город Москва |
|
27 декабря 2023 г. |
дело N А40-132632/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19.12.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.12.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Ритуал-Сервис" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.09.2023
по делу N А40-132632/23
по заявлению ЗАО "Ритуал-Сервис"
к УФАС России по г. Москве
третье лицо: ГБУ г. Москвы "Ритуал"
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Баранова И.Д. по доверенности от 03.10.2023;
от заинтересованного лица - Мхитаров К.Г. по доверенности от 04.09.2023;
от третьего лица - Назаркина И.В. по доверенности от 01.03.2023;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2023 в удовлетворении заявленных ЗАО "Ритуал-Сервис" требований о признании незаконным решения УФАС России по г. Москве, оформленного письмом от 20.04.2023 N НП/17383/23, отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В качестве третьего лица в деле участвует ГБУ г. Москвы "Ритуал".
Через канцелярию суда от третьего лица поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что антимонопольным органом рассмотрено заявление ЗАО "Ритуал-Сервис (вх. от 20.03.2023 N 17589-ЭП/23) по вопросу правомерности порядка получения ГБУ г. Москвы "Ритуал" сведений об умерших (погибших) на территории г. Москвы, а также осуществления третьим лицом консультационного обслуживания по вопросам оказания ритуальных услуг посредством телефонных звонков.
По результатам проверки антимонопольным органом принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением, полагая доказанным факт проявленной третьим лицом недобросовестной конкуренции и получения им необоснованных преимуществ при осуществлении своей предпринимательской деятельности, свои собственные права и законные интересы - ущемленными вследствие проявленной учреждением недобросовестности, а выводы антимонопольного органа об обратном необоснованными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Одним из оснований для возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки такого нарушения.
Частью 8 ст. 44 Закона о защите конкуренции установлено, что по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (п. 1); об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (п. 2); о выдаче предупреждения в соответствии со ст. 39.1 Закона о защите конкуренции (п. 3).
Антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства (п. 2 ч. 9 ст. 44 Закона о защите конкуренции).
Согласно п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", решение антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства может быть оспорено в арбитражном суде лицами, выступавшими заявителями при обращении в антимонопольный орган и обладающими заинтересованностью в возбуждении дела (п. 2 ч. 2 ст. 39, ст. 44 и ч. 1 ст. 52 Закона о защите конкуренции, п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении данной категории споров судам необходимо учитывать, что по смыслу положений ч. ч. 1 и 2 ст. 44 Закона о защите конкуренции на стадии возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган не рассматривает по существу вопрос о наличии нарушения, но анализирует, приведены ли в заявлении обстоятельства, которые могут свидетельствовать о наличии в действиях конкретного лица признаков нарушения антимонопольного законодательства, и представлены ли в подтверждение этих обстоятельств доказательства (либо указано на невозможность представления определенных документов и лицо, у которого они могут быть истребованы).
В связи с этим при оценке законности отказа в возбуждении дела по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 2 ч. 9 ст. 44 Закона о защите конкуренции, арбитражный суд проверяет правильность выводов антимонопольного органа о возможной квалификации нарушения, а также полноту проверки доводов заявителя, свидетельствующих о возможном наличии нарушения антимонопольного законодательства в поведении соответствующих лиц.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, а в отношении города федерального значения г. Москвы полномочия органов местного самоуправления могут быть отнесены к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Законом г. Москвы от 04.06.1997 N 11 "О погребении и похоронном деле в г. Москве" организация похоронного дела в г. Москве отнесена к компетенции Правительства г. Москвы.
Из материалов дела следует, что ГБУ г. Москвы "Ритуал" создано на основании распоряжения Правительства г. Москвы от 27.01.2015 N 29-РП "О реорганизации Государственного унитарного предприятия г. Москвы по специализированному обслуживанию населения "Ритуал" для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами г. Москвы, нормативными правовыми актами Правительства г. Москвы полномочий г. Москвы в сфере похоронного дела.
Согласно действующему порядку, утвержденному совместным распоряжением Департамента торговли и услуг г. Москвы и Департамента здравоохранения г. Москвы от 24.12.2021 N 656/5005-р, при обнаружении тела (останков) умершего (погибшего) вне стационара, врач (фельдшер) медицинской организации государственной системы здравоохранения г. Москвы, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, сообщает в диспетчерскую службу отдела по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) ГБУ г. "Ритуал" сведения об умершем (погибшем) для организации транспортировки тела с места смерти в морг.
По мнению заявителя, положения распоряжения от 24.12.2021 N 656/5005-р наделяют преимуществом ГБУ г. Москвы "Ритуал" в границах г. Москвы в части первоочередного получения информации об умерших (погибших) в целях дальнейшего навязывания услуг по их погребению.
По информации Департамента торговли и услуг г. Москвы в соответствии с положениями распоряжения от 24.12.2021 N 656/5005-р информация об умершем (погибшем) передается врачом (фельдшером) медицинской организации государственной системы здравоохранения г. Москвы в ГБУ г. Москвы "Ритуал" в целях исполнения учреждением возложенных на него функций по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) с места смерти в морги.
В силу п. 8.2.1 Порядка организации похоронного дела в г. Москве, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 08.04.2008 N 260-ПП ГБУ г. Москвы "Ритуал" осуществляет бесплатную транспортировку тел (останков) умерших (погибших) от места их смерти в медицинские организации (морги (трупохранилища) государственной системы здравоохранения г. Москвы.
Во всех остальных случаях транспортировка тел умерших (погибших) осуществляется на платной основе специализированными службами по вопросам похоронного дела.
Постановлением Правительства г. Москвы от 05.12.2017 N 941-ПП "О формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ государственными учреждениями г. Москвы" утвержден порядок формирования государственного задания и доведения его до государственного бюджетного учреждения.
В соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 05.12.2017 N 941-ПП государственное задание выполняется государственными учреждениями г. Москвы.
Государственное задание формируется и утверждается органом исполнительной власти, в ведении которого находится государственное учреждение, на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". При этом, в государственное задание включаются государственные услуги (работы), которые являются основными видами деятельности государственных учреждений г. Москвы и которые финансируются за счет бюджетных средств в форме субсидии.
На основании указанных правовых актов г. Москвы в состав государственного задания ГБУ г. Москвы "Ритуал" включено выполнение государственной работы по транспортировке (перевозке) тел (останков) умерших (погибших).
Сведения об утвержденном государственном задании для ГБУ г. Москвы "Ритуал" размещены на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях - https://bus.gov.ru.
Издание распоряжения от 24.12.2021 N 656/5005-р направлено исключительно на обеспечение возможности исполнения ГБУ г. Москвы "Ритуал" государственного задания по осуществлению безвозмездной транспортировки тел (останков) умерших (погибших) в границах г. Москвы.
Кроме того, сведения об умерших (погибших) на территории г. Москвы поступают в ГБУ г. Москвы "Ритуал", в том числе путем переадресации звонков граждан совершенных на единый номер "112".
При этом, положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 958, утвержден порядок создания и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
ГБУ г. Москвы "Ритуал" является участником информационного взаимодействия с системой "112", как и другие экстренные оперативные службы г. Москвы и органы повседневного управления силами и средствами Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что соответствует Положению от 21.11.2011 N 958 и не может быть расценено в качестве акта недобросовестной конкуренции по отношению к хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою предпринимательскую деятельность в рассматриваемой сфере.
При этом, при поступлении звонков по единому номеру "112" осуществляется прием сведений о происшествиях и их типизация для незамедлительной переадресации поступающих запросов участникам информационного взаимодействия.
В случае необходимости оказания консультации по вопросам, связанным с погребением умерших, система "112" осуществляет переадресацию обращений граждан по смертельным случаям в ГБУ г. Москвы "Ритуал" как участнику информационного взаимодействия, что о нарушении требований действующего антимонопольного законодательства Российской Федерации не свидетельствует.
По мнению заявителя, использование учреждением данных родственников умерших (погибших) в коммерческих целях является актом недобросовестной конкуренции и ущемляет права иных участников рассматриваемого конкурентного рынка.
Вместе с тем, по данным ГБУ г. Москвы "Ритуал", представленным в адрес территориального антимонопольного органа, взаимодействие с родственниками, иными лицами, присутствующими при констатации факта смерти, осуществляется учреждением в соответствии с распоряжением от 24.12.2021 N 656/5005-р, которым не предусмотрено консультирование ГБУ г. Москвы "Ритуал" родственников и иных лиц, присутствующих при констатации смерти.
Согласно сведениям ГБУ г. Москвы "Ритуал", консультационное обслуживание по вопросам похоронного дела в рамках выполнения утвержденного государственного задания осуществляется учреждением только по запросам заявителей, самостоятельно позвонивших в ГБУ г. Москвы "Ритуал" или пришедших на личный прием.
В то же время, положениями ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Учитывая получение ГБУ г. Москвы "Ритуал" сведений об умерших (погибших) на территории г. Москвы в целях исполнения государственного задания по бесплатной транспортировке (перевозке) тел (останков) умерших (погибших), а также отсутствие документов и материалов, надлежащим образом подтверждающих факт(-ы) получения ГБУ г. Москвы "Ритуал" в соответствии с распоряжением от 24.12.2021 N 656/5005-р информации об умерших (погибших) на территории г. Москвы в целях навязывания лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умерших (погибших), оказания ритуальных услуг и осуществления ГБУ г. Москвы "Ритуал" консультационного обслуживания населения по вопросам похоронного дела посредством совершения телефонных звонков, в настоящем случае отсутствуют основания для квалификации действий ГБУ г. Москвы "Ритуал" по ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, действий Департамента торговли и услуг г. Москвы и Департамента здравоохранения г. Москвы по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, а также действий указанных лиц по ст. 16 Закона о защите конкуренции как предоставляющих преимущественные условия учреждению в осуществлении ритуальных услуг путем безосновательного преимущественного доступа к информации.
В рассматриваемом случае, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о получении преимущества ГБУ г. Москвы "Ритуал" при осуществлении предпринимательской деятельности, возможности причинения оспариваемыми действиями убытков заявителю либо вреда его деловой репутации. Следует отметить, что выбор способа защиты права не должен быть реализован с учетом оценки соразмерности заявленного способа защиты последствиям его применения при условии предполагаемого существования альтернативного варианта.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.09.2023 по делу N А40-132632/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132632/2023
Истец: ЗАО "РИТУАЛ-СЕРВИС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "РИТУАЛ"