г. Тула |
|
19 сентября 2018 г. |
Дело N А68-5520/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.09.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Еремичевой Н.В. и Большакова Д.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовым А.Р., при участи представителей Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Тула, ОГРН 10907154013461, ИНН 7107516785) - Хоптяного К.А. (доверенность от 18.01.2018 N 1-01-44/830), генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Узловское водоканализационное хозяйство" Санина Антона Олеговича - Кочиной О.В. (доверенность от 18.07.2018 N 71ТО1394316), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Узловское водо-канализационное хозяйство" Санина Антона Олеговича на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.07.2018 по делу N А68-5520/2018 (судья Елисеева Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о привлечении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Узловское водо-канализационное хозяйство" (далее - общество) Санина Антона Олеговича к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 25.07.2018 заявление удовлетворено. Генеральный директор общества Санин А.О. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, генеральный директор общества подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов ссылается на то, что из-за тяжелого финансового положения общество не имело возможности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии. Указывает на наличие правовых оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение. Обращает внимание на отсутствие в материалах дела доказательств причинения допущенным правонарушением вреда или наличия реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 22.03.2018 от АО "ТНС энерго Тула" в управление поступило заявление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора общества по факту нарушения установленного порядка предоставления исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сопряженного с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в отношении потребителя электрической энергии.
При рассмотрении управлением поступивших материалов установлено, что общество ненадлежащим образом выполняет обязательства в части оплаты потребленной электроэнергии по договору на снабжение электрической энергией от 03.05.2017 N 1450097, по условиям которого АО "ТНС энерго Тула" обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а общество обязуется оплачивать поставленную ему электроэнергию. Порядок расчетов за электрическую энергию (мощность) и срок исполнения обязательств по оплате установлен разделом "6" договора.
В нарушение условий договора и норм законодательства обществом систематически нарушаются установленные договором обязательства по оплате поставленной электрической энергии.
Факт задолженности подтверждается копией акта сверки взаимных расчетов по договору за период с 01.01 2017 по 30.11 2017.
Также установлено, что общество включено в "Перечень потребителей электрической энергии в Тульской области, ограничение режима потребления электрической энергии, который может привести к экологическим, социальным последствиям", утверждённый постановлением правительства Тульской области от 26.06.2017 N 256.
Согласно уведомлению АО "ТНС энерго Тула" от 07.11.2017 N КП-Т 49 об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств оплате электрической энергии (мощности), направленному в адрес общества, размер задолженности, послужившей основанием для предъявления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств на 03.11.2017 за электрическую энергию по договору электроснабжения, составляла 4 397 096 руб. 05 коп.
Среднемесячная величина обязательств по оплате электрической энергии по договору - 919 019 руб. 21 коп.
В вышеуказанном уведомлении АО "ТНС энерго Гула" установило величину обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии в размере 1 838 038 руб. 42 коп. и срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение - не позднее 60 дней со дня получения уведомления.
Уведомление АО "ТНС энерго Тула" получено потребителем электрической энергии 13.11.2017.
Установленный АО "ТНС энерго Тула" срок предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии согласно уведомлению от 07.11.2017 N КП-Т 1250 истек 12.01.2018.
Общество задолженность по оплате электрической энергии не погасило.
В установленные сроки обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии согласно уведомлению об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) АО "ТНС энерго Тула" от 07.11.2017 N КП-Т 1249 предоставлено не было.
Данный факт подтверждается справкой от 22.03.2018 N 01/2-1407-1-АЯ, подписанной главным бухгалтером АО "ТНС энерго Тула".
На момент получения (13.11.2017) потребителем уведомления от 07.11.17 N КП-Т 1249 об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической (мощности), а также в период срока (с 14.11.2017 по 12.01.2018), в течение которого необходимо было предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), генеральным директором общества был Санин А.О., о чем свидетельствует выписка из ЕГРЮЛ.
Усмотрев в бездействии директора общества Санина А.О. признаки состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ, управлением 07.05.2018 N 06-7-159/18П был составлен протокол об административном правонарушении.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и подпункта "д" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" материалы по факту административного правонарушения были направлены управлением в Арбитражный суд Тульской области для рассмотрения вопроса о привлечении генерального директора общества к административной ответственности.
Рассматривая заявление управления и удовлетворяя его, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В силу статьи 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения образует нарушение порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по ее оплате в соответствии с установленными договором сроками платежей.
Субъектом рассматриваемого административного правонарушения выступает потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
В случае, если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 установлены основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных настоящими Правилами случаях.
В соответствии с пунктом 255 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), утвержденных постановлением Правительства от 04.05.2012 N 442, потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
В силу пункта 256 Основных положений гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 255 настоящего документа потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 258 Основных положений потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.
Согласно пункта 260 Основных положений предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) не требуется, если до истечения срока, предусмотренного абзацем седьмым пункта 256 настоящего документа, обязательства по оплате электрической энергии (мощности), неисполнение или ненадлежащее исполнение которых послужило основанием для возникновения у потребителя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, исполнены в полном объеме.
Общество включено в "Перечень потребителей электрической энергии в Тульской области, ограничение режима потребления электрической энергии, который может привести к экологическим, социальным последствиям", утвержденный постановлением правительства Тульской области от 26.06.2017 N 256.
Таким образом, общество является потребителем, обязанным предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями пункта 255 Основных положений.
Судом области установлено и не оспаривается генеральным директором общества, что у общества за период с мая 2017 года по сентябрь 2017 года образовалась задолженность в размере 4 397 096 руб. 05 коп.
В связи с этим АО "ТНС энерго Тула" направило в адрес общества уведомление от 07.11.2017 N КП-Т 49 об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), в котором указало величину обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии в размере 1 838 038 руб. 42 коп. Срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение - не позднее 60 дней со дня получения уведомления.
Уведомление получено ответчиком 13.11.2017.
В указанный срок общество обеспечение исполнения обязательств ООО "ТНС энерго Тула" не предоставило, обязательства по оплате электрической энергии, неисполнение которых послужило основанием для возникновения у потребителя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, в установленный срок в полном объеме не исполнило, что свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) директора общества объективной стороны вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.
Суд первой инстанции с учетом того, что факт административного правонарушения подтвержден надлежащими доказательствами, обоснованно привлек генерального директора общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией данной статьи, - 40 000 рублей.
Судебная коллегия приходит к выводу, что избранная судом первой инстанции мера ответственности отвечает требованиям статей 3.5, 4.1 и 4.2 КоАП РФ, соотносится с характером совершенного деяния, соответствует минимальному размеру санкции статьи 14.61 КоАП РФ, обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены, признаков, характеризующих правонарушение как малозначительное, не выявлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку общество включено в "Перечень потребителей электрической энергии в Тульской области, ограничение режима потребления электрической энергии, который может привести к экологическим, социальным последствиям", суд области обоснованно не нашел правовых оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Представленные генеральным директором общества доказательства не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица.
Ссылка общества на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства причинения вреда или наличия реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей подлежит отклонению, поскольку в настоящем случае вмененное обществу правонарушение причиняет имущественный ущерб поставщику электрической энергии.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в этих статьях.
Кроме того, данное правонарушение выявлено административным органом не в ходе осуществления государственного (муниципального) контроля, а выявлено по результатам рассмотрения жалобы АО "ТНС энерго Тула".
Поскольку характер и содержание вменяемого правонарушения свидетельствует об отсутствии условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 и частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, основания для замены назначенного наказания на предупреждение отсутствуют.
Довод генерального директора общества о невозможности получения банковской гарантии в связи с отказом ПАО "МИнБанк" в ее предоставлении, поскольку финансовое состояние общества не соответствует паспорту заемщика, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Доказательств, свидетельствующие о принятии им мер по получению банковской гарантии в других банках, муниципальной или государственной гарантии, об обеспечении исполнения обязательств иными способами, генеральным директором общества представлено не было.
Как правильно отметил суд области, явившееся следствием экономического состояния общества ограничение возможности получить им банковскую гарантию не может служить основанием для освобождения заявителя от установленных законом обязательств и освобождения его от ответственности за неисполнение таких обязательств.
Доводы генерального директора общества не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах определение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Согласно части 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Поскольку для рассмотрения настоящей апелляционной жалобы генеральным директором общества по чеку-ордеру Тульского отделения N 8604 филиала N 268 от 18.09.2018 была уплачена государственная пошлина в сумме 3000 рублей, она подлежит возврату из федерального бюджета указанному физическому лицу на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 25.07.2018 по делу N А68-5520/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Санину Антону Олеговичу из федерального бюджета 3000 руб., излишне уплаченных по чеку-ордеру Тульского отделения N 8604 филиала N 268 от 18.09.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-5520/2018
Истец: Приокское управление Ростехнадзора
Ответчик: ООО "Узловское водо-канализационное хозяйство" генеральный директор ООО "Узловское водо-канализационное хозяйство" Санин Антон Олегович, ООО генеральный директор "Узловское водо- канализационное хозяйство" Санин А.О.