г. Самара |
|
19 сентября 2018 г. |
Дело N А55-1968/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Администрации городского округа Тольятти - Попов А.А., доверенность от 20.12.2017
от ООО "Халк" - Щипанов А.В., доверенность от 15.08.2018 г.,
от Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - Достибегян К.З., доверенность от 10.01.2018 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 по делу N А55-1968/2018 (судья Лихачев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Халк",
к Администрации городского округа Тольятти, Самарская область,
третье лицо: Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области,
о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Халк" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Администрации городского округа Тольятти, в котором просит:
- признать незаконным отказ Администрации городского округа Тольятти в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:2446, площадью 285кв.м., с местоположением: г. Тольятти, Автозаводский р-н, квартал N 4, по проспекту Степана Разина, восточнее ТЦ "Волжские зори", выраженный в письме от 04.12.2017 N1550/2.3;
- обязать Администрацию городского округа Тольятти в течение десяти рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Халк" путем направления двух экземпляров подписанного проекта договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:2446, площадью 285кв.м., с местоположением: г. Тольятти, Автозаводский р-н, квартал N 4, по проспекту Степана Разина, восточнее ТЦ "Волжские зори".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа Тольятти просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв и дополнение к нему общества с ограниченной ответственностью "Халк" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в отзыве на апелляционную жалобу просит принять законное и обоснованное постановление.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Халк" напротив, считая решение суда верным, просил в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области просила принять законное и обоснованное постановление.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 10.08.2015 между ООО "Логистика" и Мэрией г.о. Тольятти заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301165:578, площадью 100 кв.м., для оказания услуг розничной торговли N 3306.
25.11.2016 между ООО "Логистика" и ООО "Халк" заключен договор N 8 перенайма земельного участка, в соответствии с п. 1.1. которого, ООО "Логистика" передает ООО "Халк" свои права и обязанности по договору аренды земельного участка от 10.08.2015.
На основании постановления Администрации городского округа Тольятти от 22.03.2017 N 1013-п/1 "О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от 06.04.2012 г. N 1109-п/1 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти" земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301165:578 был исключен из схемы размещения нестационарных торговых объектов (п. 1970 схемы).
ООО "Халк" 07.11.2017 обратилось в Администрацию городского округа Тольятти с заявлением, в котором просило заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта на другом земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:2446 с местоположением: г. Тольятти, Автозаводский р-н, квартал N 4, по проспекту Степана Разина, восточнее ТЦ "Волжские зори" без проведения аукциона взамен земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301165:578, исключенного из схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Письмом от 04.12.2017 N 1550/2.3 Администрация городского округа Тольятти в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на испрашиваемом участке отказала.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Халк" в арбитражный суд с заявленными требованиями.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с ч.3 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" (далее - Закон N 76-ГД) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Разработка Схемы осуществляется с соблюдением норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства, правил благоустройства, установленных на территории соответствующего муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность (п. 2.2. Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области и о признании утратившими силу отдельных приказов министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, утвержденного приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28.10.2016 N 240 (далее по тексту - Порядок N 240).
В соответствии с п. 1.7 Порядка в случаях поступления информации о фактических изменениях, касающихся нестационарных торговых объектов, включенных в Схему, органами местного самоуправления вносятся в Схему соответствующие изменения. Внесение указанных изменений осуществляется не реже одного раза в три месяца.
В случае исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов нестационарного торгового объекта, по отношению к которому действует договор на размещение нестационарного торгового объекта или договор аренды земельного участка для размещения соответствующего нестационарного торгового объекта, владелец соответствующего нестационарного торгового объекта имеет право заключения договора на размещение иного нестационарного торгового объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов того же муниципального образования, без проведения аукциона (ч. 12 ст. 5 Закона N 76-ГД).
Кроме того, в соответствии со п.12 ст.2 Закона Самарской области от 11.04.2016 г. N 39-ГД "О внесении изменений в статью 2 Закона Самарской области "О земле" и закон Самарской области "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области"" не допускается исключение из схемы размещения нестационарных торговых объектов нестационарного торгового объекта до истечения срока действия договора на размещение такого нестационарного торгового объекта или срока действия договора аренды земельного участка для размещения соответствующего нестационарного торгового объекта без создания условий для реализации владельцем такого объекта права, предусмотренного абзацем вторым настоящей части.
В связи с исключением заинтересованным лицом земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301165:578 из схемы размещения нестационарных торговых объектов до окончания действия договора аренды данного участка, заявитель получил право на заключение договора на размещение иного нестационарного торгового объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов, без проведения аукциона. При этом, в действующем законодательстве не предусмотрены какие-либо ограничения и требования (площадь, тип объекта, назначение, местоположение и т.п.) к торговому объекту, размещаемому взамен исключенного из схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В оспариваемом отказе также не приведены конкретные нормы права, на которых основан отказ.
Правительством Самарской области постановлением от 02.08.2016 N 426 "О реализации отдельных полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности" утвержден Порядок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в целях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления данных земельных участков и установления в отношении них сервитута (далее - Порядок).
В соответствии п.п.1 п.2.5 Порядка, уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней со дня представления заявителем необходимых документов, подписывает и направляет соискателю два экземпляра подписанного проекта договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно пункту 2.1 Порядка договор на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона заключается в следующих случаях:
1) соискателем является арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по заключенному до 1 марта 2015 года договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, используемого в целях размещения НТО, при условии, что размещение НТО планируется осуществлять в границах арендованного земельного участка и указанный НТО предусмотрен Схемой соответствующего муниципального образования. В случае исключения соответствующего НТО из Схемы муниципального образования указанный в настоящем подпункте арендатор имеет право заключения договора на размещение НТО без проведения аукциона в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта;
2) соискателем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, использующие земельный участок на основании договора на размещение НТО, при условии его обращения с заявлением по установленной форме в уполномоченный орган не позднее чем за 30 календарных дней до окончания срока действия указанного договора на размещение НТО, а также при условии, что место размещения соответствующего торгового объекта не исключено из Схемы соответствующего муниципального образования. В случае исключения соответствующего НТО из Схемы муниципального образования указанный в настоящем подпункте владелец несезонного НТО обладает правом заключения договора на размещение НТО без проведения аукциона в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта;
3) соискателем является владелец исключенного из Схемы НТО, по отношению к которому действует заключенный с таким владельцем договор на размещение НТО или договор аренды земельного участка для размещения соответствующего НТО, при условии, что иной НТО, указанный в заявлении на размещение НТО, включен в Схему того же муниципального образования.
Учитывая, что нормы, установленные положениями Порядка предполагают, что договор на размещение НТО без проведения аукциона может быть заключен с владельцем исключенного из Схемы объекта, по отношению к которому имеется действующий договор аренды земельного участка или договор на размещение НТО, исключенный из Схемы владелец имеет преимущественное право заключения договора на размещение НТО без проведения аукциона, предусмотренное подпунктом 3 пункта 2.1 указанного Порядка.
Исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в заключении договора на размещение НТО предусмотрен пунктом 2.6 Порядка:
1) в документах, представленных соискателем, содержится противоречивая информация;
2) при отсутствии в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка, расположенного в указанном в заявлении соискателя месте размещения НТО и находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду для размещения НТО, за исключением случая реализации права арендатора соответствующего земельного участка на заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.1 настоящего Порядка;
3) при наличии прав третьих лиц на земельный участок, расположенный в указанном в заявлении соискателя месте размещения нестационарного торгового объекта.
Иных оснований для отказа в заключении договора на размещение НТО в Порядке не содержится.
Испрашиваемый ООО "Халк" земельный участок с кадастровым номером 63:09:0000000:2446 с местоположением: г. Тольятти, Автозаводский р-н, квартал N 4, по проспекту Степана Разина, восточнее ТЦ "Волжские зори" не используется, обратного Администрацией не доказано.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что основания для отказа в заключении договора у Администрации г.о. Тольятти отсутствовали.
При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 июня 2018 года по делу N А55-1968/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.