г. Томск |
|
05 октября 2009 г. |
Дело N А67-4571/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2009.
Полный текст постановления изготовлен 05.10.2009.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Терехиной И. И.
судей: Кресса В. В., Лобановой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания судьей Лобановой Л. Е.
при участии:
от истца: Рубановой Г. И., Кусаиновой Л. Е.,
от ответчика: Федорова А.А., Крестинина П.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу войсковой части 3478 ВВ МВД РФ на решение Арбитражного суда Томской области от 06.07.2009 по делу N А67-4571/08 по иску Федерального государственного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 81 Федерального медико-биологического агентства" к войсковой части 3478 ВВ МВД РФ о взыскании 111 039, 87 руб. (судья Куренкова Т.А.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 81 Федерального медико-биологического агентства" (далее - учреждение здравоох-ранения) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к войсковой части 3478 ВВ МВД РФ (далее - войсковая часть) о взыскании 111 039, 87 руб. - задолженности за оказанные в июне 2006 г. медицинские услуги по договору N 1034 от 18.11.2005.
Решением Арбитражного суда Томской области от 28.11.2008, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.05.2009 указанные выше решение Арбитражного суда Томской области и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
Решением суда первой инстанции от 06.07.2009 исковые требования удовлетворены.
Войсковая часть в апелляционной жалобе, ее представители в судебном заседании просили решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь, в том числе на то, что:
- ответчик, руководствуясь действующими нормативными правовыми актами и учитывая то, что медицинская помощь в неотложных случаях является бесплатной для всех граждан РФ, с соблюдением своей специальной (целевой) правоспособности, 18.11.2005 заключил с истцом договор N 1034 об оказании медицинской помощи военнослужащим в рамках выделенных лимитов для заключения договоров на оказание плановой медицинской помощи и обследования в медицинских учреждениях системы здравоохранения, в последующем добросовестно, в рамках выделенных лимитов, оплачивал истцу расходы за оказанную плановую медицинскую помощь и обследование военнослужащих;
- в п/п. 1.2. договора заказчик берет на себя обязательства оплачивать медицинскую помощь, однако условиями договора не предусмотрена оплата оказанной помощи в неотложных случаях;
- суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, возложив обязанность по возмещению расходов ответчику за оказание неотложной медицинской помощи военнослужащим, которые возмещаются из средств бюджета муниципального образования, на бюджет федерального уровня.
Учреждение здравоохранения в отзыве на жалобу, его представители в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, в том числе по следующим основаниям:
- право гражданина РФ, в том числе военнослужащего, на получение бесплатной для него медицинской помощи не означает отсутствие обязанности ответчика эту медицинскую помощь оплачивать согласно Постановлению N 911;
- довод ответчика о том, что договор N 1034 заключен только на оказание плановой медицинской помощи военнослужащим (которую он истцу оплачивал) необоснован, п.п. 1.1., 1.2., 1.4. договора предусмотрено оказание медицинской помощи военнослужащим ответчика, в том числе, в неотложных случаях (с немедленной госпитализацией военнослужащих в неотложных случаях), с оплатой ответчиком затрат истца на лечение военнослужащих;
- оказание помощи при неотложных состояниях относится к первичной медико-санитарной помощи, а первичная медико-санитарная помощь в свою очередь входит в общее понятие "медицинская помощь" (ст. 37.1 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан");
- согласно п.п. 1, 2, 5, 6 Правил к Постановлению N 911, оказание учреждением здравоохранения медицинской помощи военнослужащим с возмещением затрат осуществляется как на основании заключенного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти договора, так и без наличия такового.
Заслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 06.07.2009, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Материалами дела установлено, что между учреждением здравоохранения (исполнитель) и войсковой частью (заказчик) заключен договор N 1034 об оказании медицинской помощи военнослужащим от 18.11.2005 (л.д.17-22 т.1).
Предметом договора является оказание медицинской помощи и иные медицинских услуг военнослужащим войсковых частей 3478, 3480, 3481, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в лечебных подразделениях истца при отсутствии по месту военной службы (службы), месту жительства (проживания) или иного нахождения медучреждений МВД РФ, или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях.
Основанием для обращения учреждения здравоохранения в арбитражный суд с настоящим иском, явилось нарушение войсковой частью условий договора об оплате предоставляемых услуг.
Принимая решение по результатам нового рассмотрения дела, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме, посчитав их обоснованными.
Апелляционный суд находит выводы суда соответствующими действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно п.1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
Статьей 309 ГК РФ установлен принцип надлежащего исполнения обязательств.
Постановлением Правительства РФ N 911 от 31.12.2004 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей", которым утверждены соответствующие Правила оказания медицинской помощи указанным гражданам, на федеральном уровне были определены порядок и источники финансирования и возмещения расходов на лечение учреждениям здравоохранения. Расходы на лечение сотрудников Министерства внутренних дел РФ возмещаются за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти (п.5).
Довод подателя жалобы о том, что медицинская помощь в неотложных случаях оказывается военнослужащим беспрепятственно и бесплатно со ссылкой на ст.37.1 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", п.2 Инструкции о порядке проведения финансовых расчетов за медицинскую помощь, оказанную военнослужащим внутренних войск МВД России учреждениями здравоохранения, апелляционный суд считает несостоятельным.
Согласно п.5 Правил оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденных постановлением Правительства РФ N 911 от 31.12.2004, при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медицинских учреждений системы МВД России, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим учреждениям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел РФ_ определен "Правилами возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава Федеральной фельдъегерской связи", также утвержденными постановлением Правительства РФ N 911 от 31.12.2004, где в п.2 установлено, что затраты учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам возмещаются военным округом (флотом), округом внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте РФ, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники. Расчеты производятся по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи, осуществляет проверку счетов-фактур, сведений об оказанной военнослужащим и сотрудникам медицинской помощи, обоснованности приема их на лечение (обследование, освидетельствование), качества и продолжительности их лечения (обследования, освидетельствования). Взаиморасчеты за дорогостоящие (высокотехнологичные) виды медицинской помощи, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения, и оказываемые военнослужащим и сотрудникам в специализированных медицинских учреждениях здравоохранения федерального подчинения, между федеральными органами исполнительной власти и указанными учреждениями здравоохранения не производятся (п.п. 7, 8 Правил возмещения расходов).
В силу изложенного, оказание учреждением здравоохранения военнослужащим и сотрудникам воинских частей медицинской помощи (включая и неотложную) может осуществляться как на основании заключенного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти договора, так и без наличия такового, причем оплата медицинских услуг должна производиться территориальным органом федерального органа исполнительной власти по тарифам, действующим в этом территориальном округе.
Нельзя признать обоснованной и ссылку подателя ответчика на несоблюдение судом первой инстанции рекомендаций постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.05.2009 в части касающейся оплаты услуг медицинской помощи территориальным органом федерального органа исполнительной власти в зависимости от бюджетного финансирования и его размера, поскольку из указанного выше постановления Федерального суда следует, что ни утвержденными Правительством РФ Правилами, ни иными законами и нормативными актами, ни заключенным между истцом и ответчиком договором N 1034 оплата услуг медицинской помощи территориальным органом федерального органа исполнительной власти не поставлена в зависимость от бюджетного финансирования и его размера.
Из содержания раздела 1 договора N 1034 от 18.11.2005, заключенного между сторонами, следует, что в предмет договора входит оказание медицинской помощи военнослужащим, в том числе и в неотложных случаях. При этом, исходя из п.1.2 договора, заказчик берет на себя обязательства оплачивать исполнителю затраты, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим заказчика (независимо от ее планового или неотложного характера), а исполнитель - обеспечивать оказание военнослужащим заказчика медицинской помощи надлежащего качества в лечебных подразделениях исполнителя.
В соответствии с п.3 договора оказанная медицинская помощь оплачивается заказчиком при условии отсутствия претензий по представленным документам и в соответствии с фактически выполненным объемом услуг, предъявленными счетами-фактурами и действующими тарифами из расчета стоимости одного койко-дня пребывания в стационаре, одного посещения, одного выполненного обследования.
Судом первой инстанции установлено, что в июне 2006 г. истцом оказана неотложная помощь 18-ти военнослужащим войсковой части, в связи с чем, учреждение здравоохранения предъявило войсковой части к оплате счет N УПР1311 от 31.10.2006 на сумму 111 039, 87 руб. (л.д. 41, 76 т. 1).
Выполнение надлежащим образом учреждением здравоохранения предусмотренных названным договором работ на сумму 111 039,87 руб. подтверждается материалами дела. Истец представил документальные подтверждения оказания медицинской помощи по каждому из 18-ти военнослужащих войсковой части, проходивших лечение в учреждении здравоохранения в июне 2006 г., согласно отчету за предоставленные медицинские услуги (л.д.42 т.1, л.д.6-71 т.2).
Факт оказания этих услуг и качество ответчик не оспаривает (иного не следует из материалов дела), однако доказательств оплаты оказанных услуг в требуемой сумме в материалы дела не представил.
Учитывая, что п.1.1 договора N 1034 от 18.11.2005 предусмотрено оказание медицинской помощи и иных медицинских услуг военнослужащим заказчика, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, соответственно, не имеющих медицинских полисов, а, следовательно, учреждение здравоохранения лишено возможности возместить затраченные на их лечение средства за счет Территориального фонда обязательного медицинского страхования, медицинские услуги должны быть оплачены ответчиком согласно условиям заключенного договора.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования и взыскал с войсковой части 111 039,87 руб. за оказанные учреждением здравоохранения медицинские услуги.
Оснований для отмены решения по доводам жалобы апелляционный суд не усматривает.
Руководствуясь ст. 110, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 24.11.2008 года по делу N А67-4571/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И. И. Терехина |
Судьи |
В. В. Кресс |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4571/08
Истец: ФГУЗ "Клиническая больница N81 Федерального медико-биологического агентства"
Ответчик: Военная часть 3478 ВВ МВД РФ
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А67-4571/2008
05.10.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-109/09
06.07.2009 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-4571/08
26.01.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-109/09
28.11.2008 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-4571/08