г. Москва |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А41-51734/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Зайналовым А.З.,
при участии в заседании:
от ПАО "МОСТОТРЕСТ" - Щевьёва Е.И. по доверенности от 12.02.2018;
от администрации городского округа Коломна - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ТУ Росимущество в Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Мостотрест" на определение Арбитражного суда Московской области от 03 июля 2018 года по делу N А41-51734/17, принятое судьей Капаевым Д.Ю., по заявлению ПАО "Мостотрест" к АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА, третье лицо: ТУ РОСИМУЩЕСТВО В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ о признании,
заявление ПАО "Мостотрест" о процессуальном правопреемстве,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Мостотрест" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА (Администрация), при участии третьего лица - ТУ РОСИМУЩЕСТВО В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (Управление), о признании незаконным бездействия, выразившееся в неприятии в муниципальную собственность городского округа Коломна следующих объектов недвижимости: общежития на 10 квартир по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 15; общежития на 7 квартир по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 18; общежития на 3 квартир по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 19; общежития на 6 квартир по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 21; общежития на 7 квартир по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 23, общежития на 3 квартиры по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 24; общежития на 2 квартиры по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 25; общежития на 2 квартир по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 26; общежития на 2 квартиры по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 28; общежития на 2 квартир по адресу: г. Коломна, ул. Дачная, д. 43, как противоречащее Приложению 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в муниципальную собственность вышеперечисленных объектов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.10.2017 г суд решил требования удовлетворить частично, признать незаконным бездействие АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА по рассмотрению вопроса о принятии в муниципальную собственность городского округа Коломна следующих объектов недвижимости: общежитие на 7 квартир по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 18, общежитие на 3 квартир по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 19, общежитие на 7 квартир по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 23, общежитие на 2 квартиры по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 25, общежитие на 2 квартир по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 26, обязать АДМИНИСТРАЦИЮ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА рассмотреть по существу обращение ПАО "Мостотрест" N 13-310 от 04.05.2017 в части объектов недвижимости: общежитие на 7 квартир по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 18, общежитие на 3 квартир по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 19, общежитие на 7 квартир по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 23, общежитие на 2 квартиры по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 25, общежитие на 2 квартир по адресу: г. Коломна, ул. Набережная, д. 26., в удовлетворении остальной части заявления оказать, взыскать с АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА в пользу ПАО "Мостотрест" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 г. суд постановил решение Арбитражного суда Московской области от 05 октября 2017 года по делу N А41-51734/17 отменить в части отказа во взыскании судебных расходов в сумме 46 200 руб., взыскать с администрации городского округа Коломна в пользу ПАО "МОСТОТРЕСТ" судебные расходы в сумме 46 200 руб., в остальной обжалуемой части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
ПАО "Мостотрест" обратилось в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве в рамках настоящего дела.
Определением Арбитражного суда Московской области от 03 июля 2018 года по делу N А41-51734/17 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с определением суда ПАО "Мостотрест" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил определение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей администрации городского округа Коломна и ТУ Росимущество в Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отмене определения суда.
Основанием поданного заявление явились обстоятельства того, что АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА находится в стадии ликвидации, правопреемником является АДМИНИСТРАЦИЯ КОЛОМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Согласно ч.1 ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Соответственно, исходя из положений данной нормы права, основанием процессуального правопреемства является правопреемство в материальном правоотношении.
В силу п. 3 ст. 49 ГК правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Согласно ч.1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Судом первой инстанции установлено, что на момент рассмотрения заявления, согласно имеющимся в материалах дела выпискам из ЕГРЮЛ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА находится в стадии ликвидации, сведений об исключении данного лица из ЕГРЮЛ не имеется, ответчиком в рамках настоящего дела является АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 1 ст. 48 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст.48 АПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА находится в стадии ликвидации, порядок ликвидации юридического лица и предъявление к нему требований кредитора регулируется статьями 61-64.1 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с пунктом 9 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.10.2017 г. и Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 г. по делу N А41-51734/2017 с АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА в пользу заявителя взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. и судебные расходы в сумме 46 200 руб., а также суд обязал АДМИНИСТРАЦИЮ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА рассмотреть по существу обращение ПАО "МОСТОТРЕСТ" N 13-310 от 04.05.2017 в части объектов недвижимости, в соответствии с положениями Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", таким образом, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА по делу NА41-51734/2017 несет на себе обязательства не как юридическое лицо, а как орган местного самоуправления, осуществляющего распоряжение и управление муниципальной собственностью и являющимся получателем (главным распорядителем) бюджетных средств, поскольку взысканная сумма подлежит уплате за счет средств местного бюджета, а не за счет имущества, принадлежащего органу местного самоуправления.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) является, в том числе, орган местного самоуправления, имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом. Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган местного самоуправления, имеющий право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
В силу части 6 статьи 4 вышеуказанного Закона Московской области 6 апреля 2017 года N 36/2017-03 "О преобразовании городского округа Коломна...." Со дня формирования органов местного самоуправления Коломенского городского округа прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц городского округа Коломна, городского поселения Пески Коломенского муниципального района, сельского поселения Акатьевское Коломенского муниципального района, сельского поселения Биорковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Заруденское Коломенского муниципального района, сельского поселения Непецинское Коломенского муниципального района, сельского поселения Пестриковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Проводниковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Радужное Коломенского муниципального района и сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района и Коломенского муниципального района.
Частью 1 статьи 6 указанного закона Московской области предусмотрено, что полномочия, связанные с внесением изменений в решения о местных бюджетах преобразуемых муниципальных образований на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и их исполнением в 2017 году, до даты формирования органов местного самоуправления Коломенского городского округа осуществляют органы местного самоуправления преобразуемых муниципальных образований.
С момента формирования органов местного самоуправления Коломенского городского округа полномочия, связанные с внесением изменений в решения о местных бюджетах преобразуемых муниципальных образований на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и их исполнением до конца 2017 года осуществляют органы местного самоуправления Коломенского городского округа раздельно по каждому преобразуемому муниципальному образованию в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом в части 2 данной статьи содержится условие о том, что с 2018 года в межбюджетных отношениях с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации бюджет Коломенского городского округа учитывается как бюджет единой территории.
Именно со дня формирования (создания) данного органа местного самоуправления он является правопреемником органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции, на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Кроме того, фактическое исполнение судебного акта по делу N А41-51734/17 уже производится в пользу Администрации городского округа Коломна.
Согласно Распоряжения от 23 декабря 2017 г. N 553-Р, ТУ Росимущество в Московской области, имущество составляющее государственную казну Российской Федерации передано в собственность муниципального образования "Городской округ Коломна Московской области".
Согласно письма исх. N 1108 от 28.03.2018 г. на основании вышеуказанного распоряжения Администрацией Коломенского городского округа Московской области подписаны и направлены на утверждение в ТУ Росимущество в Московской области акты приема-передачи в муниципальную собственность жилого фонда.
22 августа 2018 г. ПАО "Мостотрест" на основании Распоряжения ТУ Росимущества N 553-Р от 23.12.2017 г. издано распоряжение от 22.08.2018 г. N 181 "О безвозмездной передаче имущества".
КТФ "Мостотряд-125" филиал ПАО "Мостотрест" снимает с баланса жилые дома и передает в установленном порядке на основании акта-приема передачи, согласно перечню.
Согласно письма КТФ "Мостотряд-125" филиал ПАО "Мостотрест" исх. N 06-608 от 24.08.2018 г., в Администрацию Коломенского городского округа Московской области переданы для подписания Акты приема-передачи зданий (сооружений) согласно перечню в Приложении.
4 сентября 2018 г. в КТФ "Мостотряд-125" филиал ПАО "Мостотрест" поступил ответ от Администрации Коломенского городского округа Московской области исх. 3587 от 04.09.2018 г. о приведении документов, ранее переданных для подписания актов приема-передачи, в соответствие согласно правилам учета имущества в казне, и представить приведенные в соответствие акты приема-передачи на подписание в Администрацию Коломенского городского округа Московской области.
При этом внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности ликвидируемого органа местного самоуправления не имеет отношение к вопросу о правопреемстве, так как произошло выбытие стороны (ответчика) по настоящему делу.
Согласно ч.3 ст.48 АПК РФ, для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявитель представил в материалы дела доказательства, подтверждающие, выбытие ответчика по настоящему делу из правоотношения, установленного решением суда по настоящему делу.
Так же апелляционный суд учитывает наличие судебных актов вступивших в законную силу по делам N А41-106657/17, N А41-2416/18, N А41-97598/17, согласно которых уже произведена замена Администрации городского округа Коломна на Администрацию Коломенского городского округа Московской области.
С учетом изложенного, имеются основания для удовлетворения заявления Администрации городского округа Коломна.
Руководствуясь статьями 266 - 268, 271, пунктом 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2018 года по делу N А41-51734/17 отменить.
Заменить заинтересованное лицо по делу с Администрации городского округа Коломна на Администрацию Коломенского городского округа Московской области.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.