Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14 декабря 2018 г. N Ф10-5361/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
25 сентября 2018 г. |
Дело N А35-10234/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Сурненкова А.А.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания "Регион": Сумина М.А. согласно протокола от 15.09.2018;
от Курской области в лице комитета финансов Курской области: Бондарев В.С. по доверенности N 7 от 10.01.2018;
от комитета по тарифам и ценам Курской области: Иванов Д.В. по доверенности N 11-д от 24.11.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания "Регион" на решение Арбитражного суда Курской области от 11.07.2018 по делу N А35-10234/2017 (судья Беседина А.Ю.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания "Регион" к Курской области в лице комитета финансов Курской области о взыскании убытков в размере 2 113 506 руб. 21 коп.,
третье лицо: комитет по тарифам и ценам Курской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания "Регион" (далее - ООО "ТГК "Регион", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Курской области в лице комитета финансов Курской области (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 2 113 506 руб. 21 коп.
Определением суда от 14.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет по тарифам и ценам Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 11.07.2018 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением и ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "ТГК "Регион" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "ТГК "Регион" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Курской области в лице комитета финансов Курской области и комитета по тарифам и ценам Курской области возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Курской области от 11.07.2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ТГК "Регион" в 2016 году осуществляло отпуск тепловой энергии на территории поселка имени Карла Либкнехта Курчатовского района Курской области.
Постановлением комитет по тарифам и ценам Курской области от 09.10.2015 N 70 истцу был установлен тариф на отпускаемую тепловую энергию на период с 09.10.2015 по 30.06.2016 в размере 1 970,62 руб./Гкал на период с 01.07.2016 по 21.12.2016 в размере 2 173,80 руб./Гкал.
Постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 10.11.2015 N 88 были внесены изменения в постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 09.10.2015 N70, согласно которому для ООО "ТГК "Регион" тариф на отпускаемую тепловую энергию был снижен и установлен в следующем размере: с 09.10.2015 по 30.06.2016 в размере 1 970,62 руб./Гкал; с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 2 047,47 руб./Гкал; с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 2 047,47 руб./Гкал; с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 2 128,20 руб./Гкал; с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 2 128,20 руб./Гкал; с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 2 212,15 руб./Гкал.
Постановление комитета не оспорено, недействующим не признано.
Ссылаясь на то, что в результате применения мер данного тарифного регулирования деятельность предприятия в 2016 году оказалась убыточной, ООО "ТГК "Регион" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска. При этом суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Возмещение убытков возможно при наличии в совокупности нескольких условий: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями (бездействиями) ответчика и наступившими последствиями, размер причиненного вреда. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее Закон 147-ФЗ) услуги по передаче тепловой энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.
Органами регулирования естественных монополий применяется ценовое регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона N 147-ФЗ).
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) в 2016 году осуществлялось на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее Закон N 190-ФЗ), Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 109 (далее Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона N 190-ФЗ одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона N 190-ФЗ теплоснабжение осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Следовательно, как правомерно указал арбитражный суд области, регулирование тарифов базируется на принципах возмещения экономически обоснованных затрат ресурсоснабжающих организаций.
Обращаясь с иском, истец ссылался на то, что установленные на 2016 год тарифы не обеспечили полного возмещения расходов ресурсоснабжающей организации и затраты не были компенсированы мерами последующего тарифного регулирования.
Основные показатели деятельности ООО "ТГК "Регион" на регулируемый период 2016 года отражены в протоколе заседания правления комитета по тарифам и ценам Курской области от 11.11.2015 N 88.
Комитетом по тарифам и ценам Курской области при установлении тарифов на тепловую энергию для ООО "ТГК "Регион" на 2016 год были предусмотрены выпадающие доходы на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным для населения (отражено в протоколе заседания правления комитета по тарифам и ценам Курской области от 11.11.2015 N 88).
На 2016 год объем выпадающих доходов на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию между экономически обоснованным тарифом и тарифом населения составил 2 443,19 тыс. руб.
Установление тарифов в сфере теплоснабжения на 2016 год и последующие годы осуществлялось в соответствии с Законом N 190-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее Основы ценообразования в сфере теплоснабжения) и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 13.06.2013 760-э (далее Методические указания).
Законодательством Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию предусмотрены способы возмещения экономически обоснованных затрат регулируемых организаций, не учтенных в тарифе за предыдущий период, но обоснованно понесенных этой организацией, подтвержденных в установленном законом порядке, в последующие периоды регулирования путем признания их выпадающими доходами от регулируемой деятельности и включения в состав затрат для возмещения их через тарифы потребителей.
Следовательно, в случае признания расходов прошлого периода экономически обоснованными и включения их в затраты текущего года они возмещаются потребителями при оплате за тепловую энергию, а невозможное к возмещению потребителями в связи с ограничениями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
По мнению истца, были учтены предполагаемые (плановые) показатели, а не фактические, не были приняты во внимание реальные данные о протяженности сетей, расходах на заработную плату и затратах на инвестиционные проекты, а также иные расходы, необходимые при осуществлении его деятельности.
По утверждению комитета по тарифам и ценам Курской области, в данном случае на увеличение расходов за 2016 год повлияла деятельность самой регулируемой организации ООО "ТГК "Регион", поскольку ею в комитет не была представлена информация об увеличении удельных расходов на выработку тепловой энергии и увеличении размера потерь в связи с выявлением иной протяженности тепловых сетей. По вопросу расхождения тарифной выручки за 2016 год комитет по тарифам и ценам Курской области пояснил, что ООО "ТГК "Регион" представило недостоверную информацию, за предоставление которой несет ответственность регулируемая организация.
Как правильно указал суд первой инстанции, постановление комитета по тарифам и ценам Курской области не было признано недействующим в установленном законом порядке и не было отменено.
Начиная с 2016 года, тарифы на тепловую энергию в соответствии с требованиями действующего законодательства устанавливаются на долгосрочный период (при первом применении не менее 3 лет) на основании долгосрочных параметров регулирования.
ООО "ТГК "Регион", обращаясь в комитет по тарифам и ценам Курской области с заявлением о включении ООО "ТГК "Регион" в перечень организаций Курской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, представило документы, которые были учтены комитетом по тарифам и ценам Курской области при установлении тарифов па тепловую энергию на 2016 год.
Выработка тепловой энергии была принята в размере 24 772,60 Гкал, на уровне предложения ООО "ТГК "Регион". Расход тепловой энергии на собственные нужды котельной 616,74 Гкал, или 2,5 %. Отпуск тепловой энергии в сеть составил 24 155,86 Гкал. Потери тепловой энергии приняты в количестве 5 643 Гкал, на уровне предложения организацией и в соответствии с утвержденными приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 14.10.2013 N 97 для данной котельной. Полезный отпуск тепловой энергии потребителям был принят в количестве 18 512,86 Гкал. на уровне предложения ООО "ТГК "Регион".
По итогам работы за 2016 год отпуск тепловой энергии котельной в тепловую сеть составил 25 559,0 Гкал, что на 1 403,14 Гкал выше включенных при установлении тарифов, потери тепловой энергии 7 133,00 Гкал, что на 1 490,00 Гкал выше нормативных технологических потерь, утвержденных для данных объектов теплоснабжения приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области и заложенных в тарифе, полезный отпуск тепловой энергии 18 426,00 Гкал, что на 86,86 Гкал ниже заложенного в тарифе, или на 0,47%.
При рассмотрении полученных убытков по итогам работы за 2016 год комитетом по тарифам и ценам Курской области баланс тепловой энергии принят следующим образом:
полезный отпуск потребителям 18 426,0 Гкал на уровне, представленном организацией,
потери тепловой энергии в тепловой сети 5 643,0 Гкал, на уровне нормативных технологических потерь и долгосрочных параметров регулирования в соответствии с действующим законодательством.
Тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "ТГК "Регион" потребителям, были установлены на долгосрочный трехлетний период 2016-2018 годы с применением метода индексации и на основании долгосрочных параметров регулирования, которые не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
Постановлением комитета по тарифам ценам Курской области от 09.10.2015 N 70 для ООО "ТГК "Регион" были установлены долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период 2016-2018 годы, к которым были отнесены: а) базовый уровень операционных расходов, б) индекс эффективности операционных расходов, в) нормативный уровень прибыли. г) показатели энергосбережения и энергетической эффективности, к которым отнесены: потери тепловой энергии в тепловых сетях, удельный расход топлива па производство 1 Гкал тепловой энергии.
Операционные расходы, полученные по итогам 2016 года, комитетом по тарифам ценам Курской области признаны экономически обоснованными в общей сумме 7 612,93 тыс. руб., что на 74,53 тыс. руб. ниже включенных организацией за счет исключения расходов по фонду оплаты труда в сумме 24,53 тыс. руб. и услуг по разработке инвестиционной программы в сумме 50,0 тыс. руб.
Превышение плановых величин по фонду оплаты труда при снижении полезного отпуска и увеличении фактических потерь тепловой энергии против нормативных, по мнению комитета по тарифам и ценам Курской области, является необоснованным, поскольку источников финансирования данных затрат у организации не имелось.
Расходы по разработке инвестиционной программы исключены как необоснованные в соответствии с пунктами 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и 12 Методических указаний, поскольку она не была утверждена в установленном порядке уполномоченным органом на территории Курской области комитетом жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области.
Неподконтрольные расходы, полученные по итогам 2016 года, комитетом по тарифам ценам Курской области признаны экономически обоснованными в общей сумме 1 897,45 тыс. руб., что на 4,97 тыс. руб., ниже включенных организацией, за счет исключения расходов по отчислениям на социальные нужды от заработной платы.
Отчисления на социальные нужды определяются в соответствии с требованиями действующего законодательства исходя из ставки 30,0%, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 03.12.2011 N 379-ФЗ и 0,2 % на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно уведомлению Фонда обязательного социального страхования Российской Федерации. Комитетом по тарифам и ценам Курской области были приняты расходы по ставке согласно действующему законодательству от ФОТ принятой комитетом при установлении тарифов. Исключение затрат произведено в соответствии с пунктами 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и 12 Методических указаний аналогично расходам по ФОТ.
Расходы на энергоресурсы, полученные по итогам 2016 года, комитетом по тарифам ценам Курской области признаны экономически обоснованными в общей сумме 26 628,33 тыс. руб., что на 1 678,96 тыс. руб. ниже включенных организацией, за счет исключения расходов по топливу, связанных с превышением фактических потерь тепловой энергии над нормативными технологическими потерями в сумме 1 194,79 тыс. руб. и исключением затрат по электроэнергии, в сумме 484,17 тыс. руб., обусловленных превышением фактического удельного расхода над нормативной удельной величиной в утвержденной программе энергосбережения в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Расходы на электроэнергию приняты в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, как сумма произведений расчетных объемов электроэнергии, определенных программой энергосбережения ООО "ТГК Регион", на соответствующие цены согласно счетам-фактурам.
Расходы, связанные с превышением нормативных удельных расходов топлива, нормативных технологических потерь тепловой энергии были исключены как необоснованные в соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 190-ФЗ, Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Методическими указаниями.
Расходы из прибыли признаны экономически обоснованными в общей сумме 708,91 тыс. руб. и включают в себя расчетную предпринимательскую прибыль в сумме 360,63 тыс. руб. и расходы на уплату налога по упрощенной системе налогообложения - 348,29 тыс. руб., что на 83,46 тыс. руб. ниже понесенных организацией.
Расчетная предпринимательская прибыль комитетом по тарифам ценам Курской области признана экономически обоснованной на уровне учтенной в составе тарифов на 2016 год в сумме 360,63 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 74.1 расчетная предпринимательская прибыль определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования.
При установлении на 2016 год тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "ТГК Регион" расчетная предпринимательская прибыль была определена в размере 5 процентов текущих расходов, и составила 360,63 тыс. руб. Иные расходы за счет прибыли, превышающие нормативную величину, комитетом не были признаны экономически обоснованными.
Расходы из прибыли на уплату налога по упрощенной системе налогообложения приняты на уровне фактически уплаченных.
По мнению комитета по тарифам ценам Курской области, увеличение выработки тепловой энергии за 2016 год против плановых показателей обусловлено увеличением фактических потерь против нормативных, что свидетельствует об изношенности тепловых сетей, сверхнормативных утечках теплоносителя из систем теплоснабжения потребителей без приборов учета и о бесхозяйственной деятельности предприятия в части снижения сверхнормативных потерь.
В пункте 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и пункте 12 Методических указаний перечислены экономически обоснованные расходы, и выпадающие доходы, получение которых возможно к возмещению через тарифы на последующие периоды регулирования и принцип их возмещения при установлении для нее регулируемых тарифов.
При установлении на 2016 год тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей ООО "ТГК Регион" были определены экономически обоснованные плановая необходимая валовая выручка в сумме 37 076,2 тыс. руб. и расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии в количестве 18 512,86 Гкал. Исходя из данных показателей, были установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию для расчета с прочими и бюджетными потребителями, а для населения тарифы в рамках соблюдения предельным максимальным индексам изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. При этом в областном бюджете были предусмотрены субсидии на возмещение межтарифной разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом установленным населению и выплачены в полном объеме в сумме 2 464,33 тыс. руб.
На основании приведенных комитетом по тарифам ценам Курской области данных суд пришел к выводу о том, что истец не подтвердил наличие выпадающих доходов. Экономически обоснованными были признаны понесенные ООО "ТГК Регион" расходы в общей сумме 36 847,62 тыс. руб., полученный доход от реализации тепловой энергии потребителям и сумма субсидий из областного бюджета составили 36 871,26 тыс. руб.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае ООО "ТГК "Регион" в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено надлежащих доказательств совершения ответчиком противоправных действий (бездействия), повлекших убытки, а также доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и возникновением убытков у истца, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Приведенные в апелляционной жалобе затраты сами по себе не могут служить основанием для пересмотра размера тарифа в настоящем споре. Доказательств, свидетельствующих о том, что при предоставлении в комитет обосновывающего материала истец надлежащим образом мотивировал необходимость и объективность указанных расходов, а регулирующий орган, вопреки требованиям действующего законодательства, их не принял во внимание, заявителем жалобы представлено не было.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловную отмену принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Курской области от 11.07.2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. согласно статье 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы и подлежит с него взысканию в доход федерального бюджета, поскольку при подаче апелляционной жалобы ООО "ТГК "Регион" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 11.07.2018 по делу N А35-10234/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания "Регион" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания "Регион" в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.