Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 декабря 2018 г. N Ф03-5213/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
20 сентября 2018 г. |
А04-8972/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тищенко А.П.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-восстановительная компания"
на решение от 04.07.2018
по делу N А04-8972/2017
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-восстановительная компания"
к государственной жилищной инспекции Амурской области
о признании незаконным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аварийно-восстановительная компания" (далее - Общество, ООО "АВК") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - ГЖИ Амурской области, инспекция) N 310/1 от 20.07.2017.
Решением суда от 04.07.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ООО "АВК" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащие требования - решение и определение отменить и принять новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить предписание инспекция N 310/1 от 20.07.2017.
Заявитель жалобы приведены следующие доводы:
- инспекцией нарушен 20-тидневный срок проведения проверки (проверка подлежит окончанию 19.07.2017, а окончена 20.07.2017);
- отсутствовали основания для проведения плановой проверки;
- суд первой инстанции неверно истолковал часть 1 статьи 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона N 294-ФЗ), пункт 1 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 (далее - Правила N 489), часть 4 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- судом не рассмотрен довод о невозможности исполнить предписание ввиду не указания конкретных действий необходимых для его исполнения.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция не согласилась с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению арбитражным судом апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
В период с 23 июня по 20 июля 2017 года в отношении ООО "АВК" инспекцией в соответствии с утвержденным планом прокуратурой Амурской области (АС ЕРП 2017052733) была проведена плановая проверка, в ходе которой были выявлены нарушения пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, пунктов 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, осуществление управления 10 многоквартирными домами с технической документацией не соответствующей требованиям инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37.
Нарушения зафиксированы актом проверки N 310 от 20.07.2017.
По итогам проведения плановой проверки ГЖИ Амурской области обществу выдано предписание N 310/1 от 20.07.2017, которым ООО "АВК" было предложено изготовить технические паспорта (актуализировать) на многоквартирные дома, находящиеся по адресам: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская д. 140, 181, ул. Забурхановская д.93, ул. Зейская д.215, ул. Зеленая д. 10, 8, ул. Мухина д. 3, 5, ул. Островского д. 45, пер. Чудиновский д.13. В предписании также указано, что под актуализацией технического паспорта понимать - произвести технический учет жилищного фонда проводимый специализированными государственными и муниципальными организациями технической: инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро в соответствии с требованиями пункта 3 Положения "о государственном учёте жилищного фонда в РФ", утвержденного Постановлением Правительства N 1301 от 13.10.1997.
Не согласившись с выданным предписанием, ООО "АВК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований правомерно руководствовался следующим.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
При проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензии (пункт 13 Положения N 1110).
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением такого стандарта как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - правила N 491), в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости) (подпункт "а" пункта 4 Правил N 416).
Сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, которая согласно подпункту "а" пункта 24 Правил N 491 включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества.
Пунктом 27 Правил N 491 предусмотрено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда установлены пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Состав технической документации длительного хранения определен пунктом 1.5.1 Правил N 170 и включает в себя в том числе, паспорта на каждый жилой дом, квартиру и участок.
При этом в силу пункта 1.5.2 Правил N 170 техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
В соответствии с пунктом 1.6 Правил N 170 собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию, а также корректировать техническую документацию, состав которой определен пунктом 1.5.1 Правил N 170, в том числе проводить корректировку технического паспорта на дом.
Своевременная корректировка и актуализация данных технического паспорта необходима, в том числе, для правильного исчисления размера платы за жилищнокоммунальные услуги, поскольку информация о площадях жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, указанная в техническом паспорте, используется при расчете размера платы за коммунальные услуги (Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме").
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, актуализация технического паспорта относится к обязательным работам, и не требует решения общего собрания собственников для их проведения.
Согласно материалам дела, ООО "АВК" является управляющей организацией в отношении спорных жилых домов. Применительно к изложенным нормам, а также условиям договоров управления, принятие мер по актуализации технических паспортов на указанные дома является лицензионным требованием и прямой обязанностью Общества.
Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37).
Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией N 37.
Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро. В соответствии с приложением 12 к Инструкции N 37 технический паспорт здания (раздел "Архитектурно-планировочные и эксплуатационные показатели") включает в себя показатель "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования", а также показатель "уборочная площадь лестниц" (части 3, 7 Постановления правительства от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации").
Материалами дела подтверждается и не опровергнуто Обществом, что в отношении 10 многоквартирных домов, находящихся под управлением лицензиата, технические паспорта по форме и содержанию не соответствуют инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37, а именно форма представленных заявителем технических паспортов не соответствует приложению N 12 (раздел III "Общие сведения") Инструкции N 37. При этом в части указанных паспортов отсутствуют сведения о площади подвальных помещений, об уборочной площади общих коридоров и мест общего пользования; не актуализированы данные о физическом износе дома. В части указанных паспортов имеются исправления в отношении указания площади помещений, выполненные неустановленным лицом.
Кроме того, ООО "АВК" не опровергнуто то обстоятельство, что в квитанциях, выставляемых населению ПАО "ДЭК, общая площадь жилых и нежилых помещений не соответствует площади, указанной в технических паспортах.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и исполнимости предписания.
Отклоняется довод жалобы о нарушении инспекцией срока проведения проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля часть 2 статьи 11 Закона N 294-ФЗ).
В силу частей 3, 4 статьи 11 Закона N 294-ФЗ в процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
Таким образом, в срок проведения проверки не включаются дни, необходимые для направления запросов и получения соответствующих ответов на данные запросы с приложенными документами.
Согласно распоряжению инспекции от 13.06.2017 N 310 о проведении плановой проверки срок проведения установлен 20 рабочих дней, начальником инспекции в распоряжении установлено приступить к проверке 22.06.2017, окончить 20.07.2017.
Инспекцией уведомлением запрошены документы для проведения мероприятия со сроком предоставления 26.06.2017 и Общество информировано о проведении мероприятия по осмотру домов с 27.06.2017.
Общество как доказательство начала проверки указывает 22.06.2017 (начало подготовки им документов по запросу).
Вместе с тем, документы и информация Обществом представлены в инспекцию 27.06.2017. Акт проверки составлен 20.07.2017.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что срок проведения проверки соответствует статье 13 Закона N 294-ФЗ, поскольку фактически инспекция начала проверку позднее чем 22.06.2017.
Также подлежит отклонению довод о том, что у ГЖИ Амурской области отсутствовали основания для проведения плановой проверки, поскольку проверка проведена на основании распоряжения то 13.06.2017 N 310 в соответствии с планом проверок (АС ЕРП 2017052733) согласованных с прокуратурой Амурской области по факту соблюдения Обществом лицензионных требований.
Несостоятелен довод Общества о невозможности исполнить предписание ввиду не указания конкретных действий необходимых для его исполнения как противоречащий материалам дела.
Так, согласно материалам дела, оспариваемое предписание содержит четкое указание на действия, которые должно предпринять Общество, а именно изготовить технические паспорта (актуализировать) на многоквартирные дома с расшифровкой понятия актуализации.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 04.07.2018 по делу N А04-8972/2017 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8972/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 декабря 2018 г. N Ф03-5213/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Аварийно-восстановительная компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5213/18
04.10.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4687/18
04.10.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4688/18
20.09.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4687/18
04.07.2018 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-8972/17
11.10.2017 Определение Арбитражного суда Амурской области N А04-8972/17