город Ростов-на-Дону |
|
19 сентября 2018 г. |
дело N А53-9899/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.,
при участии представителя заявителя Глущенко С.В. по доверенности от 05.04.2018, заинтересованного лица Шевченко Е.А. по доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
закрытого акционерного общества "РИФ" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2018 по делу N А53-9899/2018, принятое судьей Бондарчук Е.В. по заявлению закрытого акционерного общества "РИФ" к заинтересованному лицу Черноморо-Азовскому морскому Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РИФ" (далее - заявитель, АО "РИФ", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Черноморо-Азовскому морскому Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным предписания N 0010/01/0037/ПР/2018 от 22.02.2018.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что акватория морского порта Ростова-на-Дону не является внутренними морскими водами Российской Федерации, следовательно, получать заключение государственной экологической экспертизы не требуется.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва управления, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "РИФ" расположено в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону, в прибрежной защитной полосе и в водоохранной зоне р. Дон.
Основными видами деятельности общества является: судоремонт, судостроение, машиностроение, выпуск ТНП и осуществление иных видов хозяйственной и коммерческой деятельности, не запрещенной законодательством РФ.
Предприятие специализируется на ремонте судов различных типов и классов, шовные виды работ - замена обшивки, замена деревянных настилов, ремонтно-слесарные работы, электромонтажные работы.
АО "РИФ" имеет в собственности гидротехническое сооружение - причальную стенку, протяженностью 335,41 погонных метра (кадастровый номер 61:44:032113:0001:2445/13Я:306837). Назначение причала - достройка и ремонт судов.
Для ремонта судов АО "РИФ" имеет в собственности открытый поперечный эллинг площадью 2681,8 м2, представляющий собой капитальное механизированное судоподъемное сооружение, состоящее из наклонной плоскости и имеющий ряд рельсовых путей для подъема и спуска на воду судна.
Рельсовые пути эллинга уложены под уклоном частично под водой, частично над водой (стапель).
По итогам проверки обществу выдано предписание от 05.05.2017 N 0027/02/0099/ПР/2017 - осуществлять судоремонтную деятельность во внутренних морских водах акватории морского порта Ростов-на-Дону при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Срок исполнения предписания - 01.02.2018.
В период с 05.02.2018 по 22.02.2018 на основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 31.01.2018 N 37-КНД проведена внеплановая документарная проверка выполнения АО "РИФ" ранее выданного предписания от 05.05.2017 N 0027/02/0099/ПР/2017.
По итогам проверки обществу выдано предписание от 22.02.2018 N 0010/01/0037/ПР/2018, которым предписано в срок до 25.10.2018 осуществлять судоремонтную деятельность во внутренних морских водах акватории морского порта Ростов-на-Дону при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, АО "РИФ" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства: нарушение оспариваемым предписанием административного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; несоответствие оспариваемого предписания административного органа закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Согласно частям 1, 2 статьи 33 ФЗ "Об охране окружающей среды" - экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом "Об экологической экспертизе".
В соответствии с пунктом 7 статьи 11 ФЗ "Об экологической экспертизе" - объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Согласно частям 1, 2 статьи 34 ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" - государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной и иной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности.
Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Из текста заявления и апелляционной жалобы видно, что общество считает незаконным выданное предписание по тем основаниям, что статус внутренних морских вод не относится к водам морского порта Ростова-на-Дону, и требования, изложенные в пункте 7 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174, так и в пункте 2 статьи 34 Федерального закона "О внутренних морских водах", территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 1555 не распространяется на воды морского порта Ростова-на-Дону.
Вместе с тем данный довод был предметом исследования в суде первой инстанции и отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как верно установлено судом первой инстанции, судоремонтная и судостроительная деятельность АО "РИФ" осуществляется в границах акватории морского порта Ростов-на-Дону, водное пространство которой в соответствии со статьей 1 ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" определено как внутренние морские воды РФ.
Согласно Приказу Минтранспорта Российской Федерации от 09.07.2009 N 114 "Об открытии морского порта Ростов-на-Дону для оказания услуг", порту Ростов-на-Дону присвоен статус морского порта.
Акватория морского порта Ростов-на-Дону относится к внутренним морским водам в соответствии со статьей 1 ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2008 N 623-р "О внесении изменений в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 N 1800-р" из указанного перечня внутренних водных путей исключены часть реки Дон (от верхней границы - устье 132 канала до нижней границы - г. Азов, протяженность 293 км), включая Азово-Донской морской канал и порт Ростов-на-Дону.
Указанный участок водных путей приобрел статус внутренних морских вод Российской Федерации в соответствии с ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Основанием для такого рода выводов послужило именно исключение часть реки Дон (от верхней границы - устье 132 канала до нижней границы - г. Азов, протяженность 293 км), включая Азово-Донской морской канал и порт Ростов-на-Дону.
Целью вышеуказанных действий было предупреждение и предотвращение засорения, заиливания указанного водного объекта и истощения вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч.1 ст.65 Водного Кодекса Российской Федерации).
Согласно Реестру морских портов Российской Федерации порт Ростов-на-Дону является морским портом с площадью акватории 12,84 км2.
В соответствии с пунктом 15 статьи 4 ФЗ "О морских портах в Российской Федерации..." акваторией морского порта является водное пространство в границах морского порта.
Согласно пункту 1 статьи 16 ФЗ "О морских портах в Российской Федерации..." владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять:
- эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями;
- обеспечение промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
В соответствии со статьей 5 ФЗ "О Государственной границе РФ" к внутренним морским водам относятся воды портов до линии, соединяющей наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" к внутренним морским водам относятся воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов.
Таким образом, законодатель четко указывает море не только как ориентир, по которому определяются наиболее удаленные точки в пространстве, но и как конкретный водный объект, который играет самостоятельную роль при определении статуса вод того или иного порта РФ.
Следовательно, расширяя статус портов, расширяется и их хозяйственная деятельность, а значит, и увеличиваются риски причинения вреда окружающей природной среде.
На основании вышеизложенного, с учетом расположения АО "РИФ" в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону, в прибрежной защитной полосе и в водоохранной зоне р. Дон, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о нахождении общества во внутренних морских водах и, следовательно, необходимости наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела видно, что по состоянию на 01.02.2018 положительное заключение государственной экологической экспертизы деятельности во внутренних морских водах морского порта Ростов-на-Дону АО "РИФ" не получено, в связи с чем управлением АО "РИФ" правомерно выдано повторное предписание N 0010/01/0037/ПР/2017 от 22.02.2018.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2018 по делу N А53-9899/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.