г. Москва |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А40-42943/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева
рассмотрев апелляционную жалобу АО "ПГК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 июня 2018 года
по делу N А40-42943/18, принятое судьей И.И. Ереминой
в порядке упрощенного производства
по иску ОАО "РЖД"
к АО "ПГК"
о взыскании задолженности в размере 177 753 рублей 61 копейки
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к АО "ПГК" о взыскании задолженности по договору N ТОР-ЦВ-00-30/ДД/В-223/13 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузового вагона в размере 177 753 руб. 61 коп., из которых: 175 010 руб. 05 коп. основной долг, 2 743 руб. 56 коп. неустойка.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18 июня 2018 года по делу N А40-42943/18, взыскано с акционерного общества "Первая грузовая компания" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" задолженность в размере 177 753 руб. 61 коп., а также расходы по оплате госпошлины в размере 6 333 руб.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить.
По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 18 июня 2018 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 01 апреля 2013 года между Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") - Подрядчик и Акционерным обществом "Первая грузовая компания" - Заказчик был заключен договор N ТОР-ЦВ-00-30/ДД/В-223/13 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузового вагона (далее - Договор).
В соответствии с п. 1.1 Договора АО "ПГК" поручает, а ОАО "РЖД" принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в эксплуатационных вагонных депо ЦДИ-филиала ОАО "РЖД".
На основании п. 4.1.1 Договора Подрядчик обязуется произвести ТР-2 грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов утвержденного МПС России 02.09.1997 N РД 32 ЦВ-056-97, и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов.
Отцепка вагонов по неисправности не зависит от волеизъявления ни собственника вагонов, ни иного лица, а направлена на устранение выявленной неисправности с целью обеспечения безопасности движения поездов. В силу раздела 1.4 "Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации", утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 21-22 мая 2009 года N 50 (далее - Инструкция осмотрщику вагонов) неисправность грузового вагона устанавливается работниками вагонного хозяйства, на которых приказом возложены обязанности по техническому обслуживанию вагонов.
В соответствии с п.4.3.1 Договора Заказчик осуществляет оплату проведения ТР-2 грузовых вагонов и связанных с ним работ (услуг) в соответствии со сроками и условиями, установленными настоящим Законом.
В соответствии с п. 2.1 Договора стоимость выполняемых работ по ТР-2 одного грузового вагона определяется ВЧДЭ Подрядчика и Расчетно-дефектной ведомости (РДВ) на основании фактически выполненных работ в соответствии с дефектной ведомостью формы ВУ-22.
Оплата проведения ремонта грузовых вагонов осуществляется заказчиком в соответствии с пунктом 2.3 Договора. В силу пункта 3.1 Договора отцепка грузовых вагонов в ремонт оформляется Подрядчиком уведомлением формы ВУ-23-М.
Пунктом 3.8 Договора предусмотрено, что сдача - приемка выполненных объемов работ по ТР-2 грузовых вагонов производится ежедекадно путем оформления и подписания сторонами акта о выполненных работах. Кроме того, согласно п.3.8 Договора (в редакции дополнительного соглашения N 12 от 09.03.2016 с распространением с даты подписания) Ответчик (Заказчик) в течение 2-х рабочих дней с даты получения акта выполненных работ в ЭДО СПС обязан подписать его и направить в адрес Истца (Подрядчика), либо представить мотивированный отказ от его подписания. В случае поступления от Заказчика мотивированного отказа от подписания акта выполненных работ Подрядчик в срок не позднее 2 рабочих дней с даты отклонения документов, устраняет выявленные замечания и направляет посредством ЭДО СПС электронные документы повторно в адрес Заказчика.
Счет-фактура оформляется Подрядчиком (Истцом) не позднее 5-ти календарных дней с даты подписания актов выполненных работ и передается Заказчику (Ответчику) на бумажном носителе.
Согласно пункту 3.1 Договора факт выполнения работ по ТР-2 грузовых вагонов N 50955582, 53879623, 54174115, 50919349, 56371131, 50596592, 56607039, 52435971, 95273363, 95272654, 95167425, 54567375, 54552286, 55016976, 52093986, 52453750, 95191573, 57663080, 53841375, 55036339, 52229101, 52571791, 55100457 в ВЧДЭ Горьковской ДИ подтверждается уведомлениями ВУ-23-М, ВУ-36, актами о выполненных работах (оказанных услугах), дефектными ведомостями из ЭДО СПС, расчетно-дефектными ведомостями, актами-рекламациями, планами служебного расследования.
После завершения работ по ТР-2 грузовых вагонов акты о выполненных работах (оказанных услугах) с приложением необходимых комплектов документов посредством портала ЭДО СПС своевременно были направлены Заказчику для подписания.
Однако до настоящего времени данные документы со стороны Ответчика не подписаны. От Ответчика в ЭДО СПС предоставлены отказ от подписания с указанием причины: Неисправность устраняется в объеме ТР-1. Вагон оплате не подлежит.
Стоимость выполненных работ по ТР-2 указанных грузовых вагонов составила 175 010,05 руб.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика были направлены претензии от 05.11.2017 N исх - 4196/ГорькВ, от 27.11.2017 N исх-360/ГорькВ, которые ответчик оставил без удовлетворения.
Неисправности, по которым были отцеплены грузовые вагоны, не являются дефектом качества работы, выполненной ОАО "РЖД", или материала, использованного при проведении ТР-2.
ОАО "РЖД" (Подрядчик) в соответствии с пунктом 4.1.1 Договора N ТОР-ЦВ-00-30/ДД/В-223/13 от 01.04.2013 г. выполнил ремонт вагонов качественно, в соответствии с требованиями технологического процесса; Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утверждённого МПС России от 02.09.1997 г. N РД 32 ЦВ-056-97; и его изменению (извещение 32 ЦВ 35-2014); Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N 717-ЦВ-2009, утверждённого распоряжением ОАО "РЖД" от 26.11.2010 г. N 2425р, и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов.
Следовательно, выполненные истцом работы по проведению ТР-2 в отношении принадлежащих ответчику вагонов соответствуют требованиям Инструкции осмотрщика вагонов, являются предметом договора N ТОР-ЦВ-00-30/ДД/В-223/13 от 01.04.2013 г. и подлежат оплате ответчиком в полном объеме.
Вместе с тем, выполненные работы ответчиком в установленный договором срок не оплачены, каких-либо возражений относительно выполненных работ (оказанных услуг) ответчиком не заявлено.
При подписании Договора на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, Ответчик (Заказчик) согласился с условиями, порядком и объемом проведения работ по текущему отцепочному ремонту.
На вагоны, указанные в иске посредством ЭДО СПС, Заказчиком в адрес Подрядчика были направлены немотивированные отказы от согласования актов выполненных работ на ремонт вагонов с формулировкой "неисправность устраняется в объеме ТР-1". Опять же в нарушении со стороны Заказчика п. 1.1 Договора N 77 на выполнение работ по подготовке под погрузку грузовых вагонов от 28.02.2008 г. (в редакции дополнительного соглашения N3 от 01.02.2012 г. с распространением с даты подписания) в адрес Подрядчика не были направлены заявки о подаче указанных вагонов в ремонт в объеме ТР-1.
В соответствии с пунктом 5.1 договора в случае нарушения сроков оплаты ТР-2 грузовых вагонов и связанных с ним услуг, предусмотренных пунктами 2.3 и 2.5 договора, ответчик уплачивает истцу пени в размере 0,07% от цены выполненных, но не оплаченных в срок ответчиком работ (услуг), за каждый день просрочки в течение 10 (десяти) календарных дней с даты предъявления истцом соответствующего требования. Пунктом 2.3.3 договора установлено, что окончательный расчет за проведение ТР-2 вагонов в отчетном месяце производится в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным.
Истец представил в материалы дела расчет неустойки в размере 2 743,56 руб.
Разрешая спор в части взыскания неустойки в размере 2 743,56 руб., суд, исходя из положений ст. 330 ГК РФ и имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу, что данное требование обоснованно, соответствует условиям договора, размер неустойки определен верно, оснований снижения судом не установлено.
На основании изложенного, выполненные работы (оказанные услуги) по ТР-2 вышеуказанных грузовых вагонов в количестве 23 шт. на сумму 175 010,05 руб. (основной долг) и пени в размере 2 743,56 руб. подлежат оплате в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что исковые требования по заявленным истцом основаниям являются обоснованными и подлежат удовлетворению о взыскании задолженности по договору N ТОР-ЦВ-00-30/ДД/В-223/13 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузового вагона в размере 177 753 руб. 61 коп., из которых: 175 010 руб. 05 коп. основной долг, 2 743 руб. 56 коп. неустойка.
Правильно установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
На основании п. 4.1.1 Договора Подрядчик обязуется произвести ТР-2 грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов утвержденного МПС России 02.09.1997 N РД 32 ЦВ-056-97, и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов.
Отцепка вагонов по неисправности не зависит от.волеизъявления ни собственника вагонов, ни иного лица, а направлена на устранение выявленной неисправности с целью обеспечения безопасности движения поездов. Причина неисправности грузового вагона определяется осмотрщиком вагонов эксплуатационного вагонного депо при техническом обслуживании поездов.
В силу раздела 1.4 "Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации", утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 21-22 мая 2009 года N 50 (далее - Инструкция осмотрщику вагонов) неисправность грузового вагона устанавливается работниками вагонного хозяйства, на которых приказом возложены обязанности по техническому обслуживанию вагонов.
Пунктом 2.4 Руководства по текущему отцепочному ремонту от 02.09.1997 г. N РД 32 ЦВ-056-97 установлено, что при ТР-2 должны быть выявлены и устранены все неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар, рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно-фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт.
В соответствии с пунктом 2.1.5 Инструкции осмотрщику вагонов при обнаружении неисправностей, требующих отцепки вагона, осмотрщик наносит меловую разметку, сообщает по телефону или радиосвязи оператору ПТО объем ремонта, выписывает в двух экземплярах уведомление формы ВУ-23-М (ВУ-23) и передает дежурному по станции и оператору ПТО.
Согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных Минтранса России от 21.12.2010 г. N 286, Приложение N5, п. 21, не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения в эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов.
Отцепка вагонов в ремонт была произведена перевозчиком в соответствии с условиями Договора и требованиями "Инструкции осмотрщику вагонов по причине технологической неисправности деталей вагона.
Утверждение о том, что неисправность устраняется в объеме ТР-1 неправомерно, так как согласно пункта 1.1 Договора N 77 на выполнение работ по подготовке под погрузку грузовых вагонов от 28.02.2008 г. (в редакции дополнительного соглашения N3 от 01.02.2012 г. с распространением с даты подписания) основанием для перевода грузовых вагонов в ТР-1 является письменная Заявка Заказчика.
Пунктом 3.1 Договора N 77 на выполнена работ по подготовке под погрузку грузовых вагон от 28.02.2008 г. указано, что Заявка Заказчика на выполнение работ по ТР-1 предоставляется, железной дороге - филиалу Подрядчика не мене, чем за 3 календарных дня до даты начала работ по данной заявке.
Заявка Заказчика о переводе грузовых вагонов N N N50955582, 53879623, 54174115, 50919349, 56371131, 50596592, 56607039, 52435971, 95273363, 95272654, 95167425, 54567375, 54552286, 55016976, 52093986, 52453750, 95191573, 57663080, 53841375, 55036339, 52229101, 52571791, 55100457 в ТР-1 не оформлялась. Технические неисправности указанных вагонов непосредственно угрожали безопасности движения, вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт и отремонтированы в объеме ТР-2
В соответствии с п. 3.2 Договора каждый грузовой вагон при постановке в ТР-2 осматривается соответствующим должностным лицом перевозчика с участием представителя ответчика для определения объема работ (услуг) с последующим составлением дефектной ведомости формы ВУ-22.
Неисправности, по которым были отцеплены грузовые вагоны, не являются дефектом качества работы, выполненной ОАО "РЖД", или материала, использованного при проведении ТР-2.
ОАО "РЖД" (Подрядчик) в соответствии с пунктом 4.1.1 Договора N ТОР-ЦВ-00-30/ДД/В-223/13 от 01.04.2013 г. выполнил ремонт вагонов качественно, в соответствии с требованиями технологического процесса; Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утверждённого МПС России от 02.09.1997 г. N РД 32 ЦВ-056-97; и его изменению (извещение 32 ЦВ 35-2014); Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N 717-ЦВ-2009, утверждённого распоряжением ОАО "РЖД" от 26.11.2010 г. N 2425р, и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов. Следовательно, выполненные истцом работы по проведению ТР-2 в отношении принадлежащих ответчику вагонов соответствуют требованиям Инструкции осмотрщика вагонов, являются предметом договора NТОР-ЦВ-00-ЗО/ДД/В-223/13 от 01.04.2013 г. и подлежат оплате ответчиком в полном объеме. Вместе с тем, выполненные работы ответчиком в установленный договором срок не оплачены, каких-либо возражений относительно выполненных работ (оказанных услуг) ответчиком не заявлено.
При подписании Договора на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, Ответчик (Заказчик) согласился с условиями, порядком и объемом проведения работ по текущему отцепочному ремонту.
Полные комплекты на ТР-2 вагонов Подрядчиком (Истцом) Заказчику (Ответчику) были направлены в установленные сроки как посредством автоматизированной системы электронного документооборота ЭДО СПС, так и на бумажном носителе в оригинале. Утверждение Заказчика, о том, что документы на вагоны предоставлены не были, безосновательно и не доказано.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 июня 2018 года по делу N А40-42943/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.