г. Томск |
|
12 января 2012 г. |
Дело N А27-9249/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Колупаевой Л.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вайшля Ю.В. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Прокопьевска Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 08.11.2011 года по делу N А27-9249/2011 (судья Мраморная Т.А.)
по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Прокопьевска Кемеровской области (ИНН 4223030711, ОГРН 1024201886015)
к Муниципальному общеобразовательному учреждению "Основная общеобразовательная школа N 1" (ИНН 4223025542, ОГРН 1024201883067)
о взыскании 89 634, 03 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Прокопьевска Кемеровской области (далее по тексту - Пенсионный фонд, истец, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N 1" (далее по тексту - МОУ "ООШ N 1") недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 5111, 14 рублей (пять тысяч сто одиннадцать рублей 14 копеек), недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 940, 89 рублей (девятьсот сорок рублей 89 копеек), недоимки но страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 332, 87 рублей (триста тридцать два рубля 87 копеек), начисленные пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 605, 20 рублей (шестьсот пять рублей 20 копеек), начисленные пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 71, 88 рублей (семьдесят один рубль 88 копеек), начисленные пени на недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 25, 41 рублей (двадцать пять рублей 41 копейка), начисленные пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 46, 21 рублей (сорок шесть рублей 21 копейка), штраф за занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1022, 23 рублей (одна тысяча двадцать два рубля 23 копейки), штраф за занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 188, 18 рублей (сто восемьдесят восемь рублей 18 копеек), штраф за занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 66, 57 рублей (шестьдесят шесть рублей 57 копеек), штраф за занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 121, 04 рублей (сто двадцать один рубль 04 копейки), штраф за представление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 80 712, 36 рублей (восемьдесят тысяч семьсот двенадцать рублей 36 копеек), обязании МОУ "ООШ N 1" представить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Прокопьевска Кемеровской области уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 03 месяца 2010 года, 06 месяцев 2010 года, 09 месяцев 2010 года, 12 месяцев 2010 года; обязании МОУ "ООШ N 1" представить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Прокопьевска Кемеровской области корректирующие индивидуальные (персонифицированные) сведения в системе обязательного пенсионного страхования за 01 полугодие 2010 года в отношении: Пронякиной Е.М. (СНИЛС 037-443-487 63). Моховиковой О.А. (СНИЛС 036-984-334-94), Горошниковой Е.Ю. (СНИЛС 037-443-876 72). Пикуле-вой Е.Е. (СНИЛС 037-443-545 56), Шахматовой Т.Е. (СНИЛС 040-981-418-51), Павлик З.А. (СНИЛС 128-144-063 37), Бедаревой М.В. (СНИЛС 034-443-705 54), Егель О.А. (СНИЛС 082-871-967 09), Чекалдиной Н.Н. (СНИЛС 037-443-550 53), Подосинниковой Н.Е. (СНИЛС 047-964-869 24), Жданович О.С. (СНИЛС 125-079-425 51). Надолиной О.А. (СНИЛС 091-644-596 73). Сидоркиной О.Ю. (СНИЛС 117-764-919 91), Павлик 1083 _1048 И.П. (СНИЛС 037-443-525 52). Редькиной Л.А. (СНИЛС 037-443-501 44), Илларионовой Е.А. (СНИЛС 037-443-799 67). Усачевой Л.И. (СНИЛС 037-443-499 67). Лукьяновой Л.П. (СНИЛС 037-443-519 54). Еро-шевой И.А. (СНИЛС 037-443-522 49), Чернышевой СВ. (СНИЛС 037443-527 54), Еавриловой Л.М. (СНИЛС 037-443-541 52). Решетниковой Т.М. (СНИЛС 036-670-268 62). Малик А.Д. (СНИЛС 037-443-518 53). Даниловой О.Н. (СНИЛС 115-682-298 67), Сибер Е.Е. (СНИЛС 037-443-528 55). Морозовой Т.В. (СНИЛС 036-992-736 04), Еавриловой Л.М. (СНИЛС 037-443-541 52); за 02 полугодие 2010 года в отношении: Пронякиной Е.М. (СНИЛС 037-443-487 63). Моховиковой О.А. (СНИЛС 036-984-334-94), Еорошниковой Е.Ю. (СНИЛС 037-443-876 72), Пикулевой Е.Е. (СНИЛС 037-443-545 56), Шахматовой Т.Е. (СНИЛС 040-981-418-51), Павлик З.А. (СНИЛС 128-144-063 37). Бедаревой М.В. (СНИЛС 034-443-705 54), Егель О.А. (СНИЛС 082-871-967 09), Чекалдиной Н.Н. (СНИЛС 037-443-550 53), Подосинниковой Н.Е. (СНИЛС 047-964-869 24), Жданович О.С. (СНИЛС 125-079-425 51), Надолиной О.А. (СНИЛС 091-644-596 73), Сидоркиной О.Ю. (СНИЛС 117-764-919 91). Павлик И.П. (СНИЛС 037-443-525 52). Редькиной Л.А. (СНИЛС 037-443-501 44). Илларионовой Е.А. (СНИЛС 037-443-799 67), Усачевой Л.И. (СНИЛС 037-443-499 67). Лукьяновой Л.П. (СНИЛС 037-443-519 54). Ерошевой И.А. (СНИЛС 037-443-522 49). Чернышевой СВ. (СНИЛС 037443-527 54), Гавриловой Л.М. (СНИЛС 037-443-541 52), Решетниковой Т.М. (СНИЛС 036-670-268 62). Малик А.Д. (СНИЛС 037-443-518 53), Даниловой О.Н. (СНИЛС 115-682-298 67), Сибер Е.Е. (СНИЛС 037-443-528 55), Радкевич М.Е. (СНИЛС 120-628-464 30). Мухомедзяновой Р. X. (СНИЛС 046-996-724 24), Михеенко В.А. (СНИЛС 036-670-197 64), Екимова А.В. (СНИЛС 074-413-625 51).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.11.2011 года заявление Пенсионного фонда удовлетворено частично. С МОУ "ООШ N 1" взыскан штраф в размере 1915, 77 рублей (одна тысяча девятьсот пятнадцать рублей семьдесят семь копеек) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований, истец обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт изменить.
Подробно доводы Пенсионного фонда изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве МОУ "ООШ N 1" просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 2, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2010 год, достоверности индивидуальных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и стаже застрахованных лиц за период с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года, о чем составлен акт проверки от 31.03.2011 N 10.
По результатам проверки Пенсионным фондом принято решение "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" от 22.04.2011 N 2.
Данным решением МОУ "ООШ N 1" привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 1398, 02 рублей за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения для исчисления страховых взносов, а также штрафа, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 80 712, 36 рублей, доначислены суммы страховых взносов в размере 6990, 10 рублей и пени в размере 484, 20 рублей.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод Пенсионного фонда о занижении базы для начисления страховых взносов, поскольку МОУ "ООШ N 1" не подтверждено документально целевое использование ежемесячной компенсации выплаченной педагогическим работникам Учреждения в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 рублей в месяц, а также предоставление недостоверных сведений о стаже работы в отношении 4 застрахованных лиц.
Принимая обжалуемое решение, Арбитражный суд Кемеровской области обоснованно исходил из следующего.
Исчисление и уплата страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, регулируется Законом N 212-ФЗ.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 5 указанного закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - организации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Пунктом 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее по тексту - Закон "Об образовании") установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Размер такой компенсации составляет 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования и 100 рублей - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.
С 01.01.2008 года в пункт 8 статьи 55 Закона "Об образовании" внесены изменения Федеральным законом N 258-ФЗ, которые дополнили указанный пункт следующим: педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом данным органом, в муниципальных образовательных учреждениях компенсация выплачивается в размере, устанавливаемом органом местного самоуправления.
В пункте 8 статьи 55 Закона "Об образовании" не установлено каких-либо ограничений о том, кому, на основании каких документов, в какие периоды выплачивается эта компенсация, за исключением указания на то, что выплаты должны быть произведены педагогическим работникам (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) и что компенсация является ежемесячной.
Из положений статьи 55 Закона "Об образовании" не следует, что предусмотренная для педагогов выплата является компенсацией фактически понесенных ими в связи с исполнением трудовых обязанностей затрат. В Законе "Об образовании" определены цели, для осуществления которых выплачивается ежемесячная денежная компенсация - в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.
Таким образом, в данном случае речь не идет о возмещении данной выплатой работнику понесенных им расходов в соответствующем размере. Компенсационный же характер выплат связан с тем, что педагогические работники, исходя из норм Закона "Об образовании", при исполнении профессиональных обязанностей имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, обязаны предпринимать меры, направленные на обеспечение учебного процесса, на повышение квалификации и др.
Денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам образовательных учреждений, состоящих в трудовых отношениях с этими учреждениями (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности и т.д.), а также работающим по совместительству при условии, что по основному месту работу они не имеют права на получение данной компенсации. Выплата денежной компенсации на книгопечатную продукцию педагогическим работникам образовательных учреждений должна производиться за счет средств соответствующих бюджетов.
Указанную выплату работодатель производит на основании пункта 8 статьи 55 Закона "Об образовании", независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
При этом данный Закон не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации, то есть законодательно не закреплен механизм выплаты компенсации, который содержал бы указание на определение условий и порядка ее выплаты каким-либо органом власти.
Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2011 по делу N А56-50538/2010.
Соответствующие доводы апеллянта судом апелляционной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.11.2011 года по делу N А27-9249/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Прокопьевска Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9249/2011
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное)
Ответчик: МОУ "Основная общеобразовательная школа N 1"
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-9249/11
27.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-817/12
12.01.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10261/11
08.11.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-9249/11