город Ростов-на-Дону |
|
03 октября 2018 г. |
дело N А32-37195/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от заявителя: представитель Кравченко В.Д., паспорт, по доверенности от 21.10.2017, Гредасов В.Ю., паспорт, по доверенности от 27.03.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гредасовой Натальи Ивановны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2018 по делу N А32-37195/2017,
принятое судьей Пристяжнюком А.Г.
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гредасовой Натальи Ивановны
к Администрации муниципального образования Северский район, Управлению архитектуры администрации муниципального образования Северский район
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гредасова Наталья Ивановна (далее - КФХ Гредасова Н.И.) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Северский район о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края в подготовке и выдаче разрешения на строительство гаража для сельскохозяйственной техники, приведенного в письме от 08.06.2017 N 295-А, и о возложении на администрацию обязанности подготовить и выдать разрешение на строительство гаража для сельскохозяйственной техники на земельном участке площадью 251 006 кв.м. (кадастровый номер 23:26:0701005:0002), расположенном по адресу: Краснодарский край, Северский район, х. Пороно-Покровский, принадлежащем на праве собственности заявителю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.04.2018 судебные акты по делу А32-37195/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что принадлежащий заявителю на праве собственности земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем для правильного разрешения заявленных требований судам следовало установить вид сельскохозяйственных угодий, входящих в состав территории спорного земельного участка; при отсутствии сельскохозяйственных угодий в границах планируемого для застройки участка, представленная заявителем проектная документация подлежит оценке на предмет ее соответствия виду разрешенного использования земельного участка и осуществляемой фермерским хозяйством деятельности, иным ограничениям, установленным в отношении участка.
При новом рассмотрении дела определением от 28.05.2018 суд привлек к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица Управление архитектуры администрации муниципального образования Северский район.
Принятым по результатам нового рассмотрения дела решением от 02.07.2018 суд отказал в удовлетворении требований Гредасовой Н.И.
Не согласившись с принятым судебным актом, КФХ Гредасова Н.И. обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что поконтурная ведомость не относится к КФХ Гредасовой Н.И., поскольку составлена в период действия бывшего колхоза и АКХ "Львовское", до приобретения Гредасовой Н.И. земельного участка с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского хозяйства. Земельный участок с кадастровым номером 23:26:0701005:2, сельскохозяйственного назначения, принадлежащий КФХ на праве собственности и используемый для ведения крестьянского хозяйства находится в зоне сельскохозяйственного использования, примыкает к зоне размещения транспортно-логистических комплексов, вдоль автодороги Львовское-Панахес.
В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Администрации муниципального образования Северский район в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие администрации.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Администрации муниципального образования Северский район, Управлению архитектуры администрации муниципального образования Северский район.
Представители Гредасовой Н.И. в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 50 мин. 26.09.2018. После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель КФХ Гредасов В.Ю. в судебном заседании поддержал ранее изложенную позицию по существу спора, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии заявления от 17.19.2018, копии письма от 20.09.2018 N 575-А с приложением.
В соответствии со ст. 268 АПК РФ суд приобщил к материалам дела копии заявления от 17.19.2018 и письма Управления архитектуры Администрации муниципального образования Северский район от 20.09.2018 N 575-А с приложением. Суд приобщает документы для более полного исследования обстоятельств дела и доводов сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, глава хозяйства Гредасова Н.И. является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения, предназначенного для ведения крестьянского хозяйства, площадью 251 006 кв.м. (кадастровый номер 23:26:0701005:0002), расположенного по адресу: Краснодарский край, Северский район, х. Пороно-Покровский (т. 1, л. д. 11).
01 июня 2017 года глава хозяйства обратилась в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Северский район с заявлением о выдаче разрешения на строительство гаража для сельскохозяйственной техники (т. 1, л. д. 12, 13).
Управление архитектуры и градостроительства в письме от 08.06.2017 N 295-А отказало главе хозяйства в выдаче разрешения на строительство, указав, что согласно "Правилам землепользования и застройки Львовского сельского поселения Северского района", утвержденным решением Совета муниципального образования Северский район от 29.11.2016 N 134, земельный участок расположен на территории, на которую градостроительные регламенты не устанавливаются (земли сельскохозяйственного назначения).
Считая незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство, глава КФХ Гредасова Н.И. оспорила его в судебном порядке.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса определяет, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
В силу части 1.1. статьи 51 Градостроительного кодекса в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 данного Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Согласно части 3 статьи 51 Градостроительного кодекса не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса).
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Согласно статье 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 Земельного кодекса определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья -пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1 и 4).
До принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущения выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (подпункт 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Часть 1.1 статьи 51 Градостроительного кодекса (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ) определяет, что в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 данного Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться или приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
Согласно статье 6 Закона N 74-ФЗ в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что принадлежащий главе хозяйства земельный участок сельскохозяйственного назначения предназначен для ведения крестьянского хозяйства и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 79 Земельного кодекса определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья -пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1 и 4).
До принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущения выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (подпункт 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса).
Из письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 07.05.2018 N 1000 следует, что земельный участок заявителя относится к сельскохозяйственным угодьям (л.д. 183 том 2).
Поконтурная ведомость земельных угодий, являющихся приложением к письму от 07.05.2018. N 1000, относит вид угодий данного земельного участка к пашням, что исключает возможность использования данных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства (л.д. 184-186).
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы заявителя о том, что поконтурная ведомость не относится к КФХ Гредасовой Н.И., поскольку составлена в период действия бывшего колхоза и АКХ "Львовское", до приобретения Гредасовой Н.И. земельного участка с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского хозяйства.
Указывая, что поконтурная ведомость составлена в период действия бывшего колхоза, заявитель не опроверг достоверность отраженных в ней сведений и отнесение земельного участка к пашням.
При этом, потенциальная возможность использования земельного участка для иных видов деятельности, не опровергает отнесение участка к пашням, которые как и сенокосы, имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Обращаясь с заявлением в Управление архитектуры, и при рассмотрении дела в суде, КФХ Гредасовой Н.И. не подтвердило, что разрешение на строительство необходимо для объекта, который будет использоваться непосредственно в сельскохозяйственном производстве.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" закреплено, что одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
В состав имущества фермерского хозяйства могут входить, в том числе земельный участок, хозяйственные и иные постройки, сооружения, а также иное имущество, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства (пункт 1 статьи 6 Закона N 74-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 74-ФЗ основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что проектируемый объект не предназначен для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также транспортировки (перевозки), хранения и реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, поэтому не может быть возведен на земельном участке сельскохозяйственного назначения.
Вид сельскохозяйственных угодий - пашни - также исключает возможность использования данных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 июля 2017 года по делу N А32-39333/2016.
При таких обстоятельствах, судом не установлены предусмотренные ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения заявления КФХ Гредасовой Н.И.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы с учетом обязательных указаний суда кассационной инстанции.
Решение суда от 02.07.2018 об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным, принято с учетом обязательных указаний суда кассационной инстанции.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Государственная пошлина в размере 1350 рублей, излишне уплаченная при обращении с апелляционной жалобой согласно платежному поручению от 20.07.2018 N 30, подлежит возврату главе крестьянского (фермерского) хозяйства Гредасовой Наталье Ивановне из федерального бюджета на основании ст.ст. 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02 июля 2018 года по делу А32-37195/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Гредасовой Наталье Ивановне из федерального бюджета 1350 рублей государственной пошлины, уплаченной при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37195/2017
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гредасова Наталья Ивановна, Гредасова Наталья Ивановна
Ответчик: Администрация МО Северский район, Администрация муниципального образования Северский район
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11576/18
03.10.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13155/18
02.07.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-37195/17
06.04.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1837/18
22.12.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19530/17
31.10.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-37195/17