г. Ессентуки |
|
20 сентября 2018 г. |
Дело N А25-657/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Суховеевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.07.2018 по делу N А25-657/2018 (судья А.С. Дышекова)
по исковому заявлению Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1020900515833, ИНН 0901001747)
к обществу с ограниченной ответственностью "СОВ-ГРУПП" (ОГРН 1067746754679, ИНН 7720556490)
о взыскании штрафа,
в отсутствие сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской Республике (далее - учреждение, пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суда Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к ООО "СОВ-ГРУПП" (далее - общество) о взыскании 1 500 рублей штрафа.
Решением суда от 11.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что выявление обществом ошибки до ее обнаружения пенсионным фондом, самостоятельная корректировка ошибки путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за соответствующий период, свидетельствуют о возможности в таком случае не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций необоснованно не учтено, что в случае, если страхователь представил сведения по форме СЗВ-М не на всех застрахованных лиц и впоследствии, уже по истечении установленного срока, представил сведения по типу "дополняющие" на застрахованных лиц, на которых ранее сведения представлены не были, то применение финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, не может быть признано неправомерным. Также учреждение отмечает, что дополняющая форма СЗВ-М была подана обществом с нарушением срока.
Общество отзыв в суд не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество 13.09.2017 представило в учреждение сведения об индивидуальном персонифицированном учете по форме СЗВ-М, за август 2017 года в отношении 9 застрахованных лиц (л.д.10).
Согласно протоколу проверки от 13.09.2017 сведения приняты Пенсионным фондом (л.д.11-12).
17.10.2017 общество, самостоятельно обнаружив ошибку, выразившуюся в не представлении сведений на 3 застрахованных лиц в ранее представленных сведениях за август 2017 года, направило пенсионному фонду по телекоммуникационным каналам связи дополняющую форму СЗВ-М за август 2017 года (л.д.13-14).
Согласно протоколу проверки от 17.10.2016 указанные сведения обработаны и приняты пенсионным фондом (л.д.15).
Учреждение провело проверку по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой составило акт от 30.10.2017 N 008S18170005761 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и вынесло решение от 29.11.2017 N 008S19170004623 о применении финансовых санкций к страхователю в размере 1500 рублей.
Решение направлено в адрес ответчика 19.12.2017, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 19.12.2017 N 4,, почтовой квитанцией от 19.12.2017 (л.д.38-43).
Требованием от 25.12.2017 N 008S01171391554 обществу предложено добровольно уплатить штраф в срок до 17.01.2018.
Общество требование пенсионного фонда в добровольном порядке в полном объеме не исполнило, что послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорной суммы в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований пенсионного фонда, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с абзацем 3 пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
На основании статьи 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации также обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Федеральным законом N 27-ФЗ установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
По смыслу пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ общество является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату представления сведений) установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу части 2.2 указанной статьи страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, общество обязано представить сведения по персонифицированному учету за август 2017 года не позднее 15.09.2017.
Из материалов дела следует, что сведения в отношении 9 застрахованных лиц представлены ответчиком в сроки, установленные Федеральным законом N 27-ФЗ (за август 2017 года - 13.09.2017). Дополняющий отчет за август 2017 года в отношении 3 застрахованных лиц представлен 17.10.2017.
В силу положений Федерального закона N 27-ФЗ сведения представляются в отношении каждого застрахованного лица и носят индивидуальный (персонифицированный) характер, в связи с чем, представление ответчиком отчета, не содержащего сведения о застрахованных лицах и представление указанных сведений лишь в составе дополняющего отчета должно квалифицироваться как непредставление сведений в установленный срок, а не как представление неполных и недостоверных сведений.
В материалы дела не представлены доказательства направления учреждением уведомления о представлении ответчиком неполных или недостоверных сведений. Определение суда о представлении доказательств выявления нарушения заявитель не исполнил.
Ввиду чего, суд приходит к выводу о самостоятельном выявлении и устранении страхователем допущенной ошибки.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция).
Согласно пункту 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Для представления корректирующих сведений установлен пятидневный срок который исчисляется со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
При этом Федеральный закон N 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения учета сведений не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в Пенсионный фонд, не устанавливают ответственность за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах и корректировка расчета не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В рассматриваемом случае суд расценивает действия общества по представлению дополняющего отчета по форме СЗВ-М за август 2017 года с исправлением ранее допущенной ошибки и указанием сведений об 3 застрахованных лицах, не указанных в исходной форме СЗВ-М за этот период, в качестве реализации права страхователя на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу о том, что неполнота изначально направленных исходных сведений была выявлена и впоследствии устранена самим страхователем, в связи с чем, у учреждения отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Следовательно, учреждение неправомерно привлекло страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Доводы управления о том, что несвоевременное представление форм СЭВ-М либо представление неполных и (или) недостоверных сведений влечет за собой разнесение недостоверной информации на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, и следовательно, возможность нарушения пенсионных прав застрахованных лиц, финансовые санкции, установленные статьей 17 Закона N 27-ФЗ служат дополнительным инструментом, обеспечивающим актуальность сведений на индивидуальных лицевых счетах, необходимых для исполнения пенсионного законодательства, отклоняются апелляционным судом.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Также Верховный Суд применительно к самостоятельному выявлению ошибки до ее обнаружения пенсионным фондом, указал, что такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Иное толкование управлением положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме и надлежаще оценены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.07.2018 по делу N А25-657/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.