город Ростов-на-Дону |
|
19 сентября 2018 г. |
дело N А53-7513/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ламбрианиди А.А.,
при участии:
от заявителя - Рябовой Н.В. по доверенности от 22.02.2018,
от заинтересованного лица - Лазюта А.И. по доверенности от 18.10.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АгроХолод"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.06.2018 по делу N А53-7513/2018,
принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгроХолод"
к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Азовском районе Ростовской области
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АгроХолод" (далее - заявитель, общество, ООО "АгроХолод") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Азовском районе Ростовской области (далее - управление) о признании недействительным решения от 27.12.2017 N 071S191700035387.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.06.2018 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Азовском районе Ростовской области от 27.12.2017 N 071S191700035387 недействительным в части назначения штрафа и уменьшил его размер до 13 400 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "АгроХолод" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что сведения о работниках - пенсионерах поступили в пенсионный фонд за сентябрь 2017 года 16.10.17, т.е. в срок, установленный законом. Так как сведения о работе пенсионеров разносятся автоматизировано на индивидуальные счета работников независимо от региона, в котором работник осуществляет свою трудовую деятельность, в данном конкретном случае не имеет существенного значения, в какое территориальное отделение Пенсионного фонда поступили сведения. Следовательно, территориальное отделение ПФР с учетом даты направления обществом отчета (16.10.2017 в г. Тамбов и 08.11.2017 в г. Азов) не могло выплатить повышенную сумму страховой пенсии работникам общества. Таким образом, препятствий для освобождения общества от ответственности не имеется.
В возражении на апелляционную жалобу государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азовском районе Ростовской области указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Азовском районе Ростовской области проведена камеральная проверка в отношении ООО "АгроХолод" на предмет правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
По итогам проверки управлением выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в части предоставления сведений персонифицированного учета с нарушением установленных сроков, а именно пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 27-ФЗ от 01.04.1996, о чем был составлен акт от 20.11.2017 N 071S18170033443.
20.11.2017 по результатам рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 071S18170033443, руководителем управления вынесено решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением N 071S191700035387 от 27.12.2017 ООО "АгроХолод" привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27 от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в связи с несвоевременным предоставлением отчета по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года в виде санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица, всего в сумме 67 000 руб.
Не согласившись с указанным решением, ООО "АгроХолод" обратилось в суд с настоящим заявлением и поставило вопрос об освобождении от ответственности, а в последующем поставило вопрос об уменьшении суммы штрафа в связи с тяжёлым финансовым положением общества.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон N 27-ФЗ.
Понятие индивидуального (персонифицированного) учета содержится в статье 1 Закона N 27-ФЗ, под которым понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователи предоставляют в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ на страхователе лежала обязанность по ежемесячному представлению не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, следующих сведений о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы):
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Данной норме корреспондирует обязанность органов пенсионного фонда обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, определенных данным Законом и предоставленных работодателями и застрахованными лицами, а также право требовать своевременного и правильного представления указанной информации и осуществлять контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов, в том числе по их учетным данным (статья 16 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из содержания абз. 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена данной статьей составляет как нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, так и представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, утверждена Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах:
"исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
"доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
"отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С учетом приведенных выше норм последний день срока представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М (исхд) за сентябрь 2017 года, приходился на 16.10.2017 (с учетом того, что 15.10.2017 является выходным днем).
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, основанием для привлечения общества к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ явилось непредставление сведений по исходящей форме за сентябрь 2017 года по форме СЗВ-М - Тип формы "Исх" по месту регистрации общества.
Из писем УПФР в г.Тамбове от 15.11.2017 N 3009/22111 в адрес ООО "Агрохолод" и от 14.12.2017 N 3009/1387 в адрес УПФР в азовском районе (л.д.56,125-126 т.1) следует, что ООО "АгроХолод" 11.09.2017 снято с регистрационного учета в связи с изменением места нахождения (Ростовская область, Азовский район, поселок Красный сад, ул. Стадионная, 6, офис 1).
Следовательно, с учетом положений ст. 11 Закона N 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года необходимо было представлять в территориальный орган ПФР по новому месту регистрации - в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азовском районе Ростовской области. Т.о. основания для приема сведений от ООО "АгроХолод" за сентябрь 2017 с регистрационным номером 079-025-034818 у УПФР в г.Тамбове отсутствуют.
Вместе с тем, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Тамбове и Тамбовской области 10.10.2017 осуществлена постановка на учет юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Агрохолод" по месту нахождения обособленного подразделения, регистрационный номер 079-025-040984. Постановка на учет осуществлена на основании сообщения Межрайонной ИФНС N 18 по Ростовской области, представленного юридическим лицом 10.10.2017. Постановка на учет осуществлена в соответствии с письмом ПФР от 15.02.2017 N НП-30-26/1917, следовательно, названное подразделение наделено полномочиями по начислению выплат и вознаграждений только с 10.10.2017. сведения по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц - работников, которые приняты на работу в обособленное подразделение ООО "Агрохолод" необходимо представлять в УПФР в г.Тамбове с указанием регистрационного номера 079-025-040984.
Согласно АРМ приема ПФР ООО "Агрохолод" рег.N 079-025-040984 (т.е. по рег. номеру обособленного подразделения) представило сведения за сентябрь:
11.10.2017 - исходная форма нам 141 застрахованное лицо, 16.10.2017 - отменяющая форма на 2 застрахованных лица, 08.11.2017 - отменяющая форма на 4 застрахованных лица.
16.10.2017 ООО "Агрохолод" направило неформализованный документ - обращение о приеме сведений по форме СЗВ-М за сентябрь на 134 застрахованных лица по регистрационному номеру 079-025-034818, который снят с учета в связи с изменение места нахождения страхователя. На основании ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ обществу отказано в приеме указанных сведений (письмо управления от 15.11.2017 N 3009/22111).
Исходя из изложенного, отчет по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 ООО "Агрохолод" должно было представить в срок не позднее 16.10.2017 не в УПФР г.Тамбова, а в соответствии со ст. 11 Закона N 27-ФЗ по новому месту регистрации - в УПФР в Азовском районе Ростовской области.
В связи с чем, доводы общества о том, что представление в УПФР в г. Тамбове и Тамбовской области 11.10.2017 и 16.10.2017 сведений за сентябрь 2017 по месту нахождения обособленного подразделения с указанием его регистрационного номера 079-025-040984, независимо от места регистрации общества, свидетельствуют о фактическом исполнении обязанности по представлению обществом сведений за сентябрь 2017 подлежат отклонению.
16.10.2017 в 17 часов 25 минут страхователь предоставил в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азовском районе Ростовской области отчет по форме СЗВ-М исходящая форма, которая не содержала перечня застрахованных лиц (пустой бланк), работающих граждан в ООО "Агрохолод".
В последующем 08.11.2017 страхователь направил дополняющую форму на 134 застрахованных лица согласно перечню (СЗВ-М за сентябрь 2017 года дополняющая форма Тип формы "Доп").
Доказательства невозможности своевременного представления по независящим от общества причинам (в т.ч. в связи с изменением места его нахождения) сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азовском районе Ростовской области, ООО "Агрохолод" не представило.
Материалами дела подтверждается, что сведения о работниках, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за сентябрь 2017 года представлены обществом в фонд по месту регистрации 08.11.2017, то есть с нарушением установленного законом срока (не позднее 16.10.2017).
Поскольку со стороны общества не были совершены все необходимые действия, направленные на своевременное исполнение обязанностей страхователя по представлению в территориальный орган Пенсионного фонда, в котором общество состоит на регистрационном учете в качестве страхователя, сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за сентябрь 2017 года, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с общества штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Из вышеназванных норм можно делать вывод о том, что ответственность должна быть соразмерной характеру совершенного деяния, то есть, должна быть дифференцированной и предусматривать возможность снижения санкции с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных обстоятельств.
Санкции в экономических отношениях не должны носить карательный характер.
Соответствие вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям должно сохраняться и при определении размера санкции за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Арбитражный суд при оценке обоснованности и законности оспариваемого решения государственного органа вправе проверять соразмерность примененной меры ответственности тяжести совершенного правонарушения, и с учетом установленных в судебном порядке обстоятельств, смягчающих ответственность, вправе изменить оспариваемое решение в части определения размера наказания.
Иное не обеспечило бы эффективное восстановление нарушенных прав заявителя и означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, предусмотрен пунктом 1 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Суд первой инстанции, снижая сумму штрафа (с 67 000 рублей до 13 400 рублей) правомерно учел финансовое положение общества, факт совершения правонарушения впервые, а также то, что единовременная выплата штрафа в назначенном размере может повлечь за собой негативные последствия.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Довод общества о том, что в данном конкретном случае не имеет существенного значения, в какое территориальное отделение Пенсионного фонда поступили сведения о работе пенсионеров, поскольку они разносятся автоматизировано на индивидуальные счета работников независимо от региона, в котором работник осуществляет свою трудовую деятельность, основан на неверном понимании заявителем норм материального права и сводится к несогласию с оценкой, данной судами обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.06.2018 по делу N А53-7513/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.