19 сентября 2018 г. |
Дело N А83-16915/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2018.
В полном объёме постановление изготовлено 19.09.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Горбуновой Н.Ю.,
Сикорской Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Голубенко В.А.,
при участии:
прокурора - Куинджи М.А., служебное удостоверение ВОN 226582 от 02.08.2017;
представителя истца - Кравец А.В., доверенность от 21.12.2017 N 2338-Д;
представителя ответчика - Шинкаренко О.П., доверенность от 11.12.2017 б/н;
представителя третьего лица (Министерство внутренних дел Российской Федерации) - Братухиной Ю.Б., доверенность от 18.12.2017 N Д-1/554;
представителя третьего лица (Федеральное казенное учреждение "Загородный дом приемов "Русичи" Министерства внутренних дел Российской Федерации") - Корпусова Е.Г., доверенность от 17.01.2018 N 40АВ0335425;
представителя третьего лица (Совет министров Республики Крым) - Володькина С.А., доверенность от 12.04.2016 N 1/01-48/748;
представителя третьего лица (Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым) - Назаренко Д.Ю., доверенность от 31.05.2018 N 07/01/2972,
третье лицо (Правительство Севастополя) - не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Общества с ограниченной ответственностью "Югсевморсервис", Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федерального казенного учреждения "Загородный дом приемов "Русичи" Министерства внутренних дел Российской Федерации" и Заместителя прокурора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2018 по делу N А83-16915/2017 (судья Якимчук Н.Ю.)
по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым
к Обществу с ограниченной ответственностью "Югсевморсервис",
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца: Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федерального казенного учреждения "Загородный дом приемов "Русичи" Министерства внутренних дел Российской Федерации", Совета министров Республики Крым, Правительства Севастополя, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
при участии Прокуратуры Республики Крым
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - МИЗО РК, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Югсевморсервис" (далее - ООО "Югсевморсервис", ответчик) о признании за Российской Федерацией права собственности на имущественный комплекс детского оздоровительного лагеря "Береговое", расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1, состоящий из объектов недвижимого имущества, а именно: нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 5,6 кв.м 90:25:080301:118; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 26,4 кв.м 90:25:080301:106; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 391,8 кв.м 90:25:080301:78; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 160,1 кв.м 90:25:080301:128; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 157,4 кв.м 90:25:080301:129; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 112,1 кв.м 90:25:080301:126; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 37,4 кв.м 90:25:080301:127; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 159,0 кв.м 90:25:080301:133; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 18,6 кв.м 90:25:080301:142; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 48,0 кв.м 90:25:080301:151; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 503,7 кв.м 90:25:080301:135; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 83,1 кв.м. 90:25:080301:139; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 47,6 кв.м 90:25:080301:138; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 8,6 кв.м 90:25:080301:137; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 839,9 кв.м 90:25:080301:134; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 46,3 кв.м 90:25:080301:141; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 168,7 кв.м 90:25:090105:506; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 160,5 кв.м. 90:25:080301:132; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 206,6 кв.м 90:25:080301:145; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 7,2 кв.м 90:25:080301:136; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 102,9 кв.м 90:25:080301:144; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 158,3 кв.м 90:25:080301:131; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 1444,7 кв.м 90:25:080301:122; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 380,5 кв.м 90:25:080301:163; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 433,7 кв.м 90:25:080301:159; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 185,4 кв.м 90:25:080301:155; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 221,0 кв.м 90:25:080301:157; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 52,1 кв.м 90:25:080301:154; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 187,5 кв.м 90:25:080301:156; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 193,0 кв.м 90:25:080301:153; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 155,2 кв.м 90:25:080301:148; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 103,9 кв.м 90:25:080301:152; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 14,4 кв.м 90:25:080301:150; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 15,0 кв.м 90:25:080301:143; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 205,8 кв.м 90:25:080301:149; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 2,0 кв.м 90:25:080301:172; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 1,5 кв.м 90:25:080301:173; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 46,7 кв.м 90:25:080301:177; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 183,6 кв.м 90:25:080301:175; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 2,0 кв.м 90:25:080301:174; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 2,0 кв.м 90:25:080301:169; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 3,0 кв.м 90:25:080301:170; сооружение г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 1,5 кв.м 90:25:080301:158; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 12,2 кв.м 90:25:080301:161; сооружение (навес) г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - высота 4 м, объем 848 куб.м, площадь застройки 212,4 кв.м 90:25:080301:166; сооружение (трибуна) г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - площадь застройки 94,3 кв.м 90:25:080301:160; сооружение (площадка) г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - площадь застройки 37,1 кв.м 90:25:080301:165; сооружение (бетонное мощение) г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - площадь застройки 918,3 кв.м 90:25:080301:167.
Исковые требования мотивированы тем, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит спорное недвижимое имущество. Возникновение прав истец подтверждает тем, что распоряжением Правительства Севастополя от 20.04.2017 N 172-РП "О передаче недвижимого имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в собственность Российской Федерации" в собственность Российской Федерации передан имущественный комплекс детского оздоровительного лагеря "Береговое", в том числе спорные объекты недвижимого имущества. Кроме того, согласно распоряжению от 21.06.2017 N 711-р "О принятии имущества в федеральную собственность" указанное выше имущество принято в федеральную собственность, а также закреплено на праве оперативного управления за Федеральным казенным учреждением "Загородный дом приемов "Русичи" Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что истцом был избран ненадлежащий способ защиты своего нарушенного права, что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МИЗО РК, Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ), Федеральное казенное учреждение "Загородный дом приемов "Русичи" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ФКУ "Загородный дом приемов "Русичи" МВД РФ") и Заместитель прокурора Республики Крым обратились в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Правовая позиция апеллянтов сводится к тому, что право собственности Российской Федерации на спорное имущество возникло на основании ненормативных актов, не отмененных в установленном порядке, МИЗО РК является надлежащим истцом в силу возложенных на него полномочий соглашением, заключенным между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Советом министров Республики Крым, а факт владения спорным имуществом Российской Федерацией подтверждается передачей его на праве оперативного управления ФКУ "Загородный дом приемов "Русичи" МВД РФ", которое использует его в уставной деятельности.
Также, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, ООО "Югсевморсервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции, исключив из мотивировочной части решения выводы о том, что с момента принятия имущества ООО "Югсевморсервис" в государственную собственность города федерального значения Севастополя, право собственности на указанное имущество прекратилось у прежнего правообладателя (абзац 3 лист 7), и что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является собственником спорных объектов недвижимого имущества (абзац 6 лист 12), в остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменений. По мнению ООО "Югсевморсервис", указанные выводы суда первой инстанции основаны только на том, что в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 03.11.2016 N 623-РП спорное имущество включено в реестр собственности города Севастополя. При этом, не установлены основания включения данного имущества в соответствующий реестр, а следовательно данные выводы суда первой инстанции противоречат правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 07.11.2017 N 26-П/2017.
Определениями от 24.07.2018, 10.08.2018, 15.08.2018 апелляционные жалобы приняты к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, судебное разбирательство назначено на 21.08.2018.
В судебное заседание 21.08.2018 явились прокурор, представители истца, ответчика, а также третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федерального казенного учреждения "Загородный дом приемов "Русичи" Министерства внутренних дел Российской Федерации", Совета министров Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Правительство Севастополя явку своего представителя не обеспечило, о времени и месте судебного заседания было уведомлено надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомило.
Протокольным определением от 21.08.2018 судебное разбирательство отложено на 12.09.2018.
В судебное заседание 12.09.2018 явились прокурор, представители истца, ответчика, а также третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федерального казенного учреждения "Загородный дом приемов "Русичи" Министерства внутренних дел Российской Федерации", Совета министров Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Правительство Севастополя явку своего представителя не обеспечило, о времени и месте судебного заседания было уведомлено надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомило.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено следующее.
21.03.2014 принят Федеральный Конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N6-ФКЗ).
В части 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Пунктами 2, 3, 5, 6 решения Севастопольского городского совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" установлено, что со дня вступления в силу настоящего решения на территории города Севастополя не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21.02.2014. Законодательство Украины, кроме указанного в абзаце первом настоящего пункта, применяется на территории города Севастополя до принятия соответствующих нормативных актов города Севастополя (пункт 2). Деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом (пункт 3). Все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории города Севастополя, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными городом Севастополем (пункт 5). Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя (пункт 6).
Постановлением Правительства Севастополя от 28.02.2015 N 118-ПП "О некоторых вопросах национализации имущества" установлено, что государственной собственностью города федерального значения Севастополя является движимое и недвижимое имущество, имущественные права и нематериальные активы предприятий, расположенных на территории города Севастополя, которые не привели учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц в срок до 01.03.2015, в том числе ПАО "Севморзавод", ООО "Югсевморсервис".
В соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 03.11.2016 N 623-РП в реестр собственности города Севастополя включен имущественный комплекс "Береговое" санаторно-курортного назначения и канализационные очистные сооружения, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Форос, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1, как имущество, находящееся в казне города Севастополя (т.1 л.д. 57-61).
На основании распоряжения Правительства Севастополя от 20.04.2017 N 172-РП "О передаче недвижимого имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в собственность Российской Федерации" из государственной собственности Севастополя в собственность Российской Федерации передано недвижимое имущество детского оздоровительного комплекса "Береговое", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1, указанное в приложении к настоящему распоряжению, в том числе спорные объекты недвижимого имущества (т. 7, л.д. 22-27).
В соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 21.06.2017 N 711-р "О принятии имущества в федеральную собственность" указанное выше имущество из государственной собственности Севастополя принято в федеральную собственность (т.1, л.д. 62-67).
Пунктом вторым указанного распоряжения установлено, что право собственности Российской Федерации на имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению, возникает с даты утверждения акта приема-передачи.
В соответствии с пунктом 3.7. Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 157 (т.1, л.д. 17-38), Министерство осуществляет полномочия, предусмотренные Соглашением между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий в сфере управления федеральным имуществом, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2014 N 1688-р.
Так, при обращении в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с целью инициирования регистрации права собственности Российской Федерации, МИЗО РК стало известно, что на объекты недвижимого имущества указанные в приложении к распоряжению Совета министров Республики Крым от 21.06.2017 N 711-р "О принятии имущества в федеральную собственность", зарегистрировано право собственности за ООО "Югсевморсервис".
На основании изложенного, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением, согласно которому просит суд признать право собственности за Российской Федерацией на имущественный комплекс детского оздоровительного лагеря "Береговое", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
При этом нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица не должно быть вероятностным (предположительным). Исходя из пункта 1 статьи 2 АПК РФ, судебное решение должно иметь своей целью защиту нарушенных прав (охраняемых законом интересов), а также восстановление нарушенных прав.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Выбор способа защиты не может осуществляться заявителем произвольно.
Признание права является одним из способов защиты гражданских прав (вещно-правовой защиты), что прямо предусмотрено абзацем вторым статьи 12 ГК РФ. Иск о признании права относится к искам о правах на недвижимое имущество (абзац 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"; далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22).
Иск о признании права собственности на недвижимое имущество представляет собой требование лица, считающего себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом (пункт 58 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право.
Суд первой инстанции верно пришел к верному выводу о том, что с момента включения, в т.ч. спорного имущества, в реестр имущества, учитываемого как собственность города Севастополя, право собственности на указанное имущество возникло у города Севастополя и прекратилось у прежнего правообладателя, в дальнейшем произошла передача данного имущества распоряжением Правительства Севастополя от 20.04.2017 N 172-РП в собственность Российской Федерации, а также принятие данного имущества распоряжением Совета министров Республики Крым от 21.06.2017 N 711-р в федеральную собственность.
Довод апелляционной жалобы ООО "Югсевморсервис" о том, что утверждение о возникновении права собственности на спорное имущество города Севастополя в связи с включением его в реестр собственности города Севастополя, при том, что не установлены основания включения данного имущества в соответствующий реестр, противоречит правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 07.11.2017 N 26-П, подлежит отклонению на основании следующего.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2017 N 26-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца первого части 2 статьи 2, абзаца третьего части 1 и части 3 статьи 2.1 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Постановление N 26-П Конституционного Суда РФ) в связи с жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Дайвинг-Центр "Соляриус", "Промхолдинг" и "Формат-ИТ" разъяснено, если имущество, принадлежащее на праве частной собственности физическим и юридическим лицам, было включено в Перечень, физические и юридические лица, не согласные с решением органов государственной власти Республики Крым, не лишены возможности реализовать право на судебную защиту своих нарушенных прав. При этом сам по себе факт включения в Перечень конкретных объектов недвижимого имущества не может быть основанием для отказа в удовлетворении их законных требований.
Конституционный суд отметил, что правомерность приобретения имущества в частную (или государственную) собственность также относится к обстоятельствам, которые подлежат оценке судом, рассматривающим спор, связанный с включением конкретных объектов недвижимого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, и с учетом которых на основании судебного решения соответствующие объекты недвижимого имущества сохраняются в Перечне или исключаются из него. Такой подход предполагает и оценку судом правомерности отчуждения недвижимого имущества из государственной собственности в частную с точки зрения соблюдения соответствующих законоположений, а также квалификацию действий физических и юридических лиц - приобретателей этого имущества как добросовестных или недобросовестных.
Учитывая то, что в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждая сторона, лицо, участвующие в деле, должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, на ответчика возлагалась обязанность доказать обстоятельства правомерности приобретения имущества в частную собственность. Однако, в качестве правоустанавливающих документов на спорное имуществом ответчиком представлен ряд ненормативных актов Ялтинского горисполкома.
Из материалов дела усматривается, что спорное имущество являлось собственностью Гocyдapcтвeннoгo предприятия "Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе", которое в последствии на основании пункта 2 Указа Президента Украины от 15.07.1993 "О корпоратизации предприятий" было преобразовано в OAO "Севастопольский морской завод".
Кроме того, указанный пункт указа предусматривал, что учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в соответствии с этим указом на базе общегосударственной собственности, со стороны, государства являются органы, уполномоченные управлять этим имуществом: центральные органы государственной исполнительной власти, другие подведомственные Кабинету Министров Украины органы и областные государственные администрации.
Пунктом 8 указа установлено, что учредители открытых акционерных обществ после принятия решения об их приватизации передают акции этих обществ государственным органам приватизации в порядке, определенном Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку и Фондом государственного имущества Украины.
Следовательно, корпоративные права ОАО "Севастопольский морской завод", созданного на базе ГП "Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе", принадлежали государству.
Из содержания учредительного договора о создании ООО "Югсевморсервис" следует, что ОАО "Севастопольский морской завод" в уставный фонд внесло имущество на сумму 13725623 грн, что эквивалентно 99,99854 % уставного капитала (т. 4 л.д. 133-136).
При этом, решение органа, уполномоченного управлять недвижимым имуществом, органа по вопросу его внесения в уставной фонд Общества, не представлено. Следовательно, принимая постановление от 28.02.2015 N 118-ПП "О некоторых вопросах национализации имущества" Правительство Севастополя обосновано исходило из его публично правовой принадлежности ввиду прекращения своей деятельности ОАО "Севастопольский морской завод" на территории города федерального значения Севастополя.
Возражая против исковых требований, ответчик ссылается на регистрацию за ним права собственности на имущество, не приводя при этом доводов об основаниях его приобретения. На необходимость проверки таких доводов указал в своем Определении от 27.08.2018 N 310-ЭС18-12376 Верховный Суд Российской Федерации.
Также необходимо отметить, что Постановлением N 26-П Конституционного Суда РФ разъяснено, что само по себе законодательное регулирование, закрепляющее в качестве общего правила сохранение права собственности за физическими и юридическими лицами и обеспечение преемственности между правом собственности Украины и правом собственности Республики Крым с указанием момента прекращения права собственности у прежнего правообладателя и возникновения его у Республики Крым, является допустимым и обусловлено особенностями переходного периода, введение которого имело целью в том числе упорядочение отношений собственности при интеграции новых субъектов Российской Федерации в Российскую правовую и экономическую системы и тем самым - поддержание правовой определенности и стабильности гражданского оборота в новых для Республики Крым условиях.
С учетом изложенного, судебная коллегия пришла к выводу о возникновении права собственности Российской Федерации на спорные объекты на основании постановления Правительства Севастополя от 28.02.2015 N 118-ПП "О некоторых вопросах национализации имущества", распоряжения Правительства Севастополя от 03.11.2016 N 623-РП, распоряжения Правительства Севастополя от 20.04.2017 N 172-РП "О передаче недвижимого имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в собственность Российской Федерации", распоряжения Совета министров Республики Крым от 21.06.2017 N 711-р "О принятии имущества в федеральную собственность". В дальнейшем Российская Федерация в лице уполномоченного органа передала в оперативное управление ФКУ "Загородный дом приемов "Русичи" МВД РФ" спорное имущество для использования в процессе уставной деятельности, у которого оно находится в фактическом владении, что подтверждается соответствующим передаточным актом от 03.07.2017 и не опровергнуто ответчиком.
Вывод суда первой инстанции о том, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым избрало ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку является не владеющим собственником спорных объектов недвижимого имущества, входящих в состав имущественного комплекса детского оздоровительного лагеря "Береговое", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1, является неверным, поскольку в силу части 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Частью 2 указанной статьи установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, тот факт, что собственником в лице уполномоченного органа спорное имущество было передано ФКУ "Загородный дом приемов "Русичи" МВД РФ" не означает, что им не может быть предъявлен иск о признании права собственности на данное имущество.
С учетом установления обстоятельств возникновения права собственности Российской Федерации на спорное имущество, а также владения истцом данным имуществом, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме и признания права собственности за Российской Федерацией на спорное имущество.
Поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимися в деле доказательствам, апелляционные жалобы МИЗО РК, Министерства внутренних дел Российской Федерации, ФКУ "Загородный дом приемов "Русичи" МВД РФ" и Заместителя прокурора Республики Крым подлежат удовлетворению, а обжалованное решение - отмене, соответственно доводы апелляционной жалобы ООО "Югсевморсервис" о необходимости изменить мотивировочную часть решения отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 АПК РФ).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре уплачивается в размере 6000,00 рублей.
В соответствие с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины за поданный иск составляет 6000,00 рублей.
Согласно подпункту 1.1 пункту 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового Кодекса Российской Федерации, ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
Аналогичная позиция изложена в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Учитывая вышеуказанное, а также результат рассмотрения настоящего спора, суд на основании статьи 110 АПК РФ приходит к выводу о взыскании с ответчика в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 6 000,00 рублей за подачу искового заявления в суд первой инстанции, а также за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2018 по делу N А83-16915/2017 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ОГРН 1149102017426, ИНН 9102012080) удовлетворить.
Признать право собственности на имущественный комплекс детского оздоровительного лагеря "Береговое", расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1, состоящий из объектов недвижимого имущества, а именно: нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 5,6 кв.м 90:25:080301:118; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 26,4 кв.м 90:25:080301:106; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 391,8 кв.м 90:25:080301:78; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 160,1 кв.м 90:25:080301:128; нежилое здание, г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 157,4 кв.м 90:25:080301:129; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 112,1 кв.м 90:25:080301:126; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 37,4 кв.м 90:25:080301:127; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 159,0 кв.м 90:25:080301:133; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 18,6 кв.м 90:25:080301:142; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 48,0 кв.м 90:25:080301:151; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 503,7 кв.м 90:25:080301:135; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 83,1 кв.м. 90:25:080301:139; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 47,6 кв.м 90:25:080301:138; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 8,6 кв.м 90:25:080301:137; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 839,9 кв.м 90:25:080301:134; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 46,3 кв.м 90:25:080301:141; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 168,7 кв.м 90:25:090105:506; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 160,5 кв.м. 90:25:080301:132; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 206,6 кв.м 90:25:080301:145; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 7,2 кв.м 90:25:080301:136; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 102,9 кв.м 90:25:080301:144; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 158,3 кв.м 90:25:080301:131; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 1444,7 кв.м 90:25:080301:122; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 380,5 кв.м 90:25:080301:163; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 433,7 кв.м 90:25:080301:159; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 185,4 кв.м 90:25:080301:155; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 221,0 кв.м 90:25:080301:157; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 52,1 кв.м 90:25:080301:154; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 187,5 кв.м 90:25:080301:156; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 193,0 кв.м 90:25:080301:153; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 155,2 кв.м 90:25:080301:148; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 103,9 кв.м 90:25:080301:152; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 14,4 кв.м 90:25:080301:150; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 15,0 кв.м 90:25:080301:143; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 205,8 кв.м 90:25:080301:149; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 2,0 кв.м 90:25:080301:172; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 1,5 кв.м 90:25:080301:173; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 46,7 кв.м 90:25:080301:177; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 183,6 кв.м 90:25:080301:175; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 2,0 кв.м 90:25:080301:174; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 2,0 кв.м 90:25:080301:169; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 3,0 кв.м 90:25:080301:170; сооружение г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 1,5 кв.м 90:25:080301:158; нежилое здание г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - 12,2 кв.м 90:25:080301:161; сооружение (навес) г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - высота 4 м, объем 848 куб.м, площадь застройки 212,4 кв.м 90:25:080301:166; сооружение (трибуна) г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - площадь застройки 94,3 кв.м 90:25:080301:160; сооружение (площадка) г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - площадь застройки 37,1 кв.м 90:25:080301:165; сооружение (бетонное мощение) г. Ялта, пгт. Санаторное, ул. Южная, 1 - площадь застройки 918,3 кв.м 90:25:080301:167.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Югсевморсервис" (ОГРН 1149204033637, ИНН 9203004737) в Федеральный бюджет 6000 тысяч рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции, а также 3000 тысячи рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Центрального округа по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Остапова |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-16915/2017
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "ЮГСЕВМОРСЕРВИС"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Федеральное казенное учреждение "Загородный дом приемов "Русичи" Министерства внутренних дел Российской Федерации", Прокуратура города Севастополя, Прокуратура Республики Крым, Прокуратура РК, ФКУ "Загородный дом приемов "Русичи"
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5390/18
18.12.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2012/18
19.09.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2012/18
04.07.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-16915/17