г. Пермь |
|
20 сентября 2018 г. |
Дело N А50-10421/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Инженерные коммуникации" (ОГРН 1165958058331, ИНН 5902033973) - Шарманова Г.И., паспорт, доверенность от 05.04.2018;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) - Соболева Е.А., удостоверение, доверенность от 13.10.2017;
от третьего лица Шармановой Марии Юрьевны - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края от 21 июня 2018 года
по делу N А50-10421/2018, принятое судьей Самаркиным В.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Инженерные коммуникации" (ОГРН 1165958058331, ИНН 5902033973)
к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537),
третье лицо - Шарманова Мария Юрьевна,
о признании частично недействительным решения от 09.01.2018 N 84 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Инженерные коммуникации" (далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение фонда, Фонд) от 09.01.2018 N 84 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 97 129,20 рубля.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21 июня 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы Фонд настаивает на том, что пособие по беременности и родам выплачивается по всем местам работы при условии, что работник отработал в двух предшествующих годах как по основному месту работы, так и по совместительству. Если в расчетном периоде застрахованное лицо трудилось по совместительству только в одном году или не трудилось вообще, то пособие по беременности и родам следует назначать и выплачивать в порядке, установленном частью 2.1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". В рассматриваемом случае трудовые отношения между Шармановой М.Ю. и ООО "СК "Инженерные коммуникации" начались с 01.03.2016 г., работа в ООО "СК "Инженерные коммуникации" является для Шармановой М.Ю. работой по совместительству. В листке нетрудоспособности по беременности и родам на период с 01.08.2017 г. по 18.12.2017 г., выданному Шармановой М.Ю., имеется запись о выдаче листка нетрудоспособности по основному месту работы - N277300615184. Страховой случай наступил в 2017 г., при этом, Шарманова М.Ю. не отработала у заявителя двух лет, предшествующих наступлению страхового случая (2015-2016 г.г). Справка о неполучении пособия по беременности и родам с основного места работы Шармановой М.Ю. не представлена. Следовательно, у заявителя отсутствовали правовые основания для назначения пособия по беременности и родам Шармановой М.Ю.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован 09.02.2016 в налоговом (регистрирующем) органе по месту учета и, исходя из положений статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пункта 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее также - Закон N 255-ФЗ) является страхователем и плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По итогам проведенной должностным лицом отделения фонда камеральной проверки представленных заявителем документов в целях анализа правильности определения расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составлен акт проверки от 27.11.2017 N 156258о, фиксирующий выявленные нарушения нормативных требований.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки уполномоченным должностным лицом Отделения фонда вынесены решение от 09.01.2018 N 84 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с которым Отделением фонда не приняты к зачету расходы страхователя в сумме 119 712,60 руб., а также решение от 09.01.2018 N 5158 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, согласно которому заявителю частично выделены средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения в сумме 147 978,93 руб., отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 119 712,60 руб., ввиду того, что страхователем расходы на выплату пособия по беременности и родам работавшей по совместительству Шармановой М.Ю., трудоустроенной в 2016 году по трудовому договору от 01.03.2016 и не отработавшей на момент наступления в 2017 году страхового случая у страхователя двух календарных лет, произведены с нарушением части 2 статьи 13 закона N 255-ФЗ (л.д.121-125).
Из решения Отделения фонда от 09.01.2018 N 84 следует, что основанием для непринятия расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2017 году послужили выводы фонда о несоблюдении Обществом положений части 2 статьи 13 закона N 255-ФЗ, в частности страхователем произведены в 2017 году расходы на выплату пособия по беременности и родам работавшей у заявителя по совместительству Шармановой М.Ю., которая трудоустроена у заявителя в 2016 году и не работала у страхователя двух календарных лет, предшествующих году наступления страхового случая.
Не согласившись с указанным решением отделения фонда от 09.01.2018 N 84 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 97 129,20 рубля, общество обратилось в арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что факт трудовых отношений между обществом и Шармановой М.Ю., наступление страхового случая, а также представление обществом документов в обоснование его расходов как страхователя на выплату страхового обеспечения подтверждены, следовательно, оснований непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 97 129,20 руб. исходя из средней заработной платы работника за период работы именно у заявителя, без учета совокупного заработка Шармановой М.Ю. у всех страхователей, у фонда не имелось.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу подпунктов 5, 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - закон N 165-ФЗ) пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам являются страховым обеспечением.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 закона N 165-ФЗ).
Согласно подпункта 6 пункта 2 статьи 12 закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 закона N 165-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 федерального закона N 255-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу части 1 статьи 4.2 федерального закона N 255-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страховщик имеет право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 закона N 165-ФЗ страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Часть 4 статьи 13 закона N 255-ФЗ устанавливает, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Согласно части 2 статьи 13 закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 этого закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
На основании части 2.1 статьи 13 закона N 255-ФЗ, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Частью 2.2 статьи 13 закона N 255-ФЗ нормативно установлено, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 этой статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 этой статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
В силу части 5.1 статьи 13 закона N 255-ФЗ в случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 этой статьи, застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.
Как определено частью 1 статьи 14 закона N 255-ФЗ, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.
Исходя из части 7 статьи 14 закона N 255-ФЗ, особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - положение N 375).
В пункте 19 Положения N 375 содержатся положения, аналогичные нормативным установлениям, приведенным в части 2 статьи 13 закона N 255-ФЗ.
Исходя из положений части 2.2 статьи 13 закона N 255-ФЗ, застрахованное лицо, работающее на момент страхового случая (беременности и родов, временной нетрудоспособности) у нескольких страхователей и ранее (в двух предшествующих годах) у этих (этого) и других (другого) страхователей вправе выбрать способ выплаты пособия и субъектов - страхователей, выплачивающих пособие по беременности и родам, по временной нетрудоспособности: - либо в соответствии с частью 2 этой статьи - страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) за предшествующие 2 года исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у каждого страхователя, назначающего и выплачивающего пособие; - либо в соответствии с частью 2.1 этой статьи - страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица, исходя из средней зарплаты за предшествующих 2 года у этих страхователей.
Из материалов дела следует, что Шарманова М.Ю. как застрахованное лицо на момент наступления страхового случая в 2017 году была трудоустроена у нескольких страхователей, одним из которых являлось общество "Строительная компания "Инженерные коммуникации", в интересах которого Шарманова М.Ю. с 01.03.2016 года осуществляла трудовую деятельность на условиях совместительства (трудовой договор от 01.03.2016 N 5, должностная инструкция от 01.03.2016; л.д.34-37, 65-69).
Медицинской организацией Шармановой М.Ю. выданы листки нетрудоспособности по основному месту работы и работы по совместительству.
Шарманова М.Ю., как застрахованное лицо, трудоустроенное как у заявителя, так и ранее у другого страхователя обратилась за выплатой пособия по беременности и родам к заявителю.
Заявитель полагает, что вправе претендовать на возмещение расходов на выплату пособия по беременности и родам по расчету в сумме 97 129,20 руб., исходя из средней заработной платы работника за период работы именно у заявителя (л.д.32), без учета совокупного заработка Шармановой М.Ю. у всех страхователей.
Факты трудовых отношений между заявителем и Шармановой М.Ю., наступления страхового случая, предопределяющего выплату в нормативно установленном порядке пособия, а также представление заявителем документов в обоснование его расходов как страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе в спорной сумме 97 129,20 руб. подтверждаются материалами дела (л.д.32-40, 52-59, 61-62, 65-69, 103, 105-112) и фондом по существу не оспариваются.
Спорным, применительно к доводам сторон, является вопрос способа выплаты пособия и необходимости соблюдения такого условия как осуществление работником - застрахованным лицом трудовой деятельности в течении двух календарных лет, предшествующих году наступлению страхового случая.
Как верно указано судом первой инстанции закон N 255-ФЗ не содержит положений, запрещающих выплату пособий по беременности и родам, по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим по совместительству и устанавливающих обязанность отработать по совместительству два года. Указанные положения статьи 13 федерального закона N 255-ФЗ соответствующих ограничений на выплату пособий по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, в случае, если страховой случай наступил, а работник проработал у данного работодателя менее двух лет, не содержат.
Расчет возмещаемых в связи с выплатой пособия расходов в сумме 97 129,20 руб. основан на конкретных показателях доходов и иных расчетных показателях для целей расчеты пособия, исходя из представленных в дело доказательств.
Застрахованное лицо (Шарманова М.Ю.) получила два листка нетрудоспособности - 277300616633 по совместительству и 277300615184 по основному месту работы.
Шарманова М.Ю. обратилась за выплатой пособия и к обществу (место работы по совместительству).
Фондом не оспаривается, что ООО "СК "Инженерные коммуникации" исчислило спорное пособие в размере 97129,20 руб. только исходя из заработка, полученного Шармановой М.Ю. в ООО "Строительная компания "Инженерные коммуникации".
При расчете пособий страхователя не учитывался совокупный заработок Паршаковой А.В. у всех страхователей.
Принимая во внимание приведенные нормативные установления, у заинтересованного лица, отсутствовали правовые основания для отказа обществу в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 97 129,20 руб. исходя из средней заработной платы работника за период работы именно у заявителя (л.д.32), без учета совокупного заработка Шармановой М.Ю. у всех страхователей, и непринятия к зачету этих расходов.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал решение фонда от 09.01.2018 N 84 в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 97 129,20 руб. незаконным, и правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Материалы дела не содержат сведений, указывающих о завышении обществом размера заработной платы застрахованного лица с целью получения более высокого пособия по беременности и родам из фонда социального страхования, как и умышленных действий самого застрахованного лица направленных на получение пособия по беременности и родам в большем от установленного размере.
Толкуя все сомнения и неясности закона (ч. 2.1, 2.2 ст. 13) в пользу лица, привлекаемого к ответственности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для иных выводов, чем те, к которым пришел суд первой инстанции при рассмотрении настоящего спора.
Соответствующие доводы фонда, изложенные в жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.
При подаче апелляционной жалобы отделение фонда социального страхования Российской Федерации на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении дела, в том числе апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 июня 2018 года по делу N А50-10421/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.