г. Хабаровск |
|
20 сентября 2018 г. |
Дело N А73-8998/2018 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.И. Сапрыкиной,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Проектно-изыскательский институт воздушного транспорта "Дальаэропроект"
на решение от 27.07.2018 по делу N А73-8998/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
судьей Руденко Р.А.,
по заявлению Открытого акционерного общества "Проектно-изыскательский институт воздушного транспорта "Дальаэропроект"
к Дальневосточному управлению по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным постановления
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Проектно-изыскательский институт воздушного транспорта "Дальаэропроект" (ОГРН-1082721005168, ИНН-2721159217; далее - общество, ОАО "ПИИ ВТ "Дальаэропроект") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточному управлению по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) от 24.05.2018 N 05П09/27-16-04-02-03, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением суда от 27.07.2018, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требования отказано по мотиву доказанности административным органом в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения его к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новое решение.
По мнению заявителя жалобы, имеются основания, предусмотренные частью 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, для снижения размера штрафа, и полагает возможным признать правонарушение малозначительным.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 30.03.2018 управлением в отношении застройщика ФГУП "Администрация гражданских аэропортов" (аэродромов)", на объекте капитального строительства "Реконструкция аэропортового комплекса "Новый" (г. Хабаровск)" этап 2.4.1, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, Аэропорт, проведена выездная проверка, по результатам которой составлен акт N 05-27-16-04-02.
В ходе проверочных мероприятий административным органом выявлено нарушение требований технических регламентов, проектной документации, при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства со стороны ОАО "Проектно-изыскательский институт воздушного транспорта".
По данному факту составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4. КоАП РФ, и 24.05.2018 административным органом вынесено постановление N 05П09/27-16-04-02-03, которым ОАО "ПИИ ВТ "Дальаэропроект" подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Посчитав постановление административного органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона нарушения по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ состоит в несоблюдении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Частью 6 статьи 52 Кодекса предусмотрено что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Согласно части 7 данной статьи отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций.
По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно частям 1, 2 статьи 53 указанного Кодекса строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.
В соответствии с частями 1, 7 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме: заявления о соответствии проектной документации требованиям настоящего Федерального закона; государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации; строительного контроля; государственного строительного надзора; заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации; заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона; ввода объекта в эксплуатацию.
Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в формах, указанных в пунктах 2 - 4 и 7 части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами и в сроки, которые установлены законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно пунктам 6 12 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.
В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.
Из материалов настоящего дела усматривается, что в ходе проверочных мероприятий спорного объекта строительства административным органом установлены нарушения со стороны ОАО "ПИИ ВТ "Дальаэропроект" при строительстве объекта капитального строительства, именно:
- в разделе N 4 "Сведения о строительном контроле застройщика или заказчика в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства" Общего журнала работ N 3 отсутствуют записи о строительном контроле застройщика;
- в разделе N 4 "Сведения о строительном контроле застройщика или заказчика в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства" Общего журнала работ N 10 отсутствуют записи о строительном контроле застройщика;
- не установлено защитное ограждение котлована устройства аккумулирующего резервуара ОС-2 с перепадом по высоте более 1,3 м, нарушены требования главы 5 проекта и пункт 4.10 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве" часть 1. (данное нарушение представителем лица, осуществляющего строительный контроль застройщика, не зафиксировано актом и не внесено в раздел 4 "Сведения о строительном контроле застройщика или заказчика в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства" общего журнала работ);
- котлован, для устройства аккумулирующего резервуара ОС-2, не защищен от попадания поверхностных вод, не выполнен, предусмотренный проектом вал высотой не менее 20-30 см, в результате дно котлована частично залито водой, нарушение выявлено 26.03.2018 г., нарушены требования проекта (данное нарушение представителем лица осуществляющего строительный контроль застройщика не зафиксировано актом и не внесено в раздел 4 "Сведения о строительном контроле застройщика или заказчика в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства" общего журнала работ).
Таким образом, обществом нарушены требования Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, что свидетельствует о наличии объективной стороны вмененного правонарушения.
Данный факт подтвержден имеющимся в материалах настоящего дела доказательствами, оцененными в порядке главы 7 АПК РФ., и по существу не оспаривается заявителем апелляционной жалобы.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
ОАО "ПИИ ВТ "Дальаэропроект" имело возможность своевременно устранить выявленные нарушения, но не предприняло всех зависящих от него мер, поэтому вывод о наличии вины в его действиях признается правильным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое установлено частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", апелляционный суд не счел возможным применить в рассматриваемой ситуации положения статьи 2.9 КоАП РФ в силу того, что допущенные обществом нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, и поэтому не может быть признано малозначительным.
Не оспаривая выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, общество в апелляционной жалобе, ссылаясь на тяжелое материальное положение, считает возможным снижение размера административного штрафа по правилам статьи 4.1 КоАП РФ.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что при назначении наказания управлением установлены обстоятельства отягчающие ответственность, а именно, привлечение данного лица к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде предупреждения (постановление Дальневосточного управления Ростехнадзора от 29.06.2017 N 05П06/27-15-55/02).
По мнению суда апелляционного суда, административный штраф, назначенный в минимальном размере - 100 000 руб., отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, суд второй инстанции установил, что производство по делу об административном правонарушении в отношении общества соответствует требованиям КоАП РФ, процессуальные права лица, привлеченного к административной ответственности, не были нарушены.
Таким образом, оснований для отмены или изменения принятого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.07.2018 по делу N А73-8998/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8998/2018
Истец: ОАО "ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА "ДАЛЬАЭРОПРОЕКТ"
Ответчик: Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору