г. Самара |
|
19 сентября 2018 г. |
Дело N А72-887/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Экопром" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ульяновской области - Алкарёва К.А. (доверенность от 07.09.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Экопром" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.06.2018 по делу N А72-887/2018 (судья Овсяникова Ю.А.)
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экопром" (ОГРН 1107329002670, ИНН 7329002389), г.Димитровград,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области,
об оспаривании отказов в оформлении корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014, 1-4 кварталы 2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Экопром" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (далее - Управление Росприроднадзора по Ульяновской области) в оформлении корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2015 года, изложенного в письме от 11.12.2017 N 01-27/8838, и обязании определить объем корректировки размеров платежей за 1-4 кварталы 2015 года в размере 991793 руб. с учетом освоения средств на выполнение Обществом природоохранных мероприятий (дело N А72-887/2018).
Общество обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании отказа Управления Росприроднадзора по Ульяновской области в оформлении корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года, изложенного в письме от 04.12.2017 N 01-27/8597, и обязании определить объем корректировки размеров платежей в размере 228651 руб. (дело N А72-888/2018).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.02.2018 объединены дела N А72-887/2018 и N А72-888/2018 в одно производство с присвоением номера N А72-887/2018.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.06.2018 по делу N А72-887/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Управление Росприроднадзора по Ульяновской области в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
Представитель Управления Росприроднадзора по Ульяновской области в судебном заседании просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Общества, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципе платности природопользования.
К негативному воздействию на окружающую среду, согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды, относится воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Из материалов дела следует, что Общество как владелец очистных сооружений г.Димитровграда обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в соответствии с Законом об охране окружающей среды.
Статьей 16.3 Закона об охране окружающей среды установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными ее вносить, самостоятельно.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды (в редакции, действовавшей до 01.01.2016) порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который действовал до его отмены постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255).
Пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в действовавшей до 01.01.2016 редакции) было установлено, что в случае проведения организацией, осуществляющей водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий, в том числе по строительству, реконструкции и модернизации очистных сооружений, плата за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) уменьшается на величину фактически произведенных затрат на реализацию таких мероприятий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Затратами на реализацию природоохранных мероприятий признаются документально подтвержденные в отчетном периоде затраты организации, осуществляющей водоотведение, абонента такой организации на реализацию мероприятий, включенных в план снижения сбросов.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" постановлением Правительства РФ от 17.04.2013 N 347 утверждены Правила уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий (вступили в силу 28.04.2013 и действовали до их отмены постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255).
Согласно пункту 5 Правил N 347 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду организации, абоненты, проводящие природоохранные мероприятия, включенные в план, вычитают из рассчитанной платы за негативное воздействие на окружающую среду фактически произведенные ими затраты на реализацию природоохранных мероприятий. Вычитание суммы затрат на реализацию природоохранных мероприятий производится из платы за негативное воздействие на окружающую среду только по тем показателям (каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части сбросов), по которым в соответствии с планом предусматривается снижение объема сбросов загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду.
Аналогичная норма содержится в пункте 25 Правил N 255, согласно которым из суммы платы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планами снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусматривается снижение таких выбросов и (или) сбросов (далее - планы снижения выбросов и сбросов).
Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона об охране окружающей среды и включенных в планы снижения выбросов и сбросов, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (пункт 26 Правил N 255).
Перечень документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, которые должны представляться лицами, обязанными вносить плату, содержится в пункте 29 Правил N 255.
Как следует из материалов дела, Общество письмами от 15.09.2017 исх.N 0149, N 0150 обратилось в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области с ходатайством о проведении корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2015 года на сумму 1439294 руб. (из которых: 819261 руб. в связи с природоохранным мероприятием по приобретению и монтажу механической решетки - нового оборудования и 620033 руб. в связи с капитальным ремонтом песколовки N 2); за 2-4 квартал 2014 года на сумму 2496021 руб. (из них: 2267370 руб. - по разработке проекта реконструкции очистных сооружений Обществом за 2-3 квартал 2014 года и 228651 руб. в счет платы по мероприятию по приобретению и монтажу механической решетки - нового оборудования в 4 квартале 2014 года).
В ответ на обращения Управление Росприроднадзора по Ульяновской области письмами от 17.10.2017 N 01 -27/7489 и от 19.10.2017 N 01-27/7572 предложило Обществу представить документы согласно перечню, установленному Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, а также указало, что при корректировке размеров платы не учитываются затраты на капитальный ремонт, в связи с чем затраты на капитальный ремонт песколовки N 2 не могут быть отнесены к расходам, которые зачитываются для уменьшения платы; приобретение и установка "агрегата механической очистки (механическая решетка)" не относятся к мероприятиям государственной поддержки, предусмотренным пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ); представленный Обществом расчет не соответствует концентрации веществ по приложенным протоколам испытаний, в расчетах отсутствует объем сбросов загрязняющих веществ; представленные данные анализов не свидетельствуют о достижении природоохранного эффекта в отчетных периодах.
В письмах от 10.11.2017 N 0189, N 0190 Общество ходатайствовало о проведении корректировки платы за 4 квартал 2014 года на сумму 228651 руб. в счет платы по приобретению и монтажу механической решетки, приложив подтверждающие данные расходы документы. За 2015 год Общество просило провести корректировку платы на сумму 991793 руб. - 819261 руб. в счет платы по мероприятию по приобретению и монтажу механической решетки (поскольку оборудование дорогостоящее, приобретено в декабре 2014 года, данные расходы просит зачесть за 4 квартал 2014 года и 1 -4 квартал 2015 года) и 172532 руб. по капитальному ремонту песколовки N 2 в 4 квартале 2015 года.
Общество приложило к письмам документы, подтверждающие указанные затраты предприятия в 2014 году и 2015 году на реализацию данных мероприятий, копии плана снижения сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты, данные анализов отводимых сточных вод, расчеты с пояснительными записками.
Письмом от 11.12.2017 N 01-27/8838 Управление Росприроднадзора по Ульяновской области пояснило, что доводы, изложенные Обществом в письме от 10.11.2017, аналогичны доводам, изложенным в письме от 15.09.2017 N 0149, в связи с чем с учетом отсутствия доказательств, подтверждающих устранение замечаний, указанных в письме от 19.10.2017 N 7572, невозможно проведение корректировки размера платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2015 года. Кроме того, Управление Росприроднадзора по Ульяновской области указало, что согласно представленным документам приобретение и монтаж решетки в здании решеток включены в план мероприятий Общества на 2013-2014 годы и выполнен согласно акту сдачи - приемки выполненных работ от 08.12.2014, в связи с чем указанное мероприятие не может быть рассмотрено в качестве затрат, проведенных в 2015 году.
Письмом от 04.12.2017 N 01-27/8597 Управление Росприроднадзора по Ульяновской области указало, что корректировка платы должна осуществляться в отчетном периоде, корректирующий расчет платы за 4 квартал 2014 года не представлен. Вычитание суммы затрат на реализацию природоохранных мероприятий производится из платы за негативное воздействие на окружающую среду только по тем показателям (каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части сбросов), по которым в соответствии с планом предусматривается снижение объема сбросов загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду. Работы, связанные с приобретением и установкой агрегата механической очистки (механическая решетка), не относятся к мероприятиям государственной поддержки. Проведение корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года без устранения замечаний невозможно.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Ульяновской области с рассматриваемыми требованиями.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Общества.
Суд первой инстанции установил, что несоблюдение вышеприведенных требований указанных правил послужило основанием для отказа в удовлетворении ходатайств Общества о проведении корректировки платы за 4 квартал 2014 года и за 1-4 кварталы 2015 года.
Общество в апелляционной жалобе ссылается на положения Правил N 347. Данное нормативное обоснование требований об оспаривании отказов, полученных в декабре 2017 по обращениям о корректировке от сентября и ноября 2017 года, суд апелляционной инстанции считает неверным, поскольку при рассмотрении дел между теми же сторонами о взыскании и корректировке платы за предыдущие периоды (дела N А72-15990/2016, N А72-6779/2017) суды указывали, что расчет размера корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо осуществлять по Правилам, которые действовали в момент возникновения соответствующих правоотношений сторон - то есть в момент подачи заявления о корректировке платы; Определением Верховного Суда РФ от 27.04.2018 N306-КГ17-19046 данные выводы судов в рамках дела NА72-15990/2016 были поддержаны.
Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 N 317 утверждено Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Общество представило План мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты на 2013-2014 годы, который был приложен к ходатайству заявителя о корректировке за 4 квартал 2014 г. и которым предусмотрено снижение концентрации взвешенных веществ после заявленных природоохранных мероприятий - приобретение и монтаж решетки в здании решеток - до 180 мг/л.
Из приложенных документов усматривается, что договор поставки на данный товар был заключен обществом 15.05.2014, товарная накладная на поставку агрегата механической очистки (механическая решетка) оформлена 15.12.2014, оплата (фактические расходы) произведены обществом в апреле и мае 2015 года, шефмонтаж и пусконаладка оборудования приняты по акту от 08.12.2014 (при этом в верхнем углу акта проставлена дата 16.01.2015, т.1 л.д.64), оборудование принято по акту приема-передачи 12.03.2015.
Из указанных документов следует, что затраты на финансирование такого природоохранного мероприятия как "приобретение и монтаж решетки в здании решеток" осуществлены Обществом только в 2015 году, следовательно, не могут быть учтены при проведении корректировки платы за 4 квартал 2014 года.
За 2015 год в силу перечисленных положений закона данные затраты также не могут быть учтены, поскольку не предусмотрены Планом мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты ООО "Экопром" на 2015-2017 годы.
При корректировке размеров платы не учитываются затраты, не указанные в пункте 26 Правил N 255, в том числе затраты на капитальный ремонт (пункт 27 Правил N 255), следовательно, расходы на капитальный ремонт песколовки N 2, произведенные в 4 квартале 2015 года, также не могут быть учтены при корректировке (уменьшении) платы.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, приведенными в отзыве на апелляционную жалобу, о том, что природоохранный эффект заявленных мероприятий Обществом не доказан: согласно представленным в материалы дела протоколам испытаний концентрация взвешенных веществ в 2014 году составляла 10-12 мг/дм3 (протоколы по выпускам 1 и 2 от 29.12.2014 N 353, 354), а в 2015 году, после монтажа механической решетки, которая установлена по утверждению Общества в декабре 2014 года, концентрация взвешенных веществ увеличилась и составила 17-19 мг/дм3 (протоколы N 46,47 от 18.03.2015), 21-23 мг/дм3 (протоколы N 120, 121 от 11.06.2015).
Концентрация аммоний иона до ремонта песколовки по протоколам N 120, N 121 от 11.06.2015 составляла 0,65-0,70 мг/дмЗ, после ремонта - 0,73-0,75 мг/дм3 (протоколы испытаний N 14,15 от 11.02.2016), никеля - 0,011 мг/дм3 до ремонта и 0,013 мг/дм3 после, меди - 0,003-0,004 мг/дм3 до ремонта и 0,008 мг/дм3 после ремонта на основании тех же вышеназванных протоколов испытаний.
Таким образом, Общество не представило надлежащих доказательств реализации в отчетном периоде мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, требования о корректировке размера платы на указанные в заявлении суммы необоснованны.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказы Управления Росприроднадзора по Ульяновской области в проведении корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду и требование о представлении дополнительных документов и уточняющих расчетов, изложенные в обжалуемых письмах от 11.12.2017 N 01-27/8838, от 04.12.2017 N 01-27/8597, являются правомерными, а заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
При подаче заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 3000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 1500 руб. для юридических лиц.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО "Экопром" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 25.07.2018 N 482 государственную пошлину в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.06.2018 по делу N А72-887/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Экопром" (ОГРН 1107329002670, ИНН 7329002389), г.Димитровград, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 25.07.2018 N 482 государственную пошлину в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.