря 2017 года в Комиссию заявки заинтересованных лиц, поступившие в сроки, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка и соответствующие требованиям настоящего Порядка, и список дворовых территорий, составленный согласно пунктам 1.5, 1.6, 1.7 настоящего Порядка, с
указанием заявленной стоимости работ (пункт 2.3.5).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия) государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В данном случае заявитель обязан представить доказательства, что оспариваемое бездействие нарушает его права и законные интересы, в то время как обязанность доказывания совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доводы апелляционной жалобы, фактически сводящиеся к перекладыванию своего бремени доказывания на арбитражный суд, не соответствуют вышеприведенным положениям арбитражного процессуального законодательства, а потому подлежат отклонению.
Из материалов дела следует, что администрация района отказала в участии дворовых территорий МКД, расположенных по адресу: ул. Карла Маркса, 444, 446, в Программе по следующим основаниям: оформление заявки не соответствует Приложению N 2 к Порядку, в заявке неверно указана потребность в финансировании по бюджетам и расчет по минимальному и дополнительному перечню видов работ, что подтверждается письмом N 09-15 от 27.11.2017. В письме указано, что заявитель может получить заявку в каб. 411 ежедневно с 14.00 до 16.00.
Судом первой инстанции верно и обоснованно сделан вывод о том, что ответчиком не представлено доказательств о направлении письма N N 09-15 от 27.11.2017 в адрес заявителя в срок, установленный пунктом 2.3.3 Порядка представления, рассмотрения и оценки предложений. Следовательно, заявитель также не мог знать о возможности самостоятельного получения им подлежащей возврату заявки в установленном месте и в установленное время.
При этом суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал верную правовую оценку представленному ответчиком доказательству. Представленная в материалы дела копия реестра отправки писем не подтверждает факт извещения заявителя о возврате заявки, поскольку указанный реестр штампа Почты России не содержит, почтовая квитанция в материалы дела не представлена. Доводы апеллянта об извещении заявителя о возврате заявки простой почтой через почтовый ящик также не нашли своего документального подтверждения, иные доказательства, подтверждающие направление письма N 09-15 от 27.11.2017 в адрес заявителя ответчиком не представлены (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Факт своевременного извещения заявителя о возврате заявки опровергается письмом N исх-0069 от 16.01.2018, направленным обществом "УК-Ижкомцентр" в адрес Администрации Октябрьского района (л.д. 34). В ответ на указанное письмо администрация района направила письмо от 14.02.2018 N 08/01-28/0587, в котором известила об отказе во включении дворовых территорий вышеназванных многоквартирных домов в участии в Программе.
Письмо ответчика N 08/01-28/0587 от 14.02.2018 признается апелляционной коллегией достоверным доказательством извещения заявителя о возврате заявки при наличии на нем штампа входящей корреспонденции общества, датированного 16.02.2018 (л.д. 35). Иное суду не доказано (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с чем суд первой инстанции с учетом положений пункта 2.5 Порядка обоснованно отметил, что бездействие Территориального органа Администрации города Администрация Октябрьского района города Ижевска по невозврату в установленный срок заявки нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку лишает возможности повторного направления заявки после устранения выявленных замечаний. В случае получения заявки с письмом N09-15 от 27.11.2017 заявитель имел бы возможность до 16.00 час. 30.11.2017 повторно подать доработанную заявку на включение дворовой территории в Программу.
Таким образом, совокупность предусмотренных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания бездействия администрации судом первой инстанции установлена и подтверждена материалами дела. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 июля 2018 года по делу N А71-3312/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.