17 сентября 2018 г. |
дело N А40-246488/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Кузнецовой Е.Е.,
Судей: Тетюка В.И., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гавриковой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2018 г. (резолютивная часть от 18.06.2018 г.)
по делу N А40-246488/17,
принятое судьей Чекмаревой Н.А.
по иску Минпромторга России (ОГРН 1047796323123)
к Акционерному обществу "ЛИИ им. М.М. Громова" (ОГРН 1125040002823)
третье лицо Росимущество
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Берулин А.Н. по доверенности от 14.12.2017,
от ответчика: Костяева О.В. по доверенности от 09.01.2018.
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Минпромторг России (далее - истец) предъявило Акционерному обществу "ЛИИ им. М.М. Громова" (далее - ответчик) иск о взыскании штрафа за нарушение ввода объекта в эксплуатацию по договорам N 01-09/526/330/АО от 29.12.2014 г., N 01-09/15/330/АО от 19.03.2015 г. в размере 55 105 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 18.06.2018 г., изготовленным в полном объеме 06.07.2018 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
На состоявшееся решение суда, Истцом подана апелляционная жалоба.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал, неявившееся третье лицо уведомлено о времени и месте рассмотрения дела посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 2 л.д. 85).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 N 728 утверждена федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года".
Согласно паспорту Программы Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является государственным Заказчиком Программы.
Приложением N 4 к Программе предусмотрены капитальные вложения Бшпромторга России в реконструкцию и техническое перевооружение - экспериментальной аэродромной базы, летно-моделирующих стендов и летающих лабораторий Открытого акционерного общества "Летно-исследовательский институт I имени М.М. Громова", г. Жуковский, Московская область, 2-й этап АО "ЛИИ им. М.М. Громова"). Сроки реализации Мероприятия 2014-2015 годы.
Размер финансирования Мероприятия за счет средств федерального бюджета определен в размере 1 102 100 000 руб.
В целях выполнения Программы Минпромторг России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), вступающие от имени Российской Федерации, заключили с АО "ЛИИ им. М. М. Громова" (далее - Заказчик (застройщик)) договоры об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций N 01-09/526/33О/АО от 29.12.2014 г., N01-09/15/330/АО от 19.03.2015.
В соответствии с пунктом 1.1 вышеуказанных договоров Российская Федерация предоставляет Заказчику (застройщику) бюджетные инвестиции на условиях, установленных настоящими договорами, для чего Заказчик (застройщик) передает, а Российская Федерация принимает и оплачивает акции Заказчика (застройщика) в следующем количестве: по договору N 01-09/526/330/АО от 29.12.2014 - 434 000 штук; по договору N 01-09/15/330/АО от 19.03.2015 - 668 100 штук.
Согласно п. 3.1 вышеуказанных договоров бюджетные инвестиции предоставляются Заказчику (застройщику) на осуществление работ по объекту капитального строительства "Реконструкция и техническое перевооружение экспериментальной аэродромной базы, летно-моделирующих стендов и летающих лабораторий, 2 этап" АО "ЛИИ им. М.М. Громова", г. Жуковский, Московская область".
В соответствии с пунктами 2.3, 4.1.1 договоров Минпромторг России предоставил в адрес ответчика бюджетные инвестиции в следующих размерах: 434 000 000 руб. по договору N 01-09/526/330/АО от 29.12.2014 г., что подтверждается платежным поручением N 803590 от 30.12.2014; 668 100 000 руб. по договору N 01- 09/15/330/АО от 19.03.2015, что подтверждается платежным поручением N 63528 от 14.04.2015.
Сумма предоставленных истцом ответчику бюджетных инвестиций на реализацию проекта в целом составляет 1 102 100 000 рублей. Указанная сумма также подтверждается сведениями об Объекте, опубликованными на сайте интернет - проекта "Федеральная адресная инвестиционная программа России".
Согласно п. 4.2.12 договора N 01-09/526/33О/АО от 29.12.2014 и п. 4.2.14 договора N 01-09/15/330/АО от 19.03.2015 Заказчик (застройщик) обязался ввести в эксплуатацию объект в срок, предусмотренный Федеральной адресной инвестиционной программой.
В соответствии с п. 4.2.15 договора N 01-09/526/330/АО от 29.12.2014 и п. 4.2.17 договора N 01-09/15/330/АО от 19.03.2015 Заказчик (застройщик) обязался по завершении работ по Объекту представить в Минпромторг России акт приемки оконченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14).
В сведениях об Объекте, опубликованных на сайте интернет - проекта Федеральная адресная инвестиционная программа России", срок ввода указан 2015 год.
Следовательно, ответчик обязан представить в Минпромторг России акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма - КС-14) не позднее 31.12.2015 г.
Поскольку вышеуказанный акт до настоящего времени в адрес Минпромторга России не представлен, истец начислил ответчику штраф в соответствии с п. 5.4 договора в размере 55 105 000 руб.
В соответствии с п.5.4 договоров в случае нарушения сроков ввода объекта в эксплуатации в срок, предусмотренный Федеральной адресной инвестиционной программой, Заказчик (застройщик) уплачивает штраф в размере 5% от суммы предоставленных бюджетных инвестиций, предусмотренных ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" на реализацию инвестиционного проекта в целом.
Истцом в адрес ответчика были направлены претензии исх. N 51986/18 от 19.08.2016 г., N 68469/18 от 19.10.2017 с требованием о взыскании штрафа, однако требования истца были оставлены ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, т.к. пришел к выводу, что ответчик принял все меры для надлежащего исполнения обязательства по договорам.
Суд апелляционной инстанции, поддерживает выводы суда первой инстанции, на основании следующего.
Установлено, что в процессе выполнения работ на завершающем участке МРД в конце сентября 2015 г. были выявлены обстоятельства, не позволяющие продолжить работы.
В месте производства работ обнаружены не выявленные в процессе ранее выполненных инженерных изысканий нестабильные мягкопластичные грунты с большим содержанием и высоким уровнем грунтовых вод. Дальнейшее продолжение работ требовало существенных изменений технологических решений.
Письмами N 01-3899а/033 от 01.12.2015 г., N 01-4122/033 от 14.12.2015 г. АО "ЛИИ им. М.М.Громова" просило рассмотреть вопрос о продлении договора N 01-09/15/330/АО от 19.03.2015 г. и переносе срока ввода в эксплуатацию объекта на июнь 2016 г. (т. 1 л.д. 79-81)
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 490 от 26.02.2016 г. "О принятии решения об использовании в 2016 г. полностью остатков бюджетных инвестиций, предоставленных АО "ЛИИ им. М.М. Громова" г. Жуковский, Московская область" ответчику было разрешено использовать в 2016 г. полностью остатки средств источником образования которых являются неиспользованные средства федерального бюджета. Департаменту авиационной промышленности было дано указание подготовить дополнительное соглашение к договору N 01-09/15/330/АО от 19.03.2015 г. о внесении соответствующих изменений (т. 1 л.д. 82-83).
Письмами N 01-793/033 от 14.03.2016 г., N 01-1392/033 от 18.04.2016 г. АО "ЛИИ им. М.М. Громова" просило рассмотреть вопрос о внесении изменений в задание на разработку проектной документации "Реконструкция и техническое перевооружение экспериментальной аэродромной базы, летно-моделирующих стендов и летающих лабораторий, 2 этап" АО "ЛИИ им. М.М. Громова" г. Жуковский, Московская область" и ее корректировку с последующим утверждением в ФАУ "Главгосэкспертиза России" (т. 1 л.д. 84-87).
24.05.2016 г. Приказом Минпромторга России N 1653 "О внесении изменений в задание на разработку проектной документации "Реконструкция техническое перевооружение экспериментальной аэродромной базы, летно-моделирующих стендов и летающих лабораторий, 2 этап" ОАО "ЛИИ им. М.М. Громова" г. Жуковский, Московская область" были утверждены изменения в Задание на разработку проектной документации (т. 1 л.д. 88-90).
Письмом N 01-5030/033 от 14.12.2016 г. АО "ЛИИ им. М.М. Громова" уведомило Департамент авиационной промышленности Минпромторга России о том, что работы предусмотренные Договором N 01-09/15/330/АО от 19.03.2015 г. выполнены и представлены отчетные документы, в том числе и Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, форма КС-14 (т. 1 л.д. 91-92).
Письмом N 63493/18 от 28.09.2017 г. Минпромторг России просит представить в Департамент авиационной промышленности Минпромторга России актуальную информацию о ходе реализации мероприятий, предусмотренных ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", срок ввода объектов по которым перенесен за пределы срока действия программы (т. 1 л.д. 93-94).
Таким образом, факт возникновения в процессе выполнения работ обстоятельств, не позволяющих продолжить работы, и не зависящих от подрядчика, установлен, что исключает ответственность подрядчика.
В силу п. 3 ст. 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Следовательно, по настоящему делу подрядчик не считается просрочившим, в связи с чем у заказчика не возникло право требования к подрядчику уплаты неустойки за просрочку в работе (штрафа за нарушение ввода объекта в эксплуатацию).
В связи с чем исковые требования заказчика являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы заказчика повторяют доводы, положенные им в обоснование иска и изложенные выше, признанные судами необоснованными.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06.07.2018 г. (резолютивная часть от 18.06.2018 г.) по делу N А40-246488/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.