город Омск |
|
20 сентября 2018 г. |
Дело N А46-7239/2018 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сидоренко О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9079/2018) общества с ограниченной ответственностью "Компания "Резерв" на решение Арбитражного суда Омской области от 02.07.2018 по делу N А46-7239/2018 (судья Ярковой С.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Резерв" (ИНН 5507086692, ОГРН 1065507046472) о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка N ДГУ-Ц-34-928 от 26.08.2008 за период с 01.12.2016 по 14.02.2017 в размере 125 808 руб. 34 коп., пени за период с 01.06.2015 по 14.02.2017 в размере 2 238 руб. 48 коп.,
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Компания "Резерв" (далее - ответчик, ООО "Компания "Резерв", Общество) задолженности по договору аренды земельного участка N ДГУ-Ц-34-928 от 26.08.2008 за период с 01.12.2016 по 14.02.2017 в размере 125 808 руб. 34 коп., пени за период с 01.06.2015 по 14.02.2017 в размере 2 238 руб. 48 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.07.2018 по делу N А46-7239/2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований Департамента отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы Общество ссылается на неправомерное применение судом к рассматриваемым правоотношениям пункта 5 постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", признанного недействующим определением Верховного суда Российской Федерации N 50-АПГ17-18 от 02.11.2017. При таких обстоятельствах, по утверждению подателя жалобы, при расчете размера арендных платежей, подлежащих взысканию с ответчика в рассматриваемом периоде, подлежали применению ставки арендной платы, установленные постановлением Правительства Омской области N 179-П от 29.10.2008.
Согласно пункту 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (статьи 261, 262, 267, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 25.07.2018 лицам, участвующим в деле было предложено представить в канцелярию суда отзыв на апелляционную жалобу и доказательства его направления другим участникам арбитражного процесса в срок до 24.08.2018.
Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 Постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
Между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и ООО "Компания "Резерв" 26.08.2008 заключен Договор аренды N ДГУ-Ц-34-928 земельного участка из состава земель населенных пунктов в границах города Омска, общей площадью 1 016 кв.м, с кадастровым номером 55:36:040101:3057, местоположение земельного участка установлено в 13 м северо-западнее относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, Центральный АО, г. Омск, ул. Кемеровская, д. 4.
28.12.2010 указанный договор аренды земельного участка зарегистрирован в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области, что подтверждается оттиском печати органа государственной регистрации и подписью государственного регистратора на последнем листе договора. Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи земельного участка, который является приложением к договору аренды.
Размер арендной платы определяется согласно расчету, который является приложением к договору аренды, расчет подписан арендатором.
В соответствии с Законом Омской области "О внесении изменений в закон Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 06.12.2012 N 1496-03 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев предусмотренных федеральным законодательством, осуществляют органы местного самоуправления, Главное управление по земельным ресурсам Омской области утратило данные полномочия. Указом Губернатора Омской области от 07.02.2013 N 17 принято решение о ликвидации Главного управление по земельным ресурсам Омской области. В соответствии с Решением Омского городского совета от 26.10.2011 N 452 в редакции Решения Омского городского совета от 27.02.2013 N 110 Департамент имущественных отношений Администрации города Омска распоряжается земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, Департамент наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена с 11.02.2013, в соответствии с Решением Омского городского совета от 27.02.2013 N 110. Учитывая изложенное, Арендодателем по земельному участку в настоящее время является Департамент.
Арендатор уведомлен в установленном порядке о том, что расчет арендной платы осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" (пункт 5 Приложения к Постановлению).
Ап = С*Р*И, где А-размер арендной платы, рублей;
С - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:040101:3057, площадью 1016 кв. м, на 17.08.2015 составляет 7 799 000,0 рублей (отчет N 800-2-14 от 08.11.2016)
Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - 8,25%
И - размер уровня инфляции (Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года) - по состоянию на 17.08.2015 - 1, по состоянию на 17.08.2016 - 1,064 и т.д.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п (далее - Постановлени N 108-п) арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Учитывая изложенную формулу расчета, размер арендной платы по договору устанавливается в следующем размере.
Годовой размер арендной платы с 17.08.2015 по 16.08.2016 составляет 643 417 руб. 50 коп. в год. Ежемесячный размер арендной платы с 17.08.2015 по 16.08.2016 составляет 53 618 руб. 13 коп. в месяц.
Годовой размер арендной платы с 17.08.2016 составляет 684 596 руб. 22 коп. в год. Ежемесячный размер арендной платы с 17.08.2016 составляет 57 049 руб. 69 коп. в месяц.
Как указывает Департамент, в результате произведенного перерасчета арендной платы сумма задолженности Общества по договору аренды земельного участка составила 125 808, 34 руб. за период с 01.12.2016 по 14.02.2017.
В связи с ненадлежащим исполнением Обществом своих обязательств по уплате арендной платы Департаментом начислены пени за просрочку платежей за период с 01.06.2015 по 14.02.2017 в размере 2 238, 48 руб.
01.06.2017 директору ООО "Компания "Резерв" И.А. Гусеву направлена претензия N ИСХ-ДИО/8383 с требованием об уплате суммы задолженности в размере 125 808, 34 руб. за период с 01.12.2016 по 14.02.2017 и пени за период с 01.06.2015 по 14.02.2017 в размере 2 238, 48 руб.
Ненадлежащее исполнение Обществом договора, явилось основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
02.07.2018 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене на основании следующего.
Правоотношения сторон, возникшие на основании договора от 26.08.2008 N ДГУ-Ц-34-928, регулируются нормами раздела III части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и параграфа 1 главы 34 части 2 ГК РФ, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также условиями заключенного договора.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (пункт 1 статьи 607 ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Право аренды земельных участков предусмотрено статьей 22 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
С 01.03.2015 пункт 3 статьи 65 ЗК РФ утратил силу (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ в ЗК РФ введена статья 39.7.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на основании статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется органами местного самоуправления городского округа, в отношении земельного участка расположенного на территории городского округа.
Материалы дела свидетельствуют, что расчет ежемесячной арендной платы с учетом дополнительного соглашения к договору, зарегистрированного 2010 года, распространившего свое действие на отношения сторон, возникшие с момента подписания указанного соглашения, осуществлялся Департаментом в соответствии с Положением об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п (далее - Постановление N 179-п).
В соответствии с абзацем пятым пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 10 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" Правительством Омской области принято постановление от 29.10.2008 N 179-п, которым утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске.
Согласно пункту 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, в редакции, подлежащей применению в рассматриваемом случае, размер годовой арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства, а также земельных участков, право аренды которых приобретается (приобретено) в связи с расположением на них зданий, строений, сооружений, за исключением земельных участков, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, определяется по следующей формуле:
Ап = Кс x Сап /12,
где Ап - размер ежемесячной арендной платы; Кс - кадастровая стоимость земельного участка; Сап - среднеарифметическая ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка: 0,015+0,01/2 (пункты 3, 8 приложения N 1 к Положению);
12 - количество месяцев в году.
Значение Сап определяется в соответствии с приложением N 1 к Положению.
При расчете арендной платы за земельный участок с различными видами использования значение ставки арендной платы принимается равным среднеарифметическому значению ставок арендной платы, установленных для соответствующих видов использования земельного участка.
Указанным выше приложением N 1 утверждены значения ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.
Материалами дела установлено, а также не оспаривается сторонами, что истец исполнил свои обязательства перед ответчиком в рамках договора, земельный участок в спорный период находился в аренде у ООО "Компания "Резерв".
Таким образом, у ответчика возникло обязательство по внесению арендной платы.
Из материалов дела следует, что Общество ежемесячно оплачивало арендные платежи в размере 18 314, 57 руб., в тот период, когда размер арендных платежей, в соответствии с Постановлением 179-п составлял 2 107, 78 руб. (с 10.01.2015).
При расчете задолженности по внесению арендной платы Департаментом заявлены требования за период с 01.12.2016 по 14.02.2017.
При этом задолженность в размере 125 808 руб. 34 коп. образовалась в связи изменением размера арендной платы за спорный период. Указанные сведения о размере задолженности и основаниях увеличения арендной платы отражены в расчете, представленном Департаментом в материалы рассматриваемого спора.
Об изменении размера арендной платы Общество уведомлено письмом Департамента от 21.12.2016 N Исх.-ДИО/19145.
Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Департамента о взыскании с ООО "Компания "Резерв" задолженности (в виде доначисления на основании Постановления N 108-п) по арендной плате в размере 125 808 руб. 34 коп. за период с 01.12.2016 по 14.02.2017, пени в размере 2 238 руб. 48 коп. за период с 01.06.2015 по 14.02.2017, доводы подателя жалобы судом апелляционной инстанции признаются состоятельными в связи с нижеследующим.
Как следует из материалов рассматриваемого спора размер арендной платы, подлежащей уплате Обществом определен Департаментом за спорный период (с 01.12.2016 по 14.02.2017) в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов".
В соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, в случае предоставления земельного участка в аренду для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов в отношении земельного участка, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта и пункте 4 настоящего Порядка.
Пунктом 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п, арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3, 4 настоящего Порядка, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле:
А = С x Р,
где А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 приложения к Постановлению N 108-п при заключении договора аренды земельного участка уполномоченный орган или орган местного самоуправления Омской области предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Размер ежемесячной арендной платы по договору в соответствии с Постановлением N 108-п составил:
- за период с 11.05.2015 по 16.08.2015 составил 2 810, 37 руб. в месяц;
- с 17.08.2015 по 16.08.2016 составляет 53 618, 13 руб. в месяц;
- с 17.08.2016 составляет 57 049, 69 руб. в месяц.
Как указано выше, перерасчет арендной платы произведен Департаментом в связи с принятием постановления Правительства Омской области от 29.08.2012 N 181-п, которым внесены изменения в постановление Правительства Омской области от 29.07.2008 N 179-П "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске" в части определения значения коэффициента Сап: определение данного коэффициента "ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка" изменено на "ставка арендной платы в зависимости от вида использования земельного участка" (с 18.09.2012); в связи с принятием приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области"; а также в связи с вступлением в силу постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", которым изменен порядок определения размера арендной платы за указанные земельные участки, к числу которых относится и рассматриваемый участок с кадастровым номером 55:36:040101:3057.
Возражая против удовлетворения исковых требований, Общество указало на несогласие с порядком определения задолженности за рассматриваемый период с учетом положений пункта 5 Постановления N 108-п, ссылаясь на отмену указанного пункта Постановления Определением Верховного суда РФ от 02.11.2017.
Согласно представленному акту сверки по состоянию на 29.05.2017 и расшифровке начислений и поступлений по договору, Общество ежемесячно производило оплату арендных платежей в размере 18 314, 57 руб., размер которой предусмотрен условиями договора с применением размера арендной платы, установленной ранее действующим постановлением Правительства Омской области N 179-п.
При этом, задолженность Общества в заявленном размере перед Департаментом образовалось в связи с перерасчетом арендной платы в соответствии с Постановлением N 108-п.
Суд апелляционной инстанции считает, что определение размера арендных платежей, осуществленное Департаментом на основании пункта 5 Порядка определения размера арендной платы, утвержденного Постановлением N 108-п, не может быть признано законным исходя из следующего.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 по делу N 50-АПГ17-18 основанием признания недействующим пункта 5 Постановления N 108-п явилось несоблюдение Правительством Омской области одного из установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно принципа экономической обоснованности определения размера арендной платы за земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Верховный Суд Российской Федерации исходил из того, что, установив в пункте 5 Постановления N 108-п расчет размера арендной платы в виде произведения рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, Правительство Омской области не представило каких-либо доказательств того, что им определялась доходность земельных участков с учетом их местоположения, наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Одним из предусмотренных статьей 12 ГК РФ способов защиты гражданских прав является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Несоответствие пункта 5 Постановления N 108-п нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, имеет место изначально с даты введения в действие указанных нормативных положений исполнительного органа субъекта Российской Федерации - Правительства Омской области.
В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснено, что нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента принятия решения суда не подлежат применению, в том числе при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествующий такому решению период.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10, признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
Применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 АПК РФ при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим обязательным принципам и ориентирам (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11).
При этом, указание в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 по делу N 50-АПГ17-18 на признание пункта 5 Постановления N 108-п недействующим с даты принятия настоящего определения, а не с даты принятия такого нормативного акта, не является основанием для отказа Обществу в защите права в рамках предъявленного к нему иска, основанного на таком нормативном акте, и не означает, что до принятия указанного судебного акта судом высшей судебной инстанции, установленный им порядок определения размера арендной платы за публичные земли на территории Омской области отвечал требованиям экономической обоснованности формирования регулируемой цены в целях его использования в расчете платы.
С учетом вышеизложенного, основания для взыскания с ООО "Компания "Резерв" арендной платы, рассчитанной за спорный период в соответствии с пунктом 5 Постановления N 108-п, отсутствуют.
При этом суд апелляционной инстанции полает, что расчет арендной платы за период с 01.12.2016 по 14.02.2017, а также пени, начисленных в соответствии с условиями договора необходимо производить по формуле расчета арендной платы, предусмотренной Постановлением N 179-п.
Как следует из представленного в материалы дела акта сверки по договору по состоянию на 29.05.2017, а также расшифровки начислений и поступлений по договору за период с 01.03.2013 по 28.02.2017, Обществом арендная плата вносилась в размере 18 314, 57 руб.
За период с 18.09.2012 по 14.02.2017 арендная плата изменялась в большую и меньшую сторону, в результате чего образовалась переплата в размере 276 329 руб. 06 коп.
С учетом произведенной ответчиком переплаты по договору на момент его расторжения у ООО "Компания "Резерв" отсутствовала задолженность по внесению арендных платежей перед истцом.
Поскольку задолженность Общества по уплате арендных платежей не нашла своего подтверждения, постольку у Департамента отсутствовали основания для начисления и взыскания неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
С учетом установленных обстоятельств позиция суда первой инстанции о правомерности расчета арендной платы по Договору за период с 01.12.2016 по 14.02.2017 с применением постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 N 108-п признается судом апелляционной инстанции ошибочной.
Принимая во внимание приведенные разъяснения и установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции отменяет решение по делу и принимает новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований к ООО "Компания "Резерв" о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка N ДГУ-Ц-347-928.
Судебные расходы по государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы распределяются между сторонами по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом того, что итоговый судебный акт принят не в пользу истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 02.07.2018 по делу N А46-7239/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) требований к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Резерв" (ИНН 5507086692, ОГРН 1065507046472) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка N ДГУ-Ц-34-928 от 26.08.2008 в размере 125 808 руб. 34 коп., пени в размере 2 238 руб. 48 коп. отказать.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Резерв" (ИНН 5507086692, ОГРН 1065507046472) судебные расходы в виде уплаченной при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины в размере 3 000, 00 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Судья |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7239/2018
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: ООО "КОМПАНИЯ "РЕЗЕРВ"