г. Челябинск |
|
19 сентября 2018 г. |
Дело N А47-4405/2018 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Арямова А.А., рассмотрел в порядке упрощенного производства, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации а г. Оренбурге на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.06.2018 по делу N А47-4405/2018 (судья Федорова С.Г.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (далее - заявитель, ГУ-УПФР в г. Оренбурге, управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ФК Пирогофф" (далее - ООО "ФК Пирогофф", общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в размере 1500 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.06.2018 (резолютивная часть объявлена 19.06.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта допущено неправильное применение норм материального и права, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. В частности фонд полагает, что в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N27-ФЗ), что выразилось в предоставлении страхователем недостоверных и неполных сведений за отчетные периоды апрель, май, июнь 2016 года. Указывает на то, что сведения, представленные в составе РСВ-1 ПФР (6 раздел) на застрахованных лиц, и сведения о застрахованных лицах, отражённые в форме СЗВ-М на аналогичные отчетные периоды, должны соответствовать кадровому учету, ведущемуся у страхователя, и быть идентичными. В поданных обществом сведениях имелись расхождения, что свидетельствовало о недостоверности представленных сведений, в связи с чем Управление Пенсионного фонда правомерно привлекло страхователя к ответственности.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 2721 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, ООО "ФК Пирогофф" (регистрационный номер в ПФР 066-362-065650) в форме электронного документа представило 10.05.2016, 02.06.2016, 03.07.2016 в управление форму СЗВ-М за отчетные периоды апрель, май, июнь 2016 года (сведения о застрахованных лицах) (л.д.7, 8, 9).
ГУ-УПФР в г. Оренбурге в отношении ООО "ФК Пирогофф" проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа. По результатам проверки составлен акт от 27.07.2017 N 579 (л.д.21-22).
Согласно акту проверки, в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, отраженных в формах СЗВ-М за апрель, май, июнь 2016 года и разделе 6 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица" формы РСВ-1 ПФР за полугодие 2016 года, выявлены расхождения в отношении застрахованного лица - Субхангуловой И.Н., а именно - информация в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета о данном застрахованном лице не содержится в разделе 6 формы РСВ-1 ПФР за полугодие 2016 года при том, что на данное застрахованное лицо представлена ежемесячная отчетность по форме СЗВ-М за отчетные периоды - апрель, май, июнь 2016 года.
ГУ-УПФР по Оренбургской области заказным письмом направило в адрес страхователя уведомление от 28.12.2016 N 1628 "О проведении сверки раздела 6 "Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам" (форма РСВ-1 ПФР и ежемесячной отчетности - "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М). Страхователем в установленный срок сведения индивидуального (персонифицированного) учета, приводящие в соответствие выявленные расхождения, не представлены (л.д.13-15).
Фондом 07.09.2017 в отношении ООО "ФК Пирогофф" вынесено решение N 579 (л.д.27-28), в соответствии с которым учреждение привлечено к ответственности за совершение правонарушения, в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1500 рублей.
Страхователю на основании указанного решения Управлением 05.10.2017 выставлено требование N 066S01170185880 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым ООО "ФК Пирогофф" предложено уплатить сумму финансовых санкций в срок до 24.10.2017 (л.д.31).
Неисполнение требований обществом в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для привлечения общества к ответственности в виде штрафа, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Оценивая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Частью 1 статьи 212 АПК РФ установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 АПК РФ.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (часть 1 статьи 213 АПК РФ).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 АПК РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 АПК РФ).
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, общество в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральным законом N 27-ФЗ установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2016 году) установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1). Страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены этим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости (пункт 2). Страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) (пункт 2.2).
Постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.01.2014 N 2п и от 01.02.2016 N 83п утверждены формы РСВ-1 (расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам) и СЗВ-М (сведения о застрахованных лицах).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 этого Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ необходимо установить факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) страхователем обязанности, предусмотренной пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, ввиду представления в фонд сведения с нарушением установленного срока либо представления неполных (недостоверных) сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Исходя из описательной части решения от 07.09.2017 N 579, основанием для привлечения общества к ответственности послужил вывод управления о представлении обществом неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь 2016 года. При этом отмечено, что в представленной отчетности за полугодие 2016 года (РСВ-1) не были указаны индивидуальные сведения в отношении одного работника - Субхангуловой И.Н., сведения о которой отражены в исходных формах СЗВ-М за апрель, май, июнь 2016 года.
Материалами дела действительно подтверждено, что согласно сведениям по форме СЗВ-М за отчетные периоды апрель, май, июнь 2016 года, представленных обществом в адрес заявителя 10.05.2016, 02.06.2016 и 03.07.2016, то есть в установленный законом срок, в них содержатся индивидуальные сведения персонифицированного учета на Субхангулову И.Н., сведения о которой не отражены в форме РСВ-1 за полугодие 2016 года.
То есть, представленные обществом сведения по форме СЗВ-М являются более полными, чем сведения, отраженные по форме РСВ-1, а потому оснований для признания их неполными у фонда не имелось.
Также в материалах дела отсутствуют основания для признания указанных сведений недостоверными. Само по себе их несоответствие сведениям, отраженным в форме РСВ-1, об их недостоверности не свидетельствует.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, представленные в материалы дела доказательства не позволяют установить, что недостоверными сведениями являются именно сведения, отраженные в формах СЗВ-М.
При направлении заявителем отчетности 10.05.2016, 02.06.2016, 03.07.2016, представленная информация прошла контроль. Каких-либо доказательств, опровергающих данные обстоятельства, органом пенсионного фонда в материалы дела не представлено, и последним не опровергается.
Поскольку иное не доказано, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в отчетности по форме СЗВ-М за отчетные периоды апрель, май, июнь 2016 года индивидуальные сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика в отношении указанного работника, соответствуют действительности.
Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено, что в силу пункта 27 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.01.2014 N 2п, в случае отсутствия данных о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, за последние три месяца отчетного периода, сведения раздела 6 формы РСВ-1 не представляются.
То есть, отсутствие в форме РСВ-1 сведений о физическом лице, указанном в формах СЗВ-М за этот же период, может свидетельствовать лишь об отсутствии соответствующих выплат в пользу этого лица, и само по себе не подтверждает недостоверность представленных обществом сведений.
При таких обстоятельствах, следует согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы ГУ-УПФР по Оренбургской области являлись предметом исследования суда первой инстанции, и не опровергают выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.06.2018 по делу N А47-4405/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.