г. Чита |
|
05 октября 2018 г. |
Дело N А58-4308/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2018 года по делу N А58-4308/2017 по заявлению государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский промышленный техникум" (ОГРН 1021401050329, ИНН 1435067676) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673) о признании недействительным предписания в части,
(суд первой инстанции: судья Устинова А.Н.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутский промышленный техникум" (далее - заявитель, ГАПОУ РС(Я) "Якутский промышленный техникум" или техникум) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее также - Министерство финансов или Минфин РС (Я)) с заявлением о признании недействительным предписания от 21.04.2017 N 16-1-19/518 в части пунктов 12 и 15.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2018 года заявленные требования удовлетворены частично.
Предписание Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 21.04.2017 N 16- 1-19/518 признано недействительным в части пункта 12 в размере 6 436 625, 65 рублей и пункта 15 в размере 360 рублей.
В остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Министерство финансов Республики Саха (Якутия) обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, выражая свое несогласие с ним.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 26 сентября 2018 года был объявлен перерыв до 10 часов 10 минут 28 сентября 2018 года. Информация о перерыве размещена в Картотеке Арбитражных Дел на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании плана контрольной деятельности Минфина РС (Я) на 2017 год, приказа Минфина РС (Я) от 15.02.2017 N 01-04/0214 проведена выездная проверка полноты и достоверности отчетности об исполнении государственного задания, использования средств, полученных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), на выполнение государственного задания и на иные цели за период 2015 - 2016 годы и истекший период 2017 года в техникуме, по результатам которой составлен акт проверки от 16.03.2017.
В акте проверки, в том числе установлено следующее: штатным расписанием техникума предусмотрено 8 штатных единиц работников столовой (зав. производством, 4 повара, 2 мойщицы посуды, уборщица) с месячным фондом оплаты труда в 2015 году в размере 74 149 рублей, в 2016 году - 110 505 рублей, за проверяемый период расходы на оплату труда работников столовой с учетом страховых взносов составили 6 251 800, 65 рублей, в том числе: 2015 год - 2 835 199, 71 рублей (1 891 794, 75 рублей за счет госбюджета Республики Саха (Якутия) и 943 404, 96 рублей за счет иных субсидий), 2016 год - 2 990 334, 73 рублей за счет госбюджета Республики Саха (Якутия); 2017 год - 426 266, 21 рублей за счет госбюджета Республики Саха (Якутия); в нарушение пункта 10 Положения о формировании государственного задания в отношении государственных бюджетных и казенных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.12.2010 N 595, пункта 18 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 N 370 (с изменениями) "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания", пункта 2.2 Устава Учреждения и целей, установленных Соглашениями от 13.10.2015, от 15.01.2016 и от 13.01.2017 за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) произведена оплата труда работников столовой, не связанных с оказанием государственных услуг и выполняющих функции, не относящиеся к основным видам деятельности учреждения, в результате чего допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 5 308 395, 69 рублей с учетом начислений на оплату труда, в том числе за 2015 год в размере 1 891 794, 75 рублей, за 2016 год - 2 990 334, 73 рублей, истекший период 2017 года - 426 266, 21 рублей; в нарушение пункта 10 Положения о формировании государственного задания в отношении государственных бюджетных и казенных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.12.2010 N 595, пункта 18 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 N 370 (с изменениями) "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания", пункта 2.2 Устава Учреждения и пункта 2.3.1 Соглашений от 13.10.2015, от 15.01.2016 средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) отвлечены на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам столовой, не связанных с оказанием государственных услуг и занимающихся деятельностью, не относящейся к основной деятельности Учреждения на сумму 140 825 рублей, что является нецелевым использованием бюджетных средств, в том числе за 2015 год - 109 190 рублей, за 2016 год - 31 635 рублей; в нарушение предмета, установленного пунктом 1 Соглашений и п. 2.2 Устава учреждения за счет целевой субсидии на выплату стимулирующих выплат работникам и руководителям на 2015 год произведено премирование работников столовой, выполняющих функции, не относящиеся к основным видам деятельности учреждения, в результате чего допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 943 404, 96 рублей, в том числе подстатья 211 - 724 581, 38 рублей, подстатья 213 - 218 823, 58 рублей; дебиторская задолженность целевой субсидии на стимулирующие выплаты работникам и руководителям на 01.01.2015 составляет 801 820, 26 рублей, на 01.01.2016 - 678 144, 67 рублей, на 01.01.2017 - 0 рублей, в нарушение п. 2.3.7 Соглашений учреждение дебиторскую задолженность в размере 678 144, 67 рублей не восстановило в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и необоснованно перенесло указанную сумму на субсидию на финансовое обеспечение выполнения государственного заказа на оказание государственных услуг (выполнение работ), в результате чего допущено нецелевое использование субсидии на стимулирующие выплаты работникам и руководителям на 2015 год в размере 678 144, 67 рублей; из субсидии, полученной техникумом на основании Соглашения от 19.01.2015, предметом которого является определение условий предоставления государственным органом, осуществляющим полномочия учредителя учреждению субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе на проведение противопожарных мероприятий на 2015 год в размере 400 000 рублей, использовано на цели, не предусмотренные Соглашением (нецелевое использование), 202 000 рублей, в том числе в виде оплаты расходов по проведению работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачного помещения в размере 99 000 рублей, проверке соответствия огнезащитной обработки деревянных конструкций в размере 59 000 рублей, проверке внутреннего противопожарного водопровода в размере 44 000 рублей; в нарушение статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 09.12.2004 187-З N 381-III "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)" произведены расходы, не подлежащие компенсации за счет госбюджета Республики Саха (Якутия) в размере 3 360 рублей, а именно оплачен полис добровольного страхования и квитанция за оплату услуг по подбору оптимального маршрута перевозки.
Минфин РС(Я) выдал техникуму предписание от 21.04.2017 N 16-1-19/518, в котором указаны, в том числе вышеуказанные нарушения в части нецелевого использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2015 - 2017 годах.
Пунктом 12 предписания от 21.04.2017 N 16-1-19/518 Минфин РС(Я) предписал техникуму в срок до 01.07.2017 восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму нецелевого использования средств субсидий 7 272 770, 32 рублей по реквизитам, указанным в предписании; пунктом 15 - в срок до 01.07.2017 провести претензионную работу по взысканию суммы неправомерно принятых к оплате средств по проезду в отпуск в размере 3 360 рублей и восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по реквизитам, указанным в предписании.
Техникум посчитав, что в данной части указанное предписание нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
В силу статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) и Устава ГАПОУ РС(Я) "Якутский промышленный техникум" относится к профессиональным образовательным организациям, которыми признаются образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения.
Статьёй 23 Закона об образовании установлено, что образовательные программы определяют содержание образования.
К основным образовательным программам относятся, в том числе образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (часть 3).
Образовательное учреждение руководствуется при этом федеральными стандартами, содержащими требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые состоят из требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым и иным условиям.
Названные федеральные стандарты не предусматривают обязательность укомплектования образовательных организаций наряду с педагогическими работниками и иными работниками (пункт 7.15 Федерального стандарта) также и работниками общественного питания.
Статья 52 Закона об образовании устанавливает, что в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 1).
Исходя из содержания приведенных норм в их системном единстве, к иным работникам, осуществляющим вспомогательные функции, на оплату труда которых субъект Российской Федерации обязан предоставить субсидию, необходимо относить работников, выполняющих обязанности по соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, санитарно-бытовых условий, включая обслуживание оборудованных гардеробов, а также по соблюдению требований охраны здоровья.
В отличие от суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает, что образовательное учреждение не вправе было за счёт полученной субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации производить оплату труда работникам столовой.
Согласно статье 37 Закона об образовании организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность (часть 1). Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления (часть 4).
В этой связи суд апелляционной инстанции, несмотря на то, что организация питания обучающихся также включается в охрану их здоровья, приходит к выводу, что оплата труда работников столовой среднего профессионального образовательного учреждения не может быть обеспечена за счет субсидий субъекта Российской Федерации, предоставленных для исполнения им государственного задания, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в статье 37 Закона об образовании, организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность; обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу части 2 статьи 8 Закона об образовании органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся, но это не является их обязанностью.
Таким образом, финансирование организации питания учащихся осуществляется за счет иных средств (собственных и выделенных).
Кроме того, необходимо учитывать предписания санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45, которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся (пункты 1.2 и 1.3).
Из содержания пункта 2.1 приведенных правил следует, что питание обучающихся в образовательных учреждениях обеспечивают организации общественного питания, которые осуществляют деятельность по производству кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий и их реализации.
Таким образом, финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях, к которым относится ГАПОУ РС(Я) "Якутский промышленный техникум", не является обязанностью субъекта Российской Федерации, так как такое финансирование прямо не предусмотрено государственными федеральными образовательными стандартами среднего профессионального образования.
Аналогичный подход определяется к расходам образовательного учреждения как на выплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работникам столовой, командировочных расходов, а также их премирование за счет субсидии на выполнение государственного задания.
Данные выводы суда апелляционной инстанции постановлены с учетом позиции, изложенной в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2017 N 74-АПГ17-1.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Минфин РС(Я) пунктом 12 предписания предписал техникуму в срок до 01.07.2017 восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму нецелевого использования средств субсидий 7 272 770, 32 рублей по реквизитам, указанным в предписании.
Указанная сумма 7 272 770, 32 рублей состоит, в том числе из 5 308 395, 69 рублей - оплата труда работников столовой, не связанных с оказанием государственных услуг и выполняющих функции, не относящиеся к основным видам деятельности учреждения; 140 825 рублей - компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам столовой, не связанных с оказанием государственных услуг и занимающихся деятельностью, не относящейся к основной деятельности учреждения; 943 404, 96 рублей - премирование работников столовой, выполняющих функции, не относящиеся к основным видам деятельности учреждения.
Учитывая, что факт несения указанных расходов образовательным учреждением из средств полученных субсидий, суд апелляционной инстанции считает, что имело место нецелевое использование учреждением бюджетных средств.
Статьёй 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1).
При таких условиях суд апелляционной инстанции приходит выводу о том, что поскольку бюджетное финансирование государственного задания учреждению не предусматривает расходов на оплату труда работников столовой, то использование полученных этим образовательным учреждением государственных средств на выполнение государственного задания на предоставление образовательных услуг с целью финансирования заработной платы работников столовой является неправомерным.
Более того, бюджетные средства использованы учреждением на оплату труда работников, приносящих учреждению доход за счёт производства и реализации продукции общественного питания, организации услуг питания учащихся и работников учреждения.
Суд апелляционной инстанции также исходит из положений статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (часть 3).
Неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (часть 4 статьи 270.2).
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции оспариваемое предписание Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 21.04.2017 N 16-1-19/518 в части пункта 12 в размере 6 392 625, 65 рублей (5 308 395, 69 рублей - оплата труда работников столовой, 140 825 рублей - компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам столовой, 943 404, 96 рублей - премирование работников столовой) соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права, с принятием по делу в данной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Каких-либо доводов о наличии основания для отмены решения суда первой инстанции в остальной части заявитель апелляционной жалобы не приводит и судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта в остальной части. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в данной части не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2018 года по делу N А58-4308/2017 в части признания недействительным предписания Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 21.04.2017 N 16-1-19/518 в части пункта 12 в размере 6 392 625, 65 рублей отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований о признании недействительным предписания Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 21.04.2017 N 16-1-19/518 в части пункта 12 в размере 6 392 625, 65 рублей отказать.
В остальной части Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2018 года по делу N А58-4308/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4308/2017
Истец: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутский промышленный техникум"
Ответчик: Министерство финансов Республики Саха (Якутия)